Начало нового мирового кризиса

Андрианов Владимир 2
Суверенный дефолт Ливана – начало мирового финансово-экономического кризиса


Как я и прогнозировал в своих предыдущих публикациях следующий мировой финансово-экономический кризис будет прежде всего, кризисом долга, так как именно на этом рынке раздут огромный финансовый пузырь.

На фоне огромного потока информации о распространении коронавируса, падения мировых цен на нефть и обвалах на фондовых биржах мира оказалось незамеченным сообщение премьер-министра Ливанской Республики Хасана Диаба, который 7 марта 2020 г. заявил, что правительство приняло решение отказаться от выполнения своих обязательств по погашению части внешнего долга страны в размере 1,2 млрд долл., номинированного в еврооблигациях.

Общая государственная задолженность Ливана в 2020 г. достигла 90 млрд долл., что составляло почти 170% ВВП страны. При этом 60% долга приходилась на иностранных инвесторов.

В своем обращении к нации премьер-министр заявил, что «государство не может тратить сейчас валютные ресурсы на погашение задолженности, которые нужны на закупку продовольствия и лекарств для населения».

Вину за суверенный дефолт Хасан Диаб возложил на предыдущее правительство, которое проводило ошибочную экономическую политику.

В результате вместо реформирования экономики накапливались долги, что породило масштабную коррупцию. Существующая банковская система позволяла получать сверх прибыть незначительному количеству банкиров, в то время как 40% граждан Ливана оказались за чертой бедности.

Следует отметить, что до гражданской войны 1975-1990 гг.  Ливан был процветающим государством, финансовой и банковской столицей арабского мира, который называли «Ближневосточной Швейцарией».

Правительство Ливанской Республики вступило в переговоры с иностранными кредиторами и надеется на помощь международных экспертов в реструктуризации внешней задолженности.

Кроме того, правительство разрабатывает план экономических реформ, направленных на возрождение промышленности, развитие информационных технологий, сферы туризма и услуг.

Таким образом 7 марта 2020 г. можно считать началом нового глобального финансово-экономического кризиса.

В ближайшее время следует ожидать суверенного дефолта других стран и прежде всего стран с высокой долей государственного долга в ВВП.
 

                Глобальный долг – динамика роста и структура


Глобальный долг становится тотальным феноменом, создает новую угрозу экономическому развитию, препятствует достижению целей устойчивого роста, утвержденных ООН.

Жизнь в долг стала характерным явлением для многих стран мира, что в свою очередь является последствием реализации концепция построения общества потребления и формирования соответствующей системы ценностей и жизненных установок.   

В современном мире в долг живут не только отдельные граждане, но и крупные корпорации, банки и целые государства, что ведет к росту совокупного мирового долга, темпы роста которого опережают рост реальной экономики.

За тот же период динамика увеличения размеров мирового долга характеризовалась следующими данными:  2002 г. - 86 трлн. долл., 2007 г - 149 трлн. долл.,  2012 - 205 трлн. долл., 2017 г. – 223 трлн. долл. и 2018 г. - 247 трлн. долл.  Рост в абсолютных размерах составил 3,4 раза.

Большая часть мирового долга 72% (178,3 трлн долл.)  приходилась на промышленно развитые страны, остальные 28% (69 трлн долл.) - на развивающие государства. Самый высокий прирост долга за последние годы был зафиксирован в Китае и в США.

При этом следует отметить, что для анализа стабильности мировой экономики важен не показатель абсолютной величины глобального долга, а его соотношение с мировым ВВП.

За период с 2002 г. по 2018 гг. отношение глобального долга к мировому ВВП возросло с 245% до 318%. 

Одной из причин стремительного роста глобального долга являются сверхнизкие процентные ставки, которые установили денежные власти ведущих промышленно развитых стран для стимулирования экономического роста.

Американская ФРС, ЕЦБ и многие другие Центральные банки начали играть на понижение ставок с конца 2008 г. в период мирового финансово-экономического кризиса с целью преодолеть стагнацию и поддержать выход национальных экономик на траекторию роста.

В результате кредитная активность на потребительском рынке, на рынке недвижимости, долговое финансирование экономики, увеличение кредитования реального сектора экономики и банковской сферы привели к резкому росту глобального долга.

