Ох уж этот високосный!

Ольга Кудряшова-Кашникова
Сшейте весёленькую подушечку. Полюбуйтесь ею. Пригласите окружающих сделать то же (и пошить, и повосторгаться). Надо противостать ужасу, мракобесию и трухе из новостной ленты.

Мы можем и должны управлять своими эмоциями и настроением.
Да, из новостной ленты прёт труха. Какой смысл перечислять друг другу ужасы, портить настроение себе и окружающим?

Позавчера только вышла из бассейна, счастливая, чай пью, бац – звонок. Подруга в истерике. Катастрофа, как я могу жить, когда рубль свалился, нефть обнулилась, как и еще кое-что, и вообще все мы скоро умрём, ибо коронавирус?

Я всегда считала себя человеком впечатлительным, настроение которого моментально портилось из-за пустяков (допустим, завтра лекция по новому материалу или с новым потоком, или ненастье который день, или край конец кухню пора ремонтировать, а сначала разобрать многолетние завалы в шкафах и на полочках…)
И это меня донимало всерьёз. Но средства выйти из депресняка всегда знала, нужно было просто взять себя за шкирку и вытряхнуть за пределы квартиры – поехать на дачу или просто прогуляться в ближайшем скверике. Или взяться за шитьё. Или продолжить свои записки.

Теперь понимаю, что таким образом я изолировалась от негатива и переключалась на позитив в себе самой, начиная делать то, что нравится, что приносит удовольствие именно мне.

Не поучая и не хвастаясь, просто делюсь опытом. Не грузите близких своими проблемами. Найдите свою отдушину – место, дело, книгу, впечатление, которое неизменно дарит вам хорошее или хотя бы сносное настроение. Просто займитесь чем-нибудь, прострация и безделье только усугубят положение, погрузят в депрессию ещё больше.

А потом, жизненный опыт – неплохой багаж! Сколько уже внешних потрясений мы пережили за последние 30 лет! Зря, что ли? Закалились, выработали иммунитет, можем позволить себе смотреть на всё происходящее со стороны, трезво и даже с иронией. Я лично многое считаю, не теряя при этом здравый смысл, мышиной вознёй.

И вот такая картина мира складывается в моём сознании. Центром её является личность, для меня – это я, для вас – каждый для себя сам. Мои мысли желания, настроение – это сугубо и лично моё, собственное, сокровенное. Никто, кроме Бога, не волен их знать и читать, если я не хочу и не открываю. Дальше располагаются мои близкие, моя семья, мои любимые. Их интересы, здоровье, благополучие важнее для меня, чем интересы даже всего общества в целом. При этом я ни в коей мере не противопоставляю эти интересы, ищу компромисс, а не конфронтацию. Мы, каждая личность, находимся в данной точке времени и пространства как уникальное явление. Никто никогда не повторит нашего пути, характера, не будет подобной ситуации ни у кого и нигде. Мы уникальны. Это же классно!

Я не утверждаю, что всё просто – расставить приоритеты и не париться. Нет, пока мы живы и сознание не подводит – надо пользоваться им! Включайте собственные мозги, не ведитесь на массовый психоз и пропаганду, умейте им противостоять, отсеивать плевелы. Имейте собственное мнение. Никто не говорит, что если не задумывались раньше над подобным, то не стОит и начинать.

Начинать думать никогда не поздно. Это сохранит душевное здоровье ваше, ваших близких и друзей.

Что конкретно я посоветовала бы, когда начинается очередной кризис?
Прежде всего – переключиться на себя любимую(-ого) и своих близких любимых. А для этого найти в себе чувство отстранённости от глобальных внешних событий, дистанцироваться от них. Уже само определение «очередной» о многом говорит. В большинстве случаев этот внешний раздражитель лопнет как мыльный пузырь так, что следа не останется. А даже если и не лопнет, что наименее вероятно, то отразится на вас и вашем окружении не так скоро и не так остро и драматично, как вам рисуется сейчас в воспаленном воображении. Вы успеете собраться с силами и мыслями, чтобы подготовиться и выйти из неприятной ситуации с меньшими потерями.

Не тратьте ваше нервное здоровье попусту, берегите себя, своих любимых и друзей! Не вешайте на них свои непродуманные эмоции, разберитесь в себе и осознанно сформируйте своё отношение к внешним раздражителям, коими и является труха из новостной ленты.

Читайте книги. Я люблю в таких ситуациях вернуться к давно и много раз перечитанным, никоим образом не связанным с политикой - о природе, о путешествиях, животном мире, богатом внутреннем мире человека – Клайва С.Льюиса, Пришвина, Паустовского, Лескова, Нагибина, Довлатова, Даррелла, Хейердала, Дж. Адамсон, Сетон-Томпсона, Снегирева, Хэрриота, Дорин Тови и многих других. Очень помогают поднять настроения и сатирически-юмористические – Дж.К.Джером, Вудхаус, Зощенко… Много мудрых книг и у детских писателей – Астрид Линдгрен, Алана А. Милна, Б.Житкова, В.Драгунского, Григория Остера, Люблю перечитывать о приключениях Шерлока Холмса.

У многих людей средством против негатива и депрессии являются фильмы . Я тоже их люблю, но опять же далеко не все жанры кино мне помогают в этих ситуациях. Помню, в одну осеннюю хандру, длившуюся несколько месяцев, я пересматривала и пересматривала «Счастливых людей» Дмитрия Васюкова. Десятки раз. Каждый почти вечер. И не надоедало, а умиротворяло. Сейчас отпустило, но по с тех пор считаю Васюкова великим режиссером и художником.

Ну, а когда совсем нет сил сопротивляться негативу самостоятельно, для себя я давно нашла решение: если изливать перед кем-то свои эмоции, проблемы и переживания – только перед Богом в молитве.