Прогулка по Манежной площади

Юрий Слуцкин
      Было жаркое лето 1999 года. Моя семья отдыхала на даче, а я, чтобы кормить мою любимую семью, ежедневно ходил на работу. Сейчас это время называют перестройкой. Надо отметить, что на эту работу я ходил без удовольствия. И поэтому уже после обеда я ждал, когда, наконец, я смогу с неё смотаться. К сожалению, в то замечательное время я не мог найти работу, которая бы, как раньше, доставляла мне удовлетворение, и я бы не смотрел на часы. Единственный плюс этой работы было её местонахождение. Организация находилась на улице Большая Дмитровка в самом центре Москвы.
      На дачу я ездил после работы почти каждый день, но в тот день я почему- то решил переночевать в Москве. Я никуда не спешил, поэтому ровно в шесть часов вечера я  вышел из здания, поднялся к улице Горького (тогда она ещё так именовалась) и не спеша пошёл в сторону Манежной площади. Уже подходя к ней, я заметил, что она полна народу.  Какой-то митинг, решил я, и от нечего делать пошёл посмотреть, что там такое происходит. Но подходя ближе, я понял, что это не митинг, так как там было очень тихо. Меня это ещё больше заинтересовало.
      Когда я подошёл ещё поближе, я увидел, что вся Манежная площадь оккупирована женщинами в основном молодыми, хотя среди них встречались и более взрослые особы. Конечно, я немного преувеличил, когда сказал, что вся площадь была занята женщинами. Машины продолжали ездить. А вот места для отдыха и прогулок были заняты. В то время уже был построен огромный подземный универсам под Манежной площадью, сверху которого находились  большие купольные  фонари для естественного освещения универсама. Вокруг этих фонарей были устроены скамейки для отдыха. Так вот все эти скамейки были заняты  одними девушками. Какая цель их сбора в одном месте, я так и не понял. Может быть, у них было профсоюзное собрание.
      У меня тогда возникла ассоциация, мне это показалось сравнимо с картиной, когда на проводах сидят рядышком птички. Этих молодых и не очень молодых женщин были сотни. Здесь были и блондинки, и шатенки, и брюнетки. Среди них мелькали и очень приятные личики.  Иногда не спеша проходили озабоченные мужчины. И тут до меня дошло, что передо мной женщины самой древней профессии. Было ощущение, что их сюда согнали со всех подмосковных шоссе и всех московских подземных переходов. И самое интересное, не видно  было ни одного милиционера.
      Я с независимым видом стал прогуливаться мимо этих красавиц, как вдруг ко мне подошла  женщина, судя по возрасту и манере держаться, одна из  их хозяек, и обратилась ко мне со словами: «Молодой человек (а мне тогда только исполнилось шестьдесят лет), а не хотите ли отдохнуть  с нашими девочками»? Я с независимым видом прошёл мимо и ответил, что я ещё не устал. Но уходить оттуда мне явно не хотелось, поэтому я пошёл гулять и наблюдать за происходящим дальше. Вскоре ко мне подошла другая женщина, и с ней у нас завязался интересный диалог. Она показала на сидящих девушек и спросила меня: «Хочется»?  я утвердительно кивнул головой, она продолжала: «Ну, и»?  На что я со стыдом ответил, что это удовольствие мне сегодня не по карману. Она не растерялась, и обрадовала меня словами:  «Мы найдем Вам по Вашему карману». На что я очень возмутился и сказал, что «мне такую женщину не надо». 
      Так ничем и закончилась моя прогулка по центру Москвы. Но я почувствовал себя немножко и Куприным и Гиляровским, которые со стороны наблюдали жизнь проституток Москвы. Но, к сожалению, сколько потом я не ходил на Манежную площадь, такой картины я больше не видел. Только через много лет в Амстердаме на улице Красных фонарей я смог также спокойно прогуливаться мимо красавиц-проституток, но которые,  в отличие от наших отечественных девушек, блистали своей красотой  за стеклом.