Тракторное колесо

Митрофан Игнатьевич
     У каждого человека есть свои основополагающие, реперные точки, которые были заложены в детстве. Всё, что угодно с человеком может произойти, он даже пол поменять исхитрится, но эти точки останутся незыблемо на своих прежних местах. Они, как якоря держат человека, не позволяют ему сорваться и сгинуть в пучине  буйства жизненных штормов, надёжно фиксируют то, что человек называет своим собственным "Я".
 
     Те мелкие события, незначительные происшествия, случившиеся в процессе формирования характера, как и положено всем реперам, имеют вполне определённые географические координаты и высоты. Человек с такой, самой настоящей системой координат, не просто подсознательно откладывает в своей голове факты своей биографии, которые могут запросто затеряться со временем, но и выстраивает полноценный базис своих нравственных устоев "что такое хорошо и что такое плохо".

     Человек прекрасно знает, где, когда и при каких обстоятельствах произошли, случились с ним все те самые "кирпичики", из которых и сложена его жизненная основа. Тогда он не обратил на них внимания, но прошло множество лет и стало неожиданно понятно, что тот забытый переход через лужу в пятом классе и стал частичкой краеугольного камня его нынешнего мировоззрения. Такой, вот, привет из прошлого...

     И у меня есть такие маленькие и незаметные камушки и крупинки, которые сложились в фундамент. Большинство из них приходятся на деревенские заезды, где и крутилась самая настоящая привольная жизнь, которую с полным на то основанием можно назвать детством в "диком", первозданном виде. Влияние родителей и прочих "взрослых" ориентирующих факторов сведено к минимуму, рядом только сверстники и не паханое поле возможностей, которые ждут своего открытия и изучения всеми способами, которые я был в состоянии себе вообразить.

     Только на собственном опыте можно добыть нужный "камушек", только собственными ручками можно его очистить от грязи и бережно положить в свою кубышку. Разве мы оценим по достоинству те горы впечатлений, которые могут нам лопатами набросать взрослые в приливе родительской любви? Разве сможем мы самостоятельно вычленить из этого дармового развала, то важное и прочувствованное, что укоренит тебя в понимании себя, как отдельной личности? Для обретения некоторой фактуры, возможно. Только стержень этой бесформенной груды ты должен создать сам. И стержень этот должен иметь своим основанием монолит из тех самых "камушков", очищенных от грязи собственными руками.

     Может возникнуть недоумённый вопрос: "А причём здесь, собственно, тракторное колесо!?". Вроде, разговор идёт о формировании характера, о сборе соответствующих "камушков", укреплении вседержащего стержня... Отвечаю без ненужной скромности, но и без глупого пафоса: "Колесо и есть тот самый "камушек!" Точнее, не всё колесо в сборе, а его самая примечательная для школьника младших классов часть - внутренняя воздушная камера. Накаченный должным образом резиновый баллон колеса трактора "Кировец". На колесо этого колхозного монстра смотреть-то страшно, а мы считали его своей самой лучшей игрушкой! В неудачный сезон и заднее колесо "Беларуся" сгодится, но, сами понимаете, после "Кировца" такая замена воспринималась, как вынужденная и неполноценная.

     Лучшее водное приспособление всех времён и народов, которое только можно себе представить для советского ребёнка во время летних каникул! На пруду или речке у него и близко не было конкурентов в борьбе за внимание со стороны активного ребёнка с душой естествоиспытателя. Только надувной баллон на водном просторе! Но не думайте, что такая добыча обходилась нам без напряжения всех наших сил. И превозмогать приходилось не только душевные страдания, но и титанические физические муки.

     Для начала, давайте подумаем трезво, каким образом можно заполучить пригодный для использования в нашем деле баллон? О-о-о! Это не такая простая задача, как может показаться на первый непросвещённый взгляд! Если вы думаете, что колёса от "Кировца" разбросаны по всем многочисленным оврагам нашего района, то сильно ошибаетесь. Они разбросаны довольно-таки прихотливо, в избранных местах и очень ограниченное время. Получается, что простота нравов местных трактористов и общая расхлябанность, напополам с неряшливостью, наших сограждан и были той "кормовой базой", с которой мы и поддерживали в хорошем тонусе наше увлечение. Творческий подход к жизни колхозного механизатора, как ощущению себя всемогущим царём природы, не терпел шаблонов и устоявшихся стереотипов так, что помойки мигрировали произвольно и постоянно. Приходилось напряжённо и упорно их искать.

