Возвращение Кащея

Владимир Калуцкий
13 марта 1988 года в газете "Советская Россия" вышла статья Нины Андреевой " Не могу поступиться приниципами"

...

Хорошо помню день, когда в "Савраске" (так тогда пренебрежительно называли "Совесткую Россию" ) прочел статью Нины Андреевой. Ощущение было, как от прикосновения к оголенному электропроводу.
Нынче трудно объяснить, какой была страна к исходу 80-х годов. Это было похоже на вскрывавшуюся после вековой зимы мифическую, Лету . На наших глазах прахом пошли все классовые заморочки большевизма. Тогда Газманов уже пропел :

"..полем свежий ветер пролетел,
Полем свежий ветер, я давно его хотел".

Советский Союз стал похожим на изъеденный мышами мешок, из которого вытряхнули остатки идеологической половы. Чуть не каждый день возникали новые имена дураков и пророков и стало видно, как много в стране по-настоящему умных людей. Тогда мы с интересом, с которым не сравниться никаким тогдашним бразильским сериалам, мы смотрели на работу съезда Народных депутатов. Собчак, Афанасьев, Ельцин, Шахрай... Тогда только что возникший , как утверждали, из реторты КГБ даже Жириновский казался умным .
А какие информационные шлюзы открылись! "Огонёк", "Московский комсомолец", "Московские новости"... Публиковались немыслимые до того вещи и документы. И все это вызывало всё новые вопросы, И чаще всего на них не было ответов. Как нас могли так одурачить ? Как мы могли поверить шайке проходимцев, грубо захвативших власть?
А главное - как жить дальше? Пространство было буквально наэлектризовано.
...И тут - статья Нины Андреевой. Как удар с другого полюса силового поля. Как ответ на все вопросы разом.
Тут надо помнить, что тогда на, условно говоря - демократическом фланге общественного строя можно было говорить что угодно, и даже нести любую ахинею. Начал работать принцип гласности и свободы слова и дурь каждого стала видна.
Другое дело - область консерватизма. Там всё оставалось по-советски застегнутым на все пуговицы. И если в "Правде" или той же "Савраске", появлялись общественно-значимые статьи, то все понимали, что они прошли через систему согласований и являются, по сути, позицией власти, государственной установкой
Вот почему статья "Не могу поступиться принципами" сразу и справедливо была воспринята, как мнение Горбачёва, как руководство к действию . Какая там Андреева, если сшибка началась на Олимпе?
Так вот о статье. В ней были ответы на все вопросы и вызовы времени.
И не просто ответы.
Это были идеологические установки в духе самых кондовых сталинских установлений. Стране недвусмысленно указывали на место за колючей проволокой. Здесь были всё те же избитые перепевы о лаптях и атомной бомбе, о Гагарине и великой Победе, о том, что страна может быть великой лишь при абсолютной личной власти. Здесь читался животный страх перед свободной мыслью ;" Что, к примеру, могут дать молодежи, кроме дезориентации, откровения "о контрреволюции в СССР на рубеже 30-х годов", о "вине" Сталина за приход к власти в Германии фашизма и Гитлера? Или публичный "подсчет" числа "сталинистов" в разных поколениях и социальных группах?(Н. Андреева)"
Да ничего они не могут дать молодежи. Кроме права поднимать перед обществом и собой любые вопросы.
Условная Нина Андреева никак не может понять, что может существовать другая правда, кроме проповедуемой государством. Что у каждого человека может быть собственная идеология, и каждый сам вправе для себя решать о вине Сталина за приход Гитлера.
Статья прозвучала грубым окриком , попыткой поставить общество на место : " Беседуя со студентами, вместе с ними размышляя об острых проблемах, невольно прихожу к выводу, что у нас накопилось немало перекосов и односторонностей, которые явно нуждаются в выправлении (Н. Андреева)".
Ну, а лучшее выправление мозгов, как мы усвоили в ХХ веке - это хождение строем. Тридцать два года прошло после выхода статьи Нины Андреевой. И нынче мы возвратились к статье , как к руководству к действию. У нас все тот же набор величия : лапти, атомная бомба, Гагарин и великая Победа.
И вождь, конечно. "Всякий исторический деятель, как известно, формируется конкретными социально-экономическими и идейно-политическими условиями...Думаю, что именно с этих партийно-классовых позиций мы и должны оценивать историческую роль всех руководителей партии и страны, в том числе и Сталина(Н.Андреева)"
.Прямо про сегодняшний день!
Похоже, изъеденный мышами мешок державности опять наполнился той же половой. "Недавно одна моя студентка озадачила меня откровением, что-де классовая борьба - устаревшее понятие, как и руководящая роль пролетариата (Н. Андреева)".
Права Н. Андреева. Классовая борьба у нас только разгорается : "На этом стоим и будем стоять. Принципы не подарены нам, а выстраданы нами на крутых поворотах истории отечества (Н. Андреева)".
И ничьи другие принципы тут нетерпимы.