Камилл Писсарро-патриарх импрессионизма

Койфман Валерий
КАМИЛЛ ПИССАРРО (1830-1903) - "ПАТРИАРХ ИМПРЕССИОНИЗМА"

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Не уступает Будену в таланте и Камилл Писсарро - один из крупнейших французских импрессионистов, прошедший слож¬ный жизненный путь и в лучшие свои времена - в 1870-е годы и в конце 1890-х годов - достигавший поэтического мастерства высочайшего класса.
Родился он на Антильских островах, вскоре его семья переезжает в Париж, где он посещает Школу изящных искусств (1842-1847).
Затем возвращается на Антильские острова, работает в Венесуэле с датским художником Мельби.
В 1855 г. вновь приезжает в Париж и продолжает учебу в академии Сюиса, где знакомится с К. Моне. Много времени проводит в работе на открытом воздухе. Ранний период творчества отмечен сильным влиянием К. Коро  и Г. Курбе.

Ранние работы Писсарро.
В 1860-х гг. его милые, не противоречащие канонам официального искусства пейзажи несколько раз выставлялись в Салонах.
Вскоре, преодолев влияние экзотики и выработав свой собственный стиль, Писсарро оказывается в числе отверженных и впадает в глубокую нищету, не имея возможности продать свои картины.
В минуты отчаяния он даже пытался навсегда порвать с живописью.
«Станция Лордшип Лайн» (1871, Лондон). Во время франко-прусской войны
К. Писсарро уезжает в Лондон, где вместе с К. Моне пишет с натуры лондонские пейзажи.
А в это время его дом в Лувесьенне был захвачен пруссаками и разграблен.
Большинство оставшихся там картин было уничтожено: солдаты использовали их в качестве фартуков или стелили в саду под ноги во время дождя.
Пейзажи К. Писсарро не похожи на искрящиеся и артистичные картины К. Моне, но они отмечены большей непосредственностью реалистического восприятия природы.
Очень редко использует К. Писсарро фрагментарную "случайность" композиции, предпочитая
ей более законченное построение своих полотен. Это стремление Писсарро к упорядоченности композиции и весомой пластике форм ощущается в его картинах связанных еще с традициями художников барбизонской школы.

Пейзажи Писсарро.
Мягким лиризмом отмечен сельский пейзаж "Красные крыши" (1877, Музей д’Орсэ, Париж).
«Утренний солнечный свет на снегу. Эраньи-сюр-Эпт» (1895, Бостон).
Человек необычайного душевного благородства, Писсарро всю жизнь был постоянным и действенным связующим звеном между всеми другими художниками группы импрессионистов, которым случалось и ссориться, и расходиться друг с другом.
Именно Писсарро был единственным неизменным участником всех восьми выставок, кото¬рые были устроены импрессионистами за время от 1874 до 1888 года.
Если Клод Моне был непререкаемо признанным вождем всей группы, то Писсарро был, бесспорно, ее наиболее настойчивым и дальновидным организатором.
Для Писсарро, подобно Констеблю, не существовало природы вне человеческой жизни и деятельности, его пейзажи всегда „обжиты" человеком.
К. Писсарро любил рисовать город, который пленил его своим бесконечным движением, течением потоков воздуха и игрой света. Он воспринимал его как живой, беспокойный организм, способный изменяться в зависимости от времени года, степени освещенности и т.д.
Так, например, художник написал 30 картин с изображением бульвара Монмартр, рассматривая его из одного и того же окна ("Бульвар Монмартр в Париже", 1897, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Обратите внимание, что бульвар Монмартр (boulevard Montmartre) лишь назван в честь знаменитого квартала и холма, но расположен от них довольно далеко. Некогда станция метро называлась Rue Montmartre, но чтобы не сбивать с маршрута туристов, направляющихся к базилике Сакре-Кер и в артистический квартал, ее переименовали в Grands Boulevards.

Виды Парижа Писсарро.
Парижские пейзажи Писсарро принадлежат к числу самых важных открытий живописи 19. века.
Ценность парижских пейзажей Писсарро не в их топографической точности (с которой он строжайшим образом считался: ведь можно с абсолютной досто-верностью установить, из какого номера отеля «Лувр» он писал площадь перед театром Французской Комедии!), а в их словно пульсирующей жизни, не могу¬щей уйти в небытие
Необычайная динамика пейзажей Писсарро рождается эконом¬ной точностью его свободной живописной техники. Например, для изображения фи¬гуры человека с зонтиком ему достаточно двух мазков кисти — одного на чело-века, одного на зонт, и ни на секунду не исчезает полная убежденность, что это не два пятна серой краски, а человек под зонтом.
В 1880-е годы Писсарро на какой-то срок увлекся пуантилизмом Жоржа Сера и стал писать раздельными мазками чистых, не смешанных красок свои пейзажи и деревенские сцены, но затем снова вернулся на прежнюю дорогу, создав под конец жизни свои самые совершенные творения.«Ярмарка в Дьеппе, солнечное утро» (1901, Эрмитаж); «Старый рынок в Руане (1898).
Картины художника можно посмотреть на сайте
https://gallerix.ru/storeroom/1032705810/
А в завершение посмотрим на редчайшие натюрморты Писсарро.