Значительный размер мирового долга и затраты на его обслуживание оказывает негативное влияние на общий рост глобальной экономики, благосостояния и финансовую стабильность в мире.

В структуре мирового долга в 2018 г. большая часть приходилась на корпоративный долг – 73,5 трлн долл. (29,7%), на государственный долг – 66,8 трлн долл. (26,9%), на долги банков – 60,8 трлн долл. (24,6%), и на задолженность домохозяйств – 46,5 трлн долл. (18,8%).
 
Источник: Global Debt Monitor, Institute of International Finance, IIF, Washington, DC - June 2018. Global Debt Monitor.


                Государственный долг ведущих стран мира


В общем объеме мирового долга на государственный долг в 2018 г. приходилось 66,8 трлн долл., что в целом составляло почти 80% мирового ВВП. 

В физическом выражении самый большой государственный долг имели США, который концу 2019 г. достиг 23 трлн. долл. Начиная с 2017 г. госдолг США превышает ВВП и в 2019 г. составлял 107%. На каждого американца приходилось больше 50 тыс. долл. государственного долга. Только на обслуживание растущего государственного долга в США тратилось до 25% от ВВП.

Отсутствие увеличения доходности на долгосрочные государственные облигации США свидетельствует о том, что ФРС может потерять контроль над процентными ставками на фоне нивелирования кривой доходности этих ценных бумаг. 

Развитие указанных тенденций привело к тому, что ведущие международные рейтинговые агентства вынуждены были понизить кредитный рейтинг США до «негативного», тем самым увеличив риски финансовой стабильности.

По прогнозам Бюджетного управления Конгресса США, соотношение госдолга и ВВП может вырасти к 2023 г. до 117% и к 2049 г. до 144% от ВВП страны.

Государственный долг Японии в абсолютной выражении в 2018 г превышал 10 трлн. долларов. При этом Япония занимала первое место в мире по соотношению государственного долга к ВВП, который составлял - 251%.

В течении длительного периода времени, Япония не может преодолеть стагнацию экономики. На этом фоне растут внутренние заимствования для покрытия расходов на социальные нужды. В результате старения населения страны и роста числа пенсионеров значительно увеличились расходы на социальные нужды.

В последние годы наиболее высокими темпами растет государственный долг Китая, который увеличился с 1,3 трлн долл. в 2008 г. до 6,6 трлн долл. в 2018 г.

Отношение госдолга к ВВП за тот же период возросло с 35,3% до 49,3% и по этому показателю в 2018 г. Китай занимал 95 место в мире.

Из европейских стран самый большой размер государственного долга был у Италии – 2,7 трлн долл. Самый высокий показатель соотношения госдолга к ВВП в 2018 г. в Европе был у Греции — 178%, Италии — 132%, Португалии — 127%. Бельгии — 106%, Франции — 99%, Испании – 98%.

Следует отметить, что в соответствии с Пактом стабильности и роста (англ. Stability and Growth Pact, SGP) Европейского союза государственный долг стран членов не должен превышать 60% от ВВП. В настоящее время большинство стран еврозоны не соблюдают это условие.

Среди других стран мира наиболее высокий данный показатель, который превышал 100% ВВП был в Ливане – 170%, Эритреи – 128%, Бутане – 122%, Ямайке – 116%.
 

                Государственный долг России


На этом фоне состояние государственных финансов Россия можно назвать достаточно сбалансированными. В 2018 г. государственный долг России составлял 518 млрд долл., что соответствовало 19,3 % ВВП. По этому показателю страна занимала 175 место в мире.

При этом государственный долг не на много превышал объем золотовалютных резервов страны (468 млрд долл.).

Кроме внутренних долговых инструментов, Россия, несмотря на санкции, активно использует внешние заимствования, в основном в форме евробондов. Основными покупателями при размещении в 2018 г. евробондов «Россия-29» и «Россия-47» стали институциональные инвесторы их Великобритании и США. Долг России в иностранной валюте в 2018 г. составлял – 380 млрд. долл.

В 2019 г. Россия привлекла на международных рынках 5,5 млрд долл. и 750 млн. евро. По данным Минфина России спрос на долговые обязательства России в 3 раза превышал предложения.

