38. диарея во спасение

Ольга Валерьевна Юдаева
Можно долго смеяться над гражданами благополучных стран, сметающих туалетную бумагу с полок магазинов и переживающих за счастье собственных анусов. Можно с ностальгией вспоминать времена, когда газета «Правда», растерзанная до формата А6, оставляла свинцовые разводы на собственных задницах. А можно вспомнить и другие времена, когда сральная эпидемия случилась во спасение...

И тут мы возвращаемся в Ветхозаветные времена за 760-700 лет до отсчета хронометра по Христианскому календарю, в самые те века, когда всё еще могло пойти в другую сторону.

В те давние, давние столетия, все восточные царства дружили друг с другом против всех. Рабочая схема. Сегодня с одним подружил, завтра с другим, послезавтра всех вчерашних друзей поубивал (если проводить параллели, то сегодня примерно та же фигня, только ей название красивое придумали — экономическая целесообразность). 

Ну так вот, Иудея с Израилем была то в мире и в браке, то в контрах и с копьем. А рядом еще не дружелюбные соседи: Сирия, Ассирия, Филистимляне, Финикийцы и прочие язычники, желающие размножаться в чужих землянках.

Израиль решил немножко подружить с Сирией против Иудеи. Дружба вышла не очень продуктивной, потому как, Иудея побежала дружить с Ассирией против Израиля с Сирией. Силы дружбы оказали не равны.

Ассирия при царе Тиглатпаласаре III (это ж выговорить сложнее, чем Эйяфьядлайёкюдль) была самая милитари держава на всём востоке. Навешала люлей Сирии, подмяла под себя Израиль, а пленных евреев уволокла в свою глубинку, поднимать целину.

И заодно собрала жирный откат с Иудеи. Не за даром же Ассирия мечами в ее пользу махала.

За театром военных действий из своей ложи наблюдал иудейский пророк Исайя (ивр. Иешаяху). У него был VIP с собственным входом и доступом к телу царя с депешами от Яхве. Этакий кардинал Решелье иудейского покроя.

Начал рано, закончил плохо. В 25 лет Яхве назначил его своим старшим почтальоном на раздаче срочных телеграмм, а лет через 60 его попилили циркуляркой по приказу четвертого по счёту (на веку Исайи) эффективного менеджера в царской короне — Манассии за митинги не в его пользу.

Оно и понятно, богические телеграммы были не поздравительными. Яхве от сатиры перешел к сарказму и юдофобским шуткам.

"Огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их".(Ис.6:10) Изменить этот народ можно лишь уничтожив его, "и великое запустение будет на этой земле".

Дружба Иудеи с Ассирией надолго не затянулась, там родственники власть пилили, к трону дорвался правнук Тиглатпаласара III с не менее прекрасным именем Сеннахириб. А пока Ассирийский трон качался гамаком, Иудея взасос подружилась с Египтом и еще с тринадцатью соседями против Ассирии. Классические высокие отношения.

Закончилась дружба контрпродуктивно, разгромом всех союзников. Египет убрался на свои территории и боялся уже оттуда. Все остальные выкручивались, как могли. Кто баблом откупался, кто дочками.

Иудею Ассирийцы оставили на десерт, потрошили последней. Вишенкой на торте стала осада Иерусалима в 701 году до отсчёта времён.

Рулил тогда иудейским парадом царь Езекия (ивр. Хизкиягу). К Исайе он конечно прислушивался, недаром ему этот серый кардинал по наследству от папеньки достался, но и сам не плошал. На все предложения Исайи надеяться на Яхве, активно соглашался и вовсю укреплял городскую стену Иерусалима. И еще колодцы все засыпать за городской стеной велел, а к тайному источнику воды под землей от города тоннель прорубил. Стратег, ёпта!

А чтоб Исайя мог Яхве передать, что иудеи исправились и встали на путь истинный, и им Яхвенная помощь лишней не будет, всех идолов из Храма выкинули и торжественно отпраздновали Песах – праздник освобождения от рабства и обретения свободы.

В общем, встречали иерусалимцы Ассирийскую армию справно подготовленными: городские ворота шваброй подперли и две молитвы выучили.

