Что управляет человеком - случай или судьба?

Людмила Юрьевна Орлова
   
    Проблема предопределения волновала людей всегда. У Пушкина в «Евгении Онегине» встречаем строки: « И предрассудки вековые, //И гроба тайны роковые,// Судьба и жизнь в свою чреду - // Все подвергалось их суду…».   И у Лермонтова в каждой  повести  романа «Герой нашего времени» поднимается та же проблема судьбы. Так что же управляет человеком -  случай или судьба?
    В повести «Фаталист» эта философская тема исследуется автором с психологической стороны. Лермонтов  показывает   три  мировоззрения:  народный фатализм Максима Максимовича («своей судьбы не минуешь»),  пессимистический фатализм Вулича  и  скепсис Печорина, думающего, что нет судьбы, а есть лишь воля и удача.
   Что роднит  двух последних героев?  Оба  игроки.  Но если у  Вулича-  «страсть к игре», то Печорин играл  чужими судьбами.  Вулич  верил в предопределение, поэтому рискнул,  и  его выстрел  произвел впечатление на всех присутствующих.   Поверил ли после этого Печорин в рок? Прямых ответов на этот вопрос мы в повести не найдем. Но в эпизоде, где  Печорин  жертвует собой ради других, прослеживается желание испытать судьбу. И он выходит победителем, вероятно,  потому, что  в самый ответственный момент его воля совпала  с общими интересами и стала не эгоистической, а доброй.   Получается, что  фатализм Печорина не делает человека рабом судьбы, а  лишь прибавляет решимости.
   Чем хороша классическая литература?  Прочитав, например, повесть «Фаталист», где подводится итог философскому осмыслению жизненного опыта Печорина,  мы можем для себя определенно решить: полагаться ли на волю провидения и плыть по течению или  духовно расти и действовать,  чтобы изменить заданную кем-то «программу».