О смысле жизни

Николай Иванович Кирсанов
        Человек часто задумывается о смысле жизни. Зачем я живу на свете? Какова цель моей жизни? Эти же вопросы красной нитью проходят во многих произведениях классиков русской литературы.
        «Жизнь зачем ты мне дана?» - спрашивал А.С.Пушкин. «Цели нет передо мною, сердце пусто…»
        А вот Лермонтов:
        «И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг,
Такая пустая и глупая шутка…»

        Вопрос о смысле и цели жизни волновал и  главного героя романа М.Горького «Фома Гордеев».
        «Жизнь …так поставлена: или всех грызи, или лежи в грязи» - говорит купец Маякин. Но не мог Фома Гордеев принять такую жизнь, хоть и получил от отца далеко не бедное наследство. Не радовало его это богатство, он искал  смысл жизни и не находил.
        «Душа у меня болит! - жаловался он. – и оттого болит, что не мирится! Давай ей ответ, как жить? Для чего?»
        Он мог крикнуть людям: как живете? Не стыдно ли? Но если они, услышав его голос, спросят: «А как надо жить?» Ответа не находил.
        «А трудящиеся – они просто несчастные лошади! – говорит Фома. – На них едут, они терпят… но они имеют перед Богом свое оправдание… Их спросят: «Для чего жили, а?» Они скажут: «Нам некогда было думать насчет этого… Мы всю жизнь работали!»
        А я какое оправдание перед Богом имею, и все люди, которые командуют, чем они оправдаются? Для чего жили? А я так полагаю, что непременно всем надо твердо знать – для чего живешь. Толку нет в жизни нашей».

        Почти все классики русской литературы прямо или косвенно подвергали критике жизнеустройство царской России и тем самым, хотели они этого или нет,  готовили будущих революционеров, которые видели смысл жизни в борьбе за то, чтобы разрушить мир насилья и построить новый мир, в котором будет торжествовать справедливость, равенство и братство всех народов. Отречься от этой идеи, от этой цели их не могла даже угроза смерти. Об этом хорошо сказал Маяковский:
«Пятиконечные звезды
             выжигали на наших спинах
                панские воеводы.
Живьем,
       по голову в землю,
                закапывали нас банды
Мамонтова.
В паровозных топках
                сжигали нас японцы.
рот заливали свинцом и оловом.
отрекитесь! - ревели,
                но из
горящих глоток
             лишь три слова:
- Да здравствует коммунизм!»
         В этом был смысл жизни для этих людей?

         А когда идеалы, за которые эти люди боролись, были преданы и стали разрушаться,  жизнь для них потеряла всякий смысл.
         «Быть можно умереть за честь России
         И умереть не в силах ей помочь»
         Они уже не могли помочь  стране, которая неудеожимо катилась в пропасть, и стали добровольно уходить из жизни.
         Так ушел  участник Великой Отечественной войны, герой Советского Союза маршал Сергей Федорович Ахромеев. В предсмертной записке он так и написал:
         «Не могу жить, когда гибнет моё Отечество и уничтожается всё, что я всегда считал смыслом в моей жизни…»

         Ушла из жизни фронтовичка, поэтесса Юлия Друнина:
«Потому выбираю смерть.
Как летит под откос Россия,
Не могу, не хочу смотреть!»
 
         Это ей принадлежат ставшие крылатыми, слова:
«Я только раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне».

         Добровольно тогда ушли из жизни Министр внутренних дел СССР латыш Борис Карлович Пуго и его жена Валентина Ивановна, кандидат технических наук, доцент Московского энергетического института,
         «Дорогие мои! Жить больше не могу. Не судите нас. Позаботьтесь о деде. Мама» (из предсмертной записки Валентины Пуго).

          В сентябре 1992 года  бросился под поезд, кавалер ордена Отечественной войны, участник обороны Брестской крепости  Тимирян Хабулович Зинатов.  В предсмертном  письме он написал слова, начертаны неизвестным героем на стене Брестской крепости:
          «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай Родина!»
          Мы никогда не узнаем,  сколько людей добровольно покинули этот мир, потеряв, с потерей СССР, смысл своей жизни.