"И послал Езекия, царь Иудейский, к царю Ассирийскому в Лахис сказать: виновен я; отойди от меня; что наложишь на меня, я внесу. И наложил царь Ассирийский на Езекию, царя Иудейского, триста талантов серебра и тридцать талантов золота. И отдал Езекия все серебро, какое нашлось в доме Господнем и в сокровищницах дома царского. В то время снял Езекия золото с дверей дома Господня и с дверных столбов, которые позолотил Езекия, царь Иудейский, и отдал его царю Ассирийскому. (4-я Цар. 18:14-16)

Сеннахириб дань принял, по весу прикинул, остался не доволен. Он сандалии пылил не ради 780 килограмм золота (30 талантов, 1 талант = 26 кг) и почти 8 тонн серебра (300 талантов). Ну и решил, что надо дотрясти еврейские закрома, ибо нефиг жаться.

Царь Езекия "разодрал одежды свои и покрылся вретищем, и пошёл в дом Господень. И послал Елиакима, начальника дворца, и Севну писца, и старших священников, покрытых вретищами, к Исаии пророку"(4-ая Цар. 19:1-2)

И тут с сольным концертом выступил Исайя. Он давно номер готовил, ноты и слова с Яхве согласовал и наизусть выучил. Декорации тоже не подкачали.

"Так говорит Господь о царе Ассирийском: не войдет он в сей город, и не бросит туда стрелы, и не приступит к нему со щитом, и не насыплет против него вала. Тою же дорогою, которою пришёл, возвратится, и в город сей не войдет, говорит Господь" (4-ая Цар. 19:32-33).

Что там точно случилось, уже вряд ли когда будет достоверно известно, но по одной из версий и при здравом рассуждении, на ассирийские войска напала эпидемия, ну или, как вариант, траванули армию. В обоих случаях видится масштабная диарея при полном отсутствии средств личной гигиены и полезной макулатуры.

"Пошёл Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот, все тела мертвые. И отправился, и пошёл, и возвратился Сеннахирим, царь Ассирийский" (4-ая Цар. 19:35).

В общем, кому эпидемия, а кому спасение...

Восстанавливалась от репутационного ущерба Иудея не быстро. Очень обидно было признавать себя вассалами Ассирии и платить им дань. Но так была хотя бы призрачная независимость и один целый город на всю Иудею. Зато, когда от жопы отлегло, Иудея вернулась на любимые рельсы социального неравенства. Это в осажденном городе все относительно равны, а в мирной жизни плебеи за людей не считались. 

Исайя же, будучи сам из сливок и пенки, не уставал повторять, что Яхве против такого сепарирования, что он не делит людей по количеству запасов в амбаре и жирности сметаны, и грозит толстым ай-яй-яем в администраторов:

"Вы опустошили виноградник; награбленное у бедного - в ваших домах; что вы тесните народ Мой и угнетаете бедных?"

В качестве утешения вдовым солдаткам и оптимизма ради, Исайя обещает явление Мессии народу и пису-пис во всем мире:

"…будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать" (Ис. 2:4).

На радостях и уважении к его теоретическим знаниям, христиане приписывают Исайи не только предсказание пришествия Мессии – Иисуса Христа за 700 лет до этого события, но и то, что он должен родиться от девы.

"…се, Дева во чреве приимет и родит Сына" (Ис. 7:14).

И хотя Дева в этом высказывании появилась в результате неточного перевода с иврита (на иврите Исайя говорил про "алма" – что значит "молодая женщина", т.е. не обязательно "дева") христиане считают, что явление Иисуса Христа миру произошло в полном соответствии с пророчеством Исайи.

Однако ж, эти позитивные пророчества не помешали царю Манассии, сыну Езекии, избавиться от неугомонного старикашки. Не нравилось мажору, что старый пень поучает. Мог себе позволить и позволил.



P.S. А старичок и в самом деле был мудрый, не ко времени рожденный. Вот некоторые его тезисы: каждый народ достоин власти, которая над ним; судьба человека зависит от него самого и определяется его поступками; бога нужно чтить сердцем, а не словами.