Уникальные женщины мира. Шокирующая мода

Анжела Конн
Шокирующая мода

Эльза Скиапарелли

1. Женщины, изменившие мир…Сколько их, мой читатель?! Я написала лишь о двадцати, не очень известных, полузабытых, совсем забытых…Согласна, невозможно всех помнить, но время от времени читать о них, возвращаться к ним – наша благодарность, так как именно они сделали сегодняшнюю жизнь интереснее, легче, умнее, насыщеннее, красивее.
Закончу эту книгу небольшим сюрпризом для тебя, мой любознательный читатель. Чуть-чуть отойдя от намеченного количества рассказов о малоизвестных женщинах, расскажу ещё об одной уникальной женщине, чья деятельность – создание моды -  наверняка занимает главное место в сердцах и умах прекрасной половины человечества.  Без моды сегодня не обходится ни одна женщина. И писать о ней, задействованной в любой сфере, не затрагивая её внешнюю оболочку, - нереально!
Кто они – женщины модельеры-дизайнеры, меняющие внешность каждой из нас, как только мы облачаемся в красивое платье? Почему мы с таким вниманием и трепетом всматриваемся в их лица, пытаясь разгадать тайну, которая руками одарённых мастериц своего дела простую женщину превращает в королеву? А ведь тайна существует, раз преображается внешность человека, данная природой. И открывается она избранным…
Мы все знаем имя великой Коко Шанель, но она не единственная, кто совершил революцию в мире моды. А сколько забытых имён?! Умные, талантливые, идущие навстречу всему новому, ломающие стереотипы, гениальные женщины-модельеры, которыми мы должны восхищаться…
Сколько имён мы можем назвать? Это и популярная в начале 20 века Жанна Пакен, и великолепная Жанна Ланвен, и «архитектор моды» Мадлен Вионне, и неповторимая Мадам Гре, и блистательная Кармен Томмазо, и поразительная Вивьен Вествуд, и удивительная Нина Риччи, и изумительная Соня Ракель…Их много, даривших нам красоту, шарм, изящество, нежность, таинство. Но расскажу тебе об одной из них – невероятной, экстравагантной, талантливой модельерше, которая удивляла, шокировала, восхищала мир своими модными творениями. И помогал ей в этом не кто иной, как великий Сальвадор Дали. Звали её Эльза Скиапарелли.

2. Эльза Скиапарелли родилась в римском палаццо Корсини 10 сентября 1890 года в семье аристократов. Отец был учёным и являлся деканом Римского университета, в котором постигала науки и наша героиня. С детства Эльза училась живописи, истории искусств, увлекалась театром. На лекциях она познакомилась с теософом и оккультистом графом Уильямом де Карлор и вышла за него замуж. Однако брак этот не принёс счастья Эльзе. Граф имел отличную родословную, но совершенно не имел ни денег, ни моральных устоев. Он оказался ловеласом, волочился за женщинами, проматывая деньги жены. У пары вскоре родилась дочь, к сожалению, с церебральным параличом. В 1919 году семья переезжает в Америку, в Нью-Йорк. Там Уильям заводит роман с Айседорой Дункан и бросает жену с больным ребёнком.
В этот трудный период Эльзу поддерживала ближайшая подруга Габриэль, жена сюрреалистического художника. Габи вводит женщину в творческий круг, знакомит её с известными людьми.
Следуя её примеру, Эльза в 1922 году уезжает во Францию. Хотя ей никогда не угрожала нищета, её активная творческая натура жаждала деятельности и искала выхода в большой мир.
Сначала она работала в журнале, затем стала делать одежду для своих друзей. Именно делала, потому что никогда не обучалась технике изготовления одежды. Драпировала ткань прямо на теле, иногда используя себя в качестве модели. Поначалу все предметы гардероба, созданные ею, были в одном экземпляре и предназначались для одного человека, но желание людей купить у неё «эту безумную одежду», созданную в духе сюрреализма, поразило Эльзу. Каково же было её удивление, когда сама герцогиня Виндзорская, умоляла её продать вечернее платье с изображением гигантского омара, приправленного петрушкой.
Слава о новоявленной модельерше достигла знаменитого парижского кутюрье Поля Пуаре, с кем она вскоре познакомилась. От него молодая женщина позаимствовала любовь к ярким цветам и сочетаниям несочетаемых красок. Придумала чёрное платье, совместив с красными чулками бирюзовый жакет с окантовкой бордового цвета, а на розовом фоне рисовала узоры в зелёных тонах. Она была большой выдумщицей и не ограничивала себя в безумных желаниях, когда это касалось творчества.
Как правило, его величество случай приходит к людям неординарным, к тем, из кого фантазия бьёт ключом и  кто без устали работает над собой. И тогда их озаряет светом открытий!
Однажды Эльза увидела на гостившей у неё дамы свитер. Оказалось, что такие свитеры вяжет эмигрантка из Армении, живущая неподалёку от Скиапарелли. Эта мастерица стала первым партнёром начинающей модельерши. Они стали работать вместе, разрабатывали модели платьев и свитеров. Появляется первый пуловер, связанный вручную с мотивом тромплей – приём в искусстве, создающий иллюзию, то есть обман зрения, когда изображённый объект находится в трёхмерном пространстве в то время как он выполнен в двухмерной плоскости. Одним словом, обманка.
Позже коллекция трикотажа дополнилась пижамами, купальниками, спортивными ансамблями.  Пуловер стал известным настолько, что создательница получила крупный заказ от фирмы «Strauss» на спортивную одежду, над которым трудилась большая часть армянской общины Парижа. Эльза получила широкую известность, а армянские женщины смогли открыть свою трикотажную фабрику. Вот такой замечательный случай!

