На день рождения

Вячеслав Мандрик
"О,женщины, мы ваши чары
В известной суете сует
Порой совсем не замечаем,
Порою сводим их на нет."
Се строчки юности далёкой,
Когда я творческим пороком,
Как вы был также одержим,
(Теперь уж не страдаю им)
Но мне придётся объяснить вам
Откуда творческий порыв,
Миг той божественной поры,
Когда внимал душой молитвам,
И жарким клятвам и словам,
Что так, друзья, знакомо вам.
              -2-
Сегодня праздник очень личный,
А для меня ещё в тройне.
В тройне он требует наличных,
В тройне забот прибавит мне.
Признаюсь честно, не без риска,
Трёх женщин имена мне близки.
Их образ в сердце я таю
И на беду всех трёх люблю.
Нет никакой на то причины
Их в тайне имена скрывать:
Одна из них родная мать,
Жена другая, третья Нина,
Семейству дружному Лазук
Наичестнейший верный друг.
        -3-
И вот они, подумать жутко,
Втроём в один день рождены.
Ирония судьбы? Иль шутка?
Скорее происк сатаны.
Весь ужас в том, что в перестройке
От бестоварья стонут полки,
А если выбросят, то в миг
Не хватит даже на двоих.
Как оседлала неудача
Мои ребристые бока,
Скачу аллюром рысака,
Одним желаньем озадачен
Найти подарки и купить
И каждой во время вручить.
        -4-
Напрасны все мои потуги,
Но утешенье есть и мне:
Я сам - подарок для супруги,
Но а для матери в двойне.
А для неё, чьё Нина имя,
Что с первой встречи мной любима,
Я переправлю сердца жар
В тот поэтический мой дар,
Во все века, что так тревожит,
Пьянит и кружит без вина
(Ах, разве в этом их вина?)
Любую женщину. Возможно
Я заблуждаюсь как поэт,
Но на поэтов суда нет.
        -5-
Я огорчу тебя, читатель,
Не скромность в том моя вина,
Не знаю я рожденья даты,
Но знаю, чья она жена.
Ещё доподлинно известно
(Пусть будет здесь и неуместно,
Но мне ли не плескать елей)
Есть дочь, красавица при ней.
Но и сама она, взгляните,
Свежей, прекрасней крымских роз.
От взгляда по спине мороз,
Когда проходит красной нитью
Сквозь трёхступенчатый контроль.
Не королева, а - король!
         -6-
Прошу простить меня заране,
Чтоб не возник в строках курьёз,
Коль в сердце кровоточит рана,
Так значит будет всё в серьёз.
Что легкомысленно вступленье,
Так это просто вдохновенье
Сумело мною овладеть,
Что стал чужой я формой петь.
Но пусть наш Александр Пушкин
Меня простит за плагиат.
Я музе посланной мне рад,
Тем более о деве-душке,
Моей Нинон, и день и ночь
Всю жизнь писать, друзья, не прочь.
        -7-
На белорусской земле древней,
В глуши лесов, тиши болот,
Есть Василевичи деревня,
Семья там Белого живёт.
Весёлый парень Вася Белый
С женою ласковой умелой
Зачали дочку в октябре,
В счастливой праздной той поре,
Когда крестьянские работы
Окончены. И урожай
Уж собран. Женщинам рожать
Уже теперь одна забота.
И вот плоды любви своей
Они растят до летних дней.
          -8-
Недолги зимние забавы.
Весны стремительны ручьи.
Настал июль горячий, славный.
И вот раздался крик в ночи.
Свершилось чудо. И комочек
На свет явился уже дочкой.
И время не теряя зря
(Стояла страдная пора)
Её крестили в церкве ближней
Степенный кум и с ним кума,
Уже от крёстной без ума.
Улыбки ваши я предвижу,
Я день прошедший не сужу,
Я на сегодняшний гляжу.
     -9-
Итак, её назвали Ниной.
Под знаком рака рождена.
Сопутствует ей цвет рубина
И чувствам ей близка луна.
Астрологической науке
Мы верим так себе от скуки.
Но, боже, как она права!
И в нашем случае едва
Не совпадает всё до точки:
К семейной жизни тяга есть.
Эмоций всплеск - затроньте честь!
Я убедился сам воочью,
Что интуицией она
Весьма сполна одарена.
       -10-
Опять отвлёкся. Ход событий
Я вновь опередил, друзья.
Уже не раз за это битый
Не изменил привычки я.
Прошу простить, но героиня,
Что носит милое мне имя,
По-прежнему волнует кровь,
Будя уснувшую любовь.
Пора, пора остановиться.
К младым вернуться берегам,
Где будет так приятно вам
Услышать, как щебечет птицей
Беспечное любви дитя,
Малышка, бульбочка моя.
        -11-
Она росла ребёнком милым,
Всегда весёлым, без каприз.
Смышлёность рано проявила,
Кокетство раньше. О, крепись,
Всяк тот, кто с ней общался прежде,
Мечты лелея и надежды.
Всё это лишь игра ума,
Достойная перу Дюма.
