Захват

Геннадий Юдин
Себя я писателем не считаю. Так, описатель и размышлитель, причём о том, что сам конкретно видел или в чём участвовал.
 Не буду же я себя философом называть, или мыслителем. Скажем  так, плаваю не глубоко, в меру своей компетенции, как принято сейчас говорить.
Произошёл в нашей авиакомпании тяжёлый такой случай – захват самолёта с пассажирами на рейсе Ашхабад – Махачкала – Ростов. В авиакомпании создал штаб по ЧС и руководство вылетело в Махачкалу, оказывать помощь на месте.
Вот что по этому поводу написала газета «Коммерсант»

Газета "Коммерсантъ" №204 от 27.10.1994
 Захват самолета в Махачкале

Террорист захотел улететь в Иран не с пустыми руками

       Вечером 25 октября один из пассажиров самолета Як-40, следовавшего маршрутом Ашхабад — Махачкала — Ростов-на-Дону, внезапно объявил экипажу, что взорвет самолет, если тот не совершит посадку в Махачкале. После посадки террорист объявил членов экипажа и пассажиров заложниками и потребовал 2 миллиона долларов, а также чтобы этот самолет был дозаправлен горючим и вылетел в иранский город Тебриз. Власти Дагестана выполнили часть требований преступника.

       
       По словам сотрудников пресс-центра МВД Дагестана, события развивались следующим образом. В 22.17 25 октября с борта пассажирского самолета ЯК-40 поступило сообщение о том, что воздушное судно (на борту которого находились пять членов экипажа и 22 пассажира) захвачено террористами, которые потребовали изменить маршрут полета и совершить посадку в Махачкале (нужно отметить, что в этот момент самолет только-только взлетел с махачкалинского аэродрома). В противном случае они пообещали, что самолет будет взорван. Это требование было выполнено, и в 22.35 самолет сел в аэропорту столицы Дагестана.
       К этому моменту аэропорт был блокирован подразделениями специального назначения МВД Дагестана и местного управления ФСК. Сразу же после посадки террористы отпустили из самолета 13 заложников (женщин и детей), которые передали требования бандитов. Они заключались в следующем: $2 млн, дозаправка и вылет в Иран. Отпущенные заложники сказали, что на борту находятся два террориста, один из которых вооружен гранатой и ножом, а второй держит в руках сверток, в котором находится взрывное устройство.
       По распоряжению директора Федеральной службы контрразведки России Сергея Степашина был введен в действие план "Набат", который предусматривает целый комплекс действий спецслужб по борьбе с терроризмом на воздушном транспорте (в том числе, освобождение заложников при помощи штурма). Тем временем представители МВД Дагестана начали переговоры с преступниками. При этом выяснилось, что на самом деле самолет захватил один человек. По авиационным регистрационным документам было установлено, что террористом скорее всего является 22-летний уроженец Азербайджана Мехти-заде Этон Саид-оглы. Сотрудники МВД Дагестана попытались объясниться с ним на азербайджанском языке, однако преступник на это не отреагировал, и на чистом русском языке заявил, что если к 14.00 26 октября ему не будут переданы деньги, а самолет не заправят, он взорвет бомбу.
       Все же преступника удалось убедить не взрывать бомбы и отпустить еще нескольких заложников (на борту самолета к тому моменту оставалось 9 пассажиров и экипаж). Бандит выпустил еще трех пассажиров, и освободившиеся сообщили милиционерам, что террорист обращался с ними вежливо. Примерно в 17.00 в самолет было передано $500 тыс., а его баки заправлены горючим. После этого преступник выпустил всех пассажиров, оставив в заложниках лишь экипаж. Сотрудники МВД России в беседе с корреспондентом Ъ сообщили, что в Махачкалу прибыли специальные подразделения МВД и ФСК. Они не исключали возможности того, что с наступлением темноты правоохранительные органы могут предпринять попытку штурма самолета.
       В беседе с корреспондентом Ъ сотрудники посольства Ирана заявили, что Тегеран не предоставит террористу убежища (по иранским законам для террористов предусмотрено суровое наказание — вплоть до смертной казни) и не станут вступать с ним ни в какие переговоры. Они отметили, что в случае необходимости правоохранительные органы исламской республики помогут российским спецслужбам задержать террориста и освободить заложников. Сотрудники посольства Азербайджана от комментариев происшедшего воздержались, сославшись на недостаток информации.
       О том, как развивались события дальше, Ъ расскажет в следующем номере.
       