3. Первую коллекцию свитеров Эльза посвятила изображениям художников-кубистов и мотивам африканского искусства; вторую выполнила по рисункам матросских татуировок, что вызвало настоящий шок в обществе. Там были змеи, якоря, сердца, пронзённые стрелами…
Проработав несколько лет со спортивной одеждой, Скиапарелли начинает создавать вечерние платья. И здесь её ждёт успех!  Длинное платье-футляр из чёрного крепа в сочетании с белым жакетом и шарфом через плечо стало эталоном элегантности. В дальнейшем все кутюрье, в том или ином варианте, повторяли придуманное ею новшество.
В 1934 году на Вандомской площади - средоточии богатой публики - Эльза открывает первый в мире бутик, чтобы продавать авторскую одежду. Впервые именно она стала предлагать с вечерними платьями бижутерию, что вызвало у коллег-модельеров насмешки. Однако покупательницы были в восторге.
К середине 30-х годов талант Эльзы расцвёл. Её коллекции стали сенсационными, о застёжках-молниях, которые она использовала даже в вечерних нарядах, писали газеты, шушукались дамочки, не переставали обсуждать портные и модельеры.
Она стала создавать одежду-мираж, вызывая недоумение и интерес у публики, поскольку, увидев рисунок издалека, люди не могли рассмотреть его вблизи. Ах, как она любила шокировать,..
Следующее её изобретение – шокирующий розовый или фуксия. Для 30-х годов этот цвет был настолько необычным, что действительно поражал, удивлял...
В дизайне одежды она применяла сюрреалистические мотивы. Это выглядело очень эффектно! Она не уставала фантазировать и фонтанировать новыми идеями.
Дружба и сотрудничество с Жаном Кокто и Сальвадором Дали вызвали новый всплеск интереса к её творчеству. По рисунку Кокто она создала жакет с «обнимающими руками» и платье-обманку с вышивкой, в которой два женских профиля образуют вазу с цветами. Эксцентричный Дали придумал для Эльзы сумку в виде телефона, жакет с карманами-ящиками, по его наброскам было создано платье с омаром в окаймлении лепестков петрушки…
Её мода была экстравагантна, остроумна и даже скандальна. О ней говорили, восхищаясь и негодуя… Её причудливые шляпки – шляпа-ботинок, шляпа-телефон, шляпа-отбивная – вызывали желание у женщин не только примерять, но и обладать ими. Так, Жаклин Кеннеди с удовольствием носила шляпку, вошедшую в моду под названием «таблетка».
Однажды Эльза посетовала на то, что моделирование одежды «самое трудное и неблагодарное искусство, потому что после того как платье появится на свет, оно становится вещью» Но это не так. Настоящее искусство не подвластно времени. Его достижениями и плодами пользуются новые поколения. Этой «неизвестной итальянской художнице», как нелицеприятно выразилась однажды о ней знаменитая Коко Шанель, женщины мира обязаны многим.

4. Её творениями вдохновлялись многие: Вивьен Вествуд, Джон Гальяно, Жан Поль Готье, Франко Москини… А Живанши начинал у неё ассистентом и очень ценил полученный опыт. Эльза во многом опередила время. В 30-е годы ей удалось создать то, что вошло в моду через полвека.
Вспомним новаторские заслуги этой удивительно одарённой женщины. Она открыла первый в мире бутик, заложила основы и принципы прет-а-порте, превратив обычное дефиле в яркое, праздничное шоу, первая предложила носить вечернее платье с бижутерией, ввела застёжку-молнию, первая представила коллекцию вязаных свитеров. Накладные плечи, объёмный крой, жёсткие ткани – всё это появилось благодаря Эльзе. Она подарила женщинам раздельный купальник, да ещё телесного цвета, и первую юбку-шорты. Именно Эльза придумала наносить на одежду принт с газетными вырезками. Статьи, конечно, были о ней, но иногда пестрели карикатурными изображениями Коко Шанель. Было за что! На одном из светских приёмов Шанель усадила Эльзу на выкрашенный стул, сопроводив неблаговидное действие словами, что это придаст стилю Эльзы больше пестроты, которую она так любит. Так обменивались «любезностями» соперничающие модельеры. Это было гениальное противостояние двух выдающихся модельеров. Единственное, что их объединяло – новаторство. Эльза была сторонницей сюрреализма, в то время как Шанель делала ставку на классику.
Эльза придумала для дам брюки-кюлоты, молнии, причудливые пуговицы в виде монет и многое другое. Она стала первым французским кутюрье, чьи работы появились в постреволюционной России. Её творения обожали звёзды, простые парижские модницы и дамы из высшего света.
Эльза скончалась во сне в Париже в 1973 году, через 20 лет после выхода своей последней коллекции. Её похоронили в шёлковом костюме шокирующего розового цвета, которое она ввела в моду. Да и её автобиография под названием «Моя шокирующая жизнь» говорит о том, что ничего невозможного для неё не существовало. Она создавала красоту по велению сердца.
Блистательный модельер и уникальная в своём творческом проявлении женщина 20-го столетия - Эльза Скиапарелли…