Она ж была на самом деле
Лишь одному всю жизнь верна
(Ведь до сих пор ему жена!)
Душою верная и телом.
За что я, не скрывая слёз,
В святые сам её вознёс.
        -12-
Она свята не только этим.
Что ей пришлось перенести,
Когда всё небо в полдень летний
Затмили чёрные кресты.
Что память детства удержала?
Когда распластана лежала
Промеж картофельных борозд,
Вжимаясь в землю во весь рост.
Вокруг пылало. Смрад и пепел,
Коров мычанье, грохот, треск,
И взрывов нестерпимый блеск.
И страхом полон детский лепет.
А рост её был от горшка
Всего неполных два вершка.
         -13-
Не потому ли она нынче
Из-под стола едва видна,
И только глас командно-зычный
Напоминает, кто она.
Кто бульбою одной лишь вскормлен,
В физической не будет форме.
Но ей к лицу, она мила
И словно бульбочка кругла.
Недаром ведь Кравчук Владимир,
Стыдливый, тихий мальчуган,
Предчувствуя в шесть лет угар
Любви по гроб, своей любимой,
Уж в меру шестилетних сил
Украдкой бульбу ей носил.
         -14-
Нам безотцовщина знакома.
Как вспомнишь прошибёт слеза.
Глядят в окно чужого дома
Сухие детские глаза.
А за стеклом рукой мужскою
(Я помню сам с какой тоскою
Скупые жесты ласк ловил)
Бог невозможное творил:
То вихр торчащий он пригладит,
То к сердцу бережно прижмёт,
И вдруг украдкой ущипнёт.
И смех в ответ.Такой отрады,
Кто испытал из вас, друзья?
Пока таких не встретил я.
        -15-
Взлетел Василий в поднебесье,
Ступив на мину вгорячах,
Забыв как трудно здесь, в Полесье,
В семье без крепкого плеча.
Оставил трёх сестрёнок-сирот.
Будь проклят на века тот Ирод,
Что разлучил с отцами нас,
И дай, Господь, в последний раз.
Сиротство: боль, тоска и голод,
Незащищённость от беды,
Убогость жалкая мечты..
И в те года, когда ты молод,
Как не хватает нам порой
Вблизи себя руки родной.
       -16-
Мы все давно ушли из детства,
Но свет его в себе несём.
Пусть было не в чего одеться,
Пускай обед был невесом,
Не расставались мы со смехом,
Повсюду черпая утеху,
И пусть был жалок, нищ наш вид,
(Мой детства друг меня простит)
Но в душах зарождалась сила,
Копилась, крепла, чтоб на нет
Через пол сотню горьких лет
Стереть всю боль с лица России,
Мир потрясти, разрушить зло
И всё, что на крови взошло.
        -17-
Где ж ты, Нинон, моя кручина?
Ведь ей семнадцать лет уже.
Косятся взглядами мужчины,
Соседки прочат ей мужей.
Но в сердце девичье стучится
Мечта заветная учиться.
И даже первую любовь
Готова разменять на новь
Поры студенческого быта.
В Ульяновске сестра живёт,
К себе Нинон давно уж ждёт.
Влюблённым траур. Карта бита.
Клянутся в верности они.
Страшат разлуки долгой дни.
       -18-
Пора студенчества чудесна!
Нет братства крепче и родней.
И не зачёты, страхи сессий
Не омрачат веселья дней.
О, техникум автомобильный!
В воспоминаниях любимый.
Здесь юности года прошли.
Просторы Волги, Жигули,
Конспекты, лекции, зачёты,
Октан-корректор, шатуны,
И карбюратор, и валы
И курсовые и чего-то
Непостижимое умом,
Но всегда сданное при том.
        -19-
Календари листы роняли
Как городской парк в листопад.
Экзамен не вчера ль сдавали,
А нынче уж другим наряд
Уткнувшись в свой расчёт стыдливо,
С опаскою неторопливо,
Как принято здесь с потолка
Выводит нинина рука.
Считает Нина втихомолку
И между цифр сухих и строк
Мечты бегут. О, видит бог!
Какого от влюблённых толку
Нам ожидать, когда они,
Разлукой так удручены.
       -20-
Давно Владимир в Ленинграде
Наук премудрость познаёт.
И письма пылкие отраде
Своей он ежедневно шлёт.
Что проку в этой переписке,
Когда сердца желают близко
Стучать друг другу в унисон,
Когда всё прошлое как сон,
Когда уж ждать нет мочи боле.
Судьба, ну сжалься наконец,
Одень на головы венец
Моим влюблённым. Видишь, молит
Сам автор. Ждёт и он момент
Произнести свой хэппи энд.
        -21-
Друзья Владимира и Нины,
Я, к сожаленью, как и вы
Прощаться не желаю с ними
И окончание главы,
Считаю продолженьем новой.
Надеюсь муза меня снова
В свободный час мой посетит
И вдохновеньем наградит.
Влюблённых мы увидим вместе
И неразлучных до конца
Уже как мать и как отца.
Но мне здесь кажется уместным
Расстаться с вами, о, друзья!
Прощай и ты, любовь моя.

       1989 г.