Бюджет на 2020 г. предполагает возможность внешних заимствований в эквиваленте до 3 млрд. долл. Однако Минфин, скорее всего, больше не сможет занимать в долларах, так как в таких транзакциях должны участвовать американские банки.

В августе 2019 г. США ввели дополнительные санкции против России, запретив участие американских банков в первичных размещениях облигаций, номинированных не в рублях, выпущенных российским правительством или Банком России.

Любой долларовый платеж проходит через американский банк-корреспондент, даже если он не покупает эти бумаги. После введения санкций американским банкам запрещено каким бы ни было образом участвовать в первичных размещениях российских валютных государственных бумаг.

Поэтому Россия вряд ли сможет в обозримом будущем выпускать новые еврооблигации номинированные в долларах США.

В этом случае внешние заимствования могут быть заменены на бумаги, номинированные в других иностранных валютах – евро, юани и др. или на внутренние, возможно в новой форме специальных инвестиционных облигаций, увязанные с инфраструктурными и национальными проектами.


               
                *            *           *


Для многих стран мира, где размер государственной задолженности не превышает 60% ВВП сам по себе государственный долг не является проблемой. Как правило правительству нет необходимости полностью погашать долги, они могут быть пролонгированы, реструктурированы или рефинансированы.

Тем не менее, значительными размеры государственного долга становятся для многих стран мира препятствием долгосрочного экономического роста. Согласно оценкам экспертов, негативный эффект появляется при достижении государственного долга на уровне 90% ВВП.

Когда уровень государственного долга превышает эту границу, частная инвестиционная активность начинает снижаться в силу потери доверия к государственным гарантиям и эффективности функционирования государственных финансов.

Для стран с высокой долей долга в ВВП в результате увеличения государственной задолженности и расходов на ее обслуживание существуют повышенные риски кризиса суверенных долгов.

По мнению экспертов, самыми уязвимыми странами в силу их зависимости от валютных долгов, номинированных как правило в долларах США, являются - Колумбия (более 75% заимствований в долл.) Мексика (62%), Бразилия (50%) Аргентина, Чили, Венгрия, Турция, Польша, Египет, Ливан, Саудовская Аравия, Нигерия, ЮАР и др.

Погасить созданные колоссальные государственные долги в оговоренные сроки многие страны не смогут. Для погашения или уменьшения задолженности государству сложно сгенерировать соответствующие финансовые потоки без существенного ущерба для своей финансовой стабильности.

Государственный долг становится серьезной проблемой, когда растет быстрее ВВП. В настоящее время именно такой тренд укрепился в глобальной экономике и в ближайшие годы он сохранится.

После мирового финансового кризиса политику количественного смягчения с операциями на открытом рынке кроме ФРС США активно проводили Европейский ЦБ, Банк Англии, Банк Японии и др.

В результате в мировой финансовой системе сложилась парадоксальная ситуация - Центральные банки ведущих промышленных стран стали крупнейшими институциональными инвесторами в мире.

У крупнейших мировых ЦБ на балансах скопились огромные объемы государственных ценных бумаг, причем среди них преобладают облигации с отрицательной доходностью. В 2019 г. мировой рынок государственных ценных бумаг с отрицательной доходностью оценивался примерно в 13,7 трлн долл.

В этой связи не исключено, что следующий мировой финансово-экономический кризис будет кризисом долга, так как именно на этом рынке раздут огромный финансовый пузырь.

Поэтому, по нашему мнению, в разгар экономического кризиса самое большое обесценение произойдет именно с долговыми бумагами, что окажет негативное влияние на общую финансовую стабильность,

Анализ текущей глобальной финансовой ситуации и продолжающийся рост мирового долга могут иметь разрушительные экономические последствия, станут своеобразной финансовой «дислокацией».

Если в условиях нового мирового финансово-экономического кризиса крупные экономики не выдержат долговой нагрузки, международные финансовые институты будут не в состоянии оказать им адекватную финансовую поддержку. Тогда разрушительная сила возможной финансовой нестабильности многократно увеличится.

В этих условиях распространение финансовой нестабильности, возникающей в одном из звеньев мировой экономической системы, будет намного более стремительным и разрушительным, что вызовет финансовые шоки в мировой экономике и в экономике всех странах мира.