          А в это время предатели СССР справляли пир, закусывая окровавленными кусками растерзанной страны.
          Но и им самим порой становится невыносимо душно в этой пошлой и бессмысленной жизни, которую они построили, и они периодически  бегают в бывший СССР и подворовывают там смысл и цель жизни. Воруют жизнеутверждающие, проповедующие добро и любовь кинофильмы, красивые, мелодичные песни, украли и присвоили Победу, к которой они не имеют никакого отношения, ибо это была победа СССР, который они предали и разрушили, а героев той войны  и руководителей государства всячески оклеветали.
 
         Так в чем же смысл жизни? Как правильно ответить на этот вопрос?
         На вопрос Пушкина:
«Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?»
         Святитель Филарет ответил,  как бы за Пушкина:
"Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена».
         Дальше он призывает Пушкина, чтобы он вспомнил забытого им Бога, и тогда будет «сердце чисто» и «светлый ум»

         Библия и священники говорят, что цель и смысл жизни в том, чтобы подготовить себя для неба, то есть для Рая (Царствия Небесного) Но для этого, прежде всего, надо уверовать в Бога.
        «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте (Ин. 14:1)
 
        Раньше меня посещала мысль, что Господь сотворил жизнь не только на нашей планете, но и на некоторых других. Людей, достигших совершенства в своем нравственном, духовном развитии, он поселяет после физической смерти на одну из планет. Менее совершенных – на другую. А на нашей Земле живут все несовершенные в своем развитии.
 
        Ну разве мы совершенные, если на всем протяжении человеческой истории мы только и занимаемся  уничтожением  друг друга? Вся история человечества напичкана войнами, вся история человечества – сплошное безумие.  Вместо того чтобы объединяться для борьбы за чистоту природы, с болезнями, объединяться, чтобы совместными усилиями делать жизнь лучше, мы наоборот разрабатываем все новые и новые виды смертоносного оружия для уничтожения себе подобных. Ну не дураки ли мы в глазах Бога после этого?
               
       Поэтому, мыслил я, люди, которые достигают определенного совершенства на Земле, Господь селит поэтапно на другие планеты, и, наконец, на последнюю планету, где живут самые умные, где царит любовь, доброта, справедливость, правда. Это и есть Царство Небесное.          
       Мы на Земле не можем сотворить даже нормальную, справедливую жизнь из-за большого количества дураков, особенно в правительствах.
 
       Отсюда выходит, что цель и смысл жизни заключается в том, чтобы по ступенькам нравственности подняться как можно выше и тем самым заслужить перемещения  на более цивилизованную планету.
 
       Так я мыслил. А позже, читая внимательно Библию и труды священнослужителей, я неожиданно нашел подтверждение своим мыслям.
       «В доме Отца Моего обителей много» - говорит Иисус Христос.
       «Есть у Бога великие и преславные обители, - говорят священники, - есть средние, есть малые обители. И по заслугам своим, по степени очищения сердца своего, получим ту или иную обитель от Бога. Но и те, которые вселятся в самые малые обители, будут способны к бесконечному, беспрерывному совершенствованию душ своих в жизни вечной. То, чего не успели и не смогли сделать во время жизни земной, они сделают в этих малых обителях. И будет постепенно возвышаться дух их, постепенно просвещаться и освящаться от Бога».
 
       Но как трудно совершенствовать души свои, подниматься по лестнице нравственности, когда тебя постоянно пытаются стащить с нее. Трудно быть ангелом, когда тобой управляют черти, и когда эти черти  постоянно тянут тебя вниз.

       Сегодня нас вынуждают служить только мамоне, а из молодежи делают только потребителей. Бывший Министр культуры Фурсенко так и сказал:
       «Недостатком советской системы образования была попытка формирования человека-творца, а сейчас наша задача заключается в том, чтобы вырастить квалифицированного потребителя»

       В советское время была не попытка, а действительно формировали человека-творца. А что вы, «перестройщики», будете потреблять, если не будете формировать человека-творца? Чтобы потреблять, надо сначала сотворить, что потреблять.
       С такими правителями и воспитателями нас ждет не Царство Небесное, а Содом и Гоморра.

      Надо, во что бы  ни стало, победить на нашей Святой Руси эту чертовщину. Тогда ничто и никто нас не будет тянуть вниз, мы будем совершенствоваться духовно и обретем истинный смысл жизни, который будет заключаться в служении Богу и своему народу.