Что управляет человеком - случай или судьба?
Проблема предопределения волновала людей всегда. У Пушкина в «Евгении Онегине» встречаем строки: « И предрассудки вековые, //И гроба тайны роковые,// Судьба и жизнь в свою чреду - // Все подвергалось их суду…». И у Лермонтова в каждой повести романа «Герой нашего времени» поднимается та же проблема судьбы. Так что же управляет человеком - случай или судьба?
В повести «Фаталист» эта философская тема исследуется автором с психологической стороны. Лермонтов показывает три мировоззрения: народный фатализм Максима Максимовича («своей судьбы не минуешь»), пессимистический фатализм Вулича и скепсис Печорина, думающего, что нет судьбы, а есть лишь воля и удача.
Что роднит двух последних героев? Оба игроки. Но если у Вулича- «страсть к игре», то Печорин играл чужими судьбами. Вулич верил в предопределение, поэтому рискнул, и его выстрел произвел впечатление на всех присутствующих. Поверил ли после этого Печорин в рок? Прямых ответов на этот вопрос мы в повести не найдем. Но в эпизоде, где Печорин жертвует собой ради других, прослеживается желание испытать судьбу. И он выходит победителем, вероятно, потому, что в самый ответственный момент его воля совпала с общими интересами и стала не эгоистической, а доброй. Получается, что фатализм Печорина не делает человека рабом судьбы, а лишь прибавляет решимости.
Чем хороша классическая литература? Прочитав, например, повесть «Фаталист», где подводится итог философскому осмыслению жизненного опыта Печорина, мы можем для себя определенно решить: полагаться ли на волю провидения и плыть по течению или духовно расти и действовать, чтобы изменить заданную кем-то «программу».