Лунная соната

Виталий Бердышев
Лунная соната! Великое произведение величайшего гения! Сколько поколений людей вдохновлялись ею, испытывая на себе магическое воздействие могучих духовных сил, заложенных в ее содержании.

Первая, томительно-проникновенная часть сонаты технически достаточно проста, и я периодически играл ее и в казарме, и в третьей аудитории в перерыве между лекциями. Сам вдохновлялся, но других вдохновить не мог, в том числе и нашего профессора С.С. Вайля, читавшего нам здесь лекции по патологической анатомии. Однажды он на какое-то время задержался в аудитории, отвечая на вопросы особенно настойчивых слушателей. Но как только услышал первые звуки моих интерпретаций на данную тему, еще больше сморщил нос и срочно скрылся в комнате отдыха, накрепко закрыв за собой дверь… Правда, ребята мне тогда играть не запретили.

Я настойчиво играл это произведение на протяжении всех шести лет учебы в академии, повторяя его порой по несколько раз за год. И моя настойчивость в конце концов восторжествовала. Я сумел вдохновить сонатой своего друга Чинкина – Толика Овчинникова. Вдохновить настолько, что он возжелал разучить ее и играть уже самостоятельно – сколько душе угодно. Нужно отметить, что до этого Толик никогда не прикасался к роялю. Однако он взялся за дело с такой настойчивостью, что в течение нескольких последних месяцев нашего пребывания в академии одолел-таки все препоны и играл первую часть произведения довольно сносно – шустро и громко.

Основной период Толиных стараний пришелся на государственные экзамены, когда мы денно и нощно корпели над учебниками и методичками. Толик использовал свою музыку уже для собственного душевного вдохновения, то усыпляя, то, наоборот, возбуждая занимающихся уже до боли знакомой всем мелодией. Возможно, именно Толина музыкальная настойчивость позволила курсу преодолеть все барьеры экзаменационной сессии, а самому Толику сдать экзамены на отлично. Наука тогда еще ничего не знала о волшебной силе музыкального воздействия на природу, в первую очередь на человека. Но мы интуитивно чувствовали это и прониклись глубоким уважением к энергии и настойчивости нашего доброго и бескорыстного друга…

Сейчас, через 60 лет, я периодически раскрываю ноты этой великой сонаты и под чарующие звуки гениальной музыки вспоминаю отдельные эпизоды из нашей курсантско-слушательской жизни, а также нашего главного музыкального вдохновителя, моего друга Толика Овчинникова – Чинкина.