     Речь идёт, повторяю, не о колесе в сборе с ободом и ступицей, упаси Господь! Нам вполне хватало забот возюкаться с использованной шиной, освобождённой от стальных оков, внутри которой, возможно, будет скрыто и наше сокровище! Не в каждой выброшенной шине можно было найти воздушную камеру. Словно, раковина с жемчужиной, она не лежала просто так на дне морском. Ловцу нужно было крепко постараться, весь день нырять до потери пульса, чтобы, наконец, наткнуться на искомое. Наша "раковина" имела размеры колоссальные, вес слоновий и норовила спрятаться на самом дне самого глубокого оврага и, опять же, в непролазных зарослях самой стрекочущей крапивы. Даже троим пацанам нашего возраста, и комплекции в таких поисках делать было нечего. Кроме того, чем больше зорких глаз и проворных ног, тем обширнее помойку можно обработать за один набег. Компания не менее чем из пяти поисковиков имела неплохие шансы и могла всерьёз надеяться на удачу. Как правило, гиганта с объёмом и весом туши, превышавший наш суммарный вес и объём, кантовать было весьма затруднительно. Приходилось очищать близлежащее пространство от мешающего добычи "жемчуга" мусора. И это занятие совсем не для слабонервных белоручек!

     Сельский мусор имеет свои "изюминки", свои самые настоящие подлянки... Подхватить на всю оставшуюся жизнь можно, что угодно, любую неизлечимую болезнь. Но азарт и любопытство заслоняли всё благоразумие и осторожность. Бросаясь в этот зловонный омут с головой, забываешь обо всём на свете... В стихийной и практически "дикой" помойке такие рискованные действия могли привести к самым неожиданным последствиям. Например, к противостоянию с животными, перебравшимися из леса, на постоянное место жительства в этот овраг. И это вовсе не обязательно будет покладистый ёжик или вменяемый енот. Один раз мы наткнулись на не способную вести конструктивные переговоры лисицу и с позором были вынуждены покинуть место непредвиденного противостояния. Она реально была готова нас сожрать, и убираться с нашего пути не желала категорически! С пеной у пасти защищала своё лежбище...

     Допустим, нам всем крупно повезло и мы без отягощения нашли, то, что искали. Свежий (чем дольше колесо лежит на природе, тем больше вероятность, что оно попорчено нашими "конкурентами") "бегемот" притаился в трясине... Интересующие нас "кишки" при нём. Начинается операция по изъятию этих "кишок". Не каждый сможет полчаса в зловонных нечистотах колупаться в поисках соска с ниппелем, чтобы с помощью этого рычага вытянуть на божий свет и всё остальное склизкое резиновое месиво баллона. Ни разу у нас не получилось "сработать в сухую" - всегда внутри шины имелась противная жидкость, в которой, если зазеваешься, то можно запросто захлебнуться. Колесо-то, повторяю, циклопическое.

     Наконец, мы держим в руках нашу добычу. Хорошо бы иметь "дублёра" на всякий случай... Но - это уже прямое искушение судьбы! Никогда нам не удавалось наткнуться на два баллона, имеющих товарный вид и с готовностью быть применёнными по нашему нестандартному направлению, одновременно. Скажем откровенно, такой расклад - самый настоящий фантастический сценарий. Ладно, будем надеяться, что нам повезёт с находкой. Как вы понимаете, найти баллон - только полдела. Самое интересное нас ещё ждёт впереди! Но о непосредственной "обкатке" изделия думать пока рано...

     Находку нужно притащить домой, отмыть и приступить к изучению... Тот, кто в детстве участвовал в такой процедуре, как переноска воздушной камеры трактора К-700, поймёт и оценит наш энтузиазм и непоколебимую решимость в достижении поставленной цели. По полям, по оврагам, через кустарники и пашню тащить неподъёмную и бесформенную резиновую субстанцию, норовящую выскользнуть, расправится во всю свою необозримую ширь в самый неподходящий момент. И, чем нас больше, тем сутолока в дороге беспорядочней. Пока донесёшь до дома, каждый получит по мордасам этой липкой, вонючей отвратительной массой, облепленной мерзкими слизняками. Пригрелись, сволочи, и не хотят отваливаться... Но конечная цель важнее всех наших временных неудобств!