       АЛЕКСАНДР Ъ-ГОЛУБЕВ, МАКСИМ Ъ-ВАРЫВДИН

Вкратце, тактика долгого ведения переговоров выбранная спецслужбами себя оправдала. После получения части денег террорист отпустил всех пассажиров и оставил в заложниках только экипаж. А поскольку за трое суток сильно террорист устал, то и заснул. Экипаж покинул самолёт. Неудачливый террорист взорвал себя и сильно повредил самолёт.
Конечно, все эти три дня все работники компании переживали за экипаж. у кого-то там были близкие родственники, у кого-то друзья. Да и вообще-то говоря, авиационное сообщество довольно таки тесная компания. Тут не только в одной авиакомпании друг дружку знают, но и по всей стране связи есть. Хоть и много людей в авиации работает, а связи по всему миру.
 
Ну, а про моральные качества наших пилотов и бортпроводниц вам может больше рассказать интервью командира этого самого Як-40.
Лучше ничего не придумаешь. Вот это интервью.

Взрывчатка вместо печенья. Пилот о спасении захваченного в 1990-х самолёта
Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. "АиФ на Дону" 25/01/2017
 
Случившееся 22 года нахад в Махачкале командир Як-40 Юрий Шляхов помнит до мелочей.
22 года назад, в 1994 году, ростовский пассажирский самолёт Як-40 был захвачен в Махачкале террористом. В заложниках тогда оказались пять членов экипажа и 22 пассажира, в том числе – четверо детей.
Подробности той трагической истории читателям «АиФ на Дону» рассказал командир экипажа захваченного борта, а ныне специалист службы авиационной безопасности Ростовского аэропорта, потомственный авиатор Юрий Шляхов.
Захват
Ирина Ароян, «АиФ на Дону»:
Юрий Николаевич, 25 октября 1994 года пилотируемый вами пассажирский самолёт оказался захваченным террористом. Расскажите, как всё происходило.
Юрий Шляхов: Наш экипаж в тот день выполнял авиарейс по маршруту Ашхабад – Махачкала – Ростов-на-Дону на самолёте Як-40. Был тёплый осенний вечер. Мы благополучно приземлились в столице Дагестана и взяли на борт нескольких пассажиров. Но минут через 30 после взлёта в двери кабины пилотов постучались. Мы решили, что это наша стюардесса Светлана Лисунова, и открыли дверь.
В кабину тут же вломился незнакомый мужчина. Светлана попыталась преградить ему дорогу, но он резко оттолкнул её и приставил нож к моему горлу. Преступник сразу же заявил, что самолёт захвачен, у него наготове взрывчатка и, если я опущу левую руку, раздастся взрыв. После этого потребовал лететь в Иран. Но поначалу заявил, что мы должны вернуться в Махачкалу, чтобы самолёт дозаправили, а ему выдали два миллиона долларов наличными.
Борт-инженер Юрий Мудрак подоспел мне на помощь, и вместе со стюардессой они попытались отвлечь внимание бандита. Тем временем я незаметно нащупал ногой фальш-розетку и передал сигнал бедствия диспетчеру. К тому же нам удалось включить сигнал срочности, чтобы на земле знали, что самолёт захвачен.
- Террорист не заметил ваших манёвров?
- Ему было лет двадцать пять, и, по-видимому, это был десантник, хорошо знакомый с авиационной техникой. Но отвлекающие манёвры сработали. К тому же мы громко объявили диспетчеру в Махачкале о якобы обнаруженной неполадке на борту и запросили экстренную посадку. На взлётно-посадочной полосе наш самолёт сразу же окружил ОМОН. По громкой связи террорист озвучил свои требования - два миллиона долларов наличными, парашют и беспрепятственный вылет в Иран. В противном случае пообещал взорвать самолёт вместе с пассажирами.
В том, что свои угрозы террорист в любой момент был готов привести в исполнение, никаких сомнений не было. Взрывчатку он постоянно держал наготове, сообщив нам, что он детдомовец, родных и близких у него нет и терять ему нечего. А умирать одному скучновато... Кстати, позже мы узнали от спецслужб, что его рассказ от начала до конца был ложью. В действительности у него были родители, братья и сестры.
Трое суток без сна
- А как тогда террористу удалось пронести взрывчатку на борт самолёта?
- У него было восемь амоналовых шашек цилиндрической формы, схожей с печеньем. Он выбросил из пачки содержимое, а вместо печенья сложил туда взрывчатку. Дополнительные детали пронёс без труда. В те времена рамки металлоискателя были допотопные и, видимо, на взрывчатую смесь не отреагировали. К тому же, полагаю, служба безопасности Махачкалинского аэропорта отнеслась к своим обязанностям халатно. До начала 90-х годов функции авиационной безопасности осуществляла милиция. И только в октябре 1994 года была создана соответствующая служба. С тех пор меры контроля значительно ужесточились, и, если вам приходилось летать самолётами, вы, наверняка, ощутили это на себе.
Но вернёмся к террористу. Согласно купленному билету, он сидел на первом ряду и соседнее с ним пассажирское кресло пустовало. И когда самолёт набрал высоту, преступник за несколько минут без каких-либо помех собрал взрывное уст¬ройство.
- А как на происходящее в самолёте реагировали пассажиры, ведь среди них были женщины и дети?
- Истерики в салоне не было. Во многом это была заслуга нашей стюардессы Светланы, которая вела себя просто героически и своей выдержкой и внешним спокойствием вселила в людей надежду. Среди пассажиров было несколько военнослужащих. Мы опасались, что они вмешаются в ситуацию и это закончится катастрофой. А потому командир эскадрильи призвал ребят вести себя спокойно и делать вид, что ничего не происходит. Со стороны это выглядело сюреалистично: самолёт захвачен, террорист готов в любой момент подорвать борт, а ребята в военной форме, как ни в чём не бывало, дремлют на пассажирских сиденьях.
- Как долго длился захват?
- Без малого трое суток. Когда мы приземлились в Махачкалинском аэропорту, на взлётную полосу, помимо омоновцев, сразу же приехали прокурор Дагестана и психолог. Они безрезультатно пытались уговорить бандита сложить оружие, обещая ему взамен полную неприкосновенность. Но он отвечал им бранью и требовал денег. Спецслужбы тянули время, ожидая прилёта поднятой по тревоге группы «Альфа» и периодически передавали захватчику небольшие суммы денег, мотивируя это тем, что два миллиона долларов собрать сразу крайне сложно.
Спустя несколько часов после приземления в Махачкале преступник согласился выпустить сначала детей, женщин и стариков. А на следующий день - остальных пассажиров, стюардессу и второго пилота Вячеслава Абраменко. Коллеги долго отказывались покидать самолёт, не желая оставлять товарищей в беде. Но потом кое-как удалось их уговорить. В итоге в самолёте остались четверо: командир эскадрильи Евгений Маринец, борт-инженер Юрий Мудрак, я и террорист.