     Два самых главных требования - исправный ниппель и отсутствие обширных площадных повреждений. Если всё не так, то и затея не состоится. Понятно, что новое колесо даже в самом сильном подпитии никто не выбросит, поэтому на мелкие дырочки мы закрывали глаза. Они потом заклеивались специально приготовленными заплатками с помощью клея и гири -  "двухпудовки". Неповреждённый сосок с ниппелем - залог нашей удачи. К сожалению, нам везло не всегда... Что дальше... Баллон отмыт, поверхностно изучен... Начинается самое страшное... Придание резине её рабочей формы, то есть надувание... Никаких компрессоров и прочих автоматических нагнетателей воздуха в нашем распоряжении не было... Только велосипедные ручные насосы разных конструкций...

     Вопрос из разряда философских, можно ли накачать воздушный шар размером с Луну? Можно! Прямо здесь и сейчас, вот, под этой яблоней! Только желающих "покачаться" нужно насобирать, как можно больше. А привлечь к этому увлекательному занятию - само по себе дело многотрудное, построенное на откровенной лжи и наглых манипуляциях с прекраснодушными ожиданиями претендентов! И с каждым летом таких "качков" становилось всё меньше, а претендентов на заплыв - всё больше. Такая удивительная диалектика получается... Приходилось крутиться, чтобы ввод в эксплуатацию "корабля" не затянулся в бесконечность.
   
     Костяк закопёрщиков всего этого мероприятия с покорением местных водных просторов на тракторном колесе состоял из четырёх человек (среди них и я), они же и обладали всеми авторскими правами на все манипуляции с баллоном. Если бы четверо подростков рискнули самостоятельно накачать этот баллон, то возвращение самочувствия смельчаков в состояние, пригодное к пользованию пузырём, растянулось бы до осени. Школа не позволяла нам такую затяжку во времени, поэтому и были нужны помощники, с которыми мы были вынуждены делиться толикой своей резиновой удачи. Оставалось только минимизировать потери и заболтать простофилю с использованием фотографий Арнольда Шварценеггера.

     Накачивание баллона занимало весь световой день с отвлечением на хозяйственные нужды, конечно. Какими бы не были отдыхающими и школьниками на каникулах, но деревня не терпит бездельников. Как ни крути, а баловство с баллоном только в наших глазах выглядело серьёзным занятием. Два - три часа покачаем впересменку и траву ворошить, например, расходимся по домам. Потом снова сходимся... Если резина без изъянов, то и вкаченный воздух остался внутри... Не такое весёлое занятие - накачивать "дирижабль". Дольше пятнадцати минут качать в одно лицо, было нереально. Интересный факт: в первой половине "сеанса" трудотерапии, пока настроение боевое, идёт активное обогащение собственного запаса матерных слов и выражений. Сначала ты их слушаешь и запоминаешь, а, когда берёшь в руки насос, начинаешь воспроизводить сам. Эмоциональный фон второй половины вообще никак не зависит от итогов первой половины. Неважно, есть дыра, нет дыры - хорошо, что достигли хотя бы какого-то результата! Ни радости от завтрашнего заплыва, ни уныния от его переноса - одно сплошное облегчение, что день закончился... Можно подниматься из забоя на поверхность. Потом доделаем...

     Процесс придания формы плавсредству мог затянуться по множеству причин. Кроме вынужденных отвлечений существовала такая пакость, как дырка в камере. Самое обидное, что могло случиться... Выявить её можно только после полной накачки "корабля", а устранять можно только после полного сдувания! Приклеиваешь заплатку, оставляешь на ночь под гирей, чтобы схватился клей, и накачиваешь качать заново... Снова ищешь "желающих" поплавать через процедуру утомительной "инициации"... Потом, может быть. Короче... неприятно...

     Закончились, наконец, все подготовительные процедуры, "заштопаны" все не предусмотренные технологией отверстия, баллон надут, и все треволнения остались в прошлом... Ан, нет! Закончились черновые, скрытые от посторонних глаз приготовления. Им на смену спешат позор и многочисленные унижения, с которыми нас встретит деревенская общественность и прочие случайные граждане, волею судеб встретившиеся на пути нашего гиганта к открытой воде.

     Помню, как начался и тут же закончился жизненный путь нашего первого "бублика"... Наш дебют в качестве "кораблестроителей" завершился феерически. Не смотри, что баллон прожил всего полчаса, но шуму и визуальных эффектов было предостаточно. На кадрах старой кинохроники о первых воздухоплавателях есть эпизод, когда какой-то пионер с плащом прыгает с моста и отчаянно машет руками в надежде, что полетит. Но летит недолго и строго вертикально... Примерно так же вышло и у нас. Выкатили мы на радостях из сада колесо, но не удержали. Оно бодро укатилось от нас под горку на дорогу и погибло со страшным взрывом под своими собратьями в общей комплектации с остальным КАМАЗом. Чудом грузовик не потерял управление и притормозил на обочине. От слегка контуженого водилы мы разбегались врассыпную и долго скрывались на огородах... Чудовищное недоразумение заставило нас быть более осмотрительными при следующих "спусках на воду"...

     Через месяц мы повторили попытку и даже преодолели эту дорогу. Остановились на бугре перед спуском к пруду. Привыкли, что налегке с такого бугра спускаться просто и весело... С таким "товарищем", который был с нами в этот раз, мы этот путь ещё не преодолевали. И почему-то совершенно не учли этот фактор... Спуск начали не спеша, осторожно, вчетвером удерживали пузырь, как могли... И... не удержали. С каждым метром дистанции он наращивал скорость, инерцию... масса-то колоссальная... В какой-то момент стал совершенно неконтролируемым и руки держащих "юных моряков" вместе с ногами дрогнули. Один из нас повалился на спину, и баллон прокатился по нему снизу доверху. Остальные с громкими криками бросились вдогонку! Но, куда там... Баллон, словно резиновый мячик, поскакал вниз... На его пути был пляж, на пляже и рядом в траве загорали отдыхающие... К счастью, наши вопли были услышаны и верно истолкованы загорающим колхозным истеблишментом. Все успели расползтись по прибрежным кустам. К моменту, когда наш водоплавающий круг пересёк условную линию пляжа, его прыжки стали смертельно опасными. Он и сам-то по себе вызывал панический ужас у окружающих, а в динамике однозначно воспринимался, как оружие массового поражения.

     На этом закончился славный путь нашего второго "корабля". Как только он плюхнулся в воду, его тут же пронзили вилы подбежавшего мужика. Решил искупаться после сенокоса... И сам искупался, и вилы пригодились, и "кино" интересное посмотрел... Жалко, конечно, но виноваты снова только мы сами. Этим летом "строительного материала" у нас больше не было и "верфь" пустовала до следующего сезона.

Третьему кругу повезло больше, и он всё лето исправно катал нас по пруду. Наученные горьким опытом, мы не стали дурачиться, а тупо взяли надутое колесо и на руках отнесли его непосредственно к воде. Что нам мешало поступать так ранее, не могу сказать. Наверное, избыток чувств, жгучее желание побыстрее добраться до воды. Не стоит забывать и о сквозняке в головах...

     Необычные ощущения от плавания на баллоне по пруду. Заплывёшь на глубину и ныряй, сколько тебе влезет, вдали от тесноты общей купальни. Можно весь день провести на пруду и не замочить ног! Оттолкнись от берега, отгреби руками в сторону и можешь спокойно читать книжку под мерные приливы водной ряби о резиновые борта. Другое дело, что и такое плавание, вперемешку с развлечением, не было нашей сверхзадачей. Одно лето прошло - всё замечательно, мы на седьмом небе и так далее. И второй сезон тоже начался вполне сносно... Но! Душа требует большего. Детство постепенно заканчивается, а настоящего приключения, ради которого мы и затеяли эти игры с колесом, как не было, так и нет... Неужели, все наши надежды так и останутся в этом "лягушатнике", так и погрязнут в метровом иле нашего пруда?! Эксперимент с прудом мы признали вполне успешным, и нужно было делать следующий шаг.

     Вообще-то, пруд нам представлялся, как полигон, где обкатывается конструкция, выясняется, можно ли внести усовершенствования, допустим ли тюнинг, как лучше "обыграть" торчащий сосок, можно ли намотать сетку, как быть с якорем и прочие мелочи. И всё для того, чтобы осуществить главную задумку - многодневный сплав по реке, которая протекала совсем недалеко.  Планировались остановки в пути с выходом на берег, организация лагеря... Для полноценного путешествия нам не хватало ещё одного колеса. Также требовались вёсла - течение слабенькое. Мы уже приступили к поискам второго "корабля", смастерили вёсла, припасы начали собирать потихоньку...

     Но, сначала взорвался наш первый, ставший единственным совершившим плавание, баллон... Это был мощный удар по приключенческому настрою моих товарищей! Потом испортилась погода, и остаток лета утонул под дождём... Так и не сплавали мы по речке...