Лётная выдержка
- Трое суток в замкнутом пространстве с террористом. Что вы испытывали тогда - страх, усталость?
- Лётчики, как правило, народ выдержанный. К экстренным внештатным ситуациям нас специально подготавливают. А потому мы старались вести себя согласно инструкциям с разумной поправкой на складывающиеся обстоятельства. Конечно, на третьи сутки нервы были на пределе. Сказывались усталость и две бессонные ночи. То же, по-видимому, испытывал и сам террорист. Дабы не уснуть, он то и дело колол себя длинной острой иглой, привязанной ниткой к карману.
Экипаж Юрия Шляхова представлен к государственным наградам.
Впрочем, уснуть в той ситуации было сложно. Постоянно велись переговоры с «землёй», выпускались заложники, нам подвозили еду и деньги для захватчика. Пожалуй, больше всего мы волновались тогда не о себе, а о наших близких. Ведь у каждого из нас в Ростове оставалась семья - дети, жёны, тогда ещё живые родители.
- Вашим родственникам сразу сообщили о захвате?
- Да, о случившемся они узнали в тот же вечер. Трудно себе представить, что им пришлось пережить в эти дни. Руководство авиакомпании ежечасно было с ними на связи. Как могли, успокаивали. Сообщали, что происходит на взлётной полосе, какие меры спасения предприняты.
- А на что рассчитывал преступник? Другое государство в любом случае выдало бы его России.
- На исходе третьих суток террорист неожиданно спросил меня о погоде в Баку. Оказалось, что он планировал вылететь из Махачкалы в тот же вечер, а когда мы будем пролетать над столицей Азербайджана, выпрыгнуть из самолёта на парашюте. Но трёхдневные бессонница и усталость взяли верх. Поэтому он принял решение перенести наш вылет на утро. А сам, заперев нас в кабине, уснул в салоне. Тогда через замаскированную под обшивку форточку мы спрыгнули на землю. А через пару минут «Альфа» начала штурм. Взять живым захватчика не удалось. Он подорвал себя прямо на борту самолёта.
- И какова судьба подорванного Як-40? Машину пустили на металлолом?
- После взрыва в самолёте образовалась дыра. По окончании следственных работ предприимчивые коммерсанты выкупили борт у авиакомпании, очистили его от авиационного оборудования и открыли там небольшой ресторан.

P.S.
Чтобы хотелось сказать в заключение – снайпера, или ещё какого профессионала спецслужб долго учат терпению и ожиданию в засаде, есть даже специальные переговорщики. Для общения с террористами.
А тут мы видим обычный экипаж, который готовят совсем к другим проблемам и эти люди не проходят специальной подготовки для борьбы с терроризмом.
И, не смотря на это, ведут себя выдержанно и спокойно, в такой опасной обстановке. Командир  и бортпроводница, проверяющий, второй пилот и бортмеханик: все проявили лучшие человеческие качества.