Возрождение Атлантиды

Светлана Шакула
                о фильме «Озёрная элегия» студии Дворжецкого
                / к 55-летию режиссёра А. Свешникова /
   
   Этот фильм, как и большинство других фильмов Свешникова, снят в Карелии, которую не случайно называют страной озёр. Легендарная Атлантида тоже была преимущественно морским государством, и сравнение её с фильмом студии Дворжецкого – не случайно. Дело в том, что Атлантида погибла в результате нравственного падения, а Карелия на сегодняшний день является экологически чистым регионом Севера – и в природном, и в духовном смысле. И духовность этого края создавалась не одно столетие, о чём не менее талантливо сказано в других фильмах студии, в частности в «Юме» и «Беломорье». 

   Картина «Озёрная элегия» начинается с ПОЯВЛЕНИЯ островов – различных очертаний и какой-то фантастической, неземной красоты… По своему величию эти кадры напоминают острова Лема-Тарковского, которые начали появляться на планете Солярис…

   Первозданная природа – главное действующее лицо в картине, но есть в ней и эпизодическая роль, которую играет человек. Этот персонаж появляется в фильме нечасто и напоминает егеря-охранника, осматривающего свои заповедные территории. Этот очень деликатный штрих, с использованием ультрасовременной моторной лодки, – словно намёк на то, что научно-технический прогресс нельзя ставить выше прогресса духовного, и прежде, чем вторгаться в природу, надо всё взвесить и обдумать. И слова Владислава Дворжецкого, которые он сказал в интервью во время съёмок фильма «Солярис», актуальны и сейчас:
   – Бертон не знает, как говорить с этими людьми, как объяснить им ТО, что он понял в экспедиции на далёкую планету с непостижимой формой жизни. Речь идёт о нравственном праве на познание, о великой осторожности, с которой надо вмешиваться в природу…

   Существует мнение, что некоторые жители погибшей Атлантиды перешли жить в просторы Мирового океана, и об этом напоминают подводные кадры «Озёрной элегии» – они созвучны лучшим подводным кадрам из фильмов Жака-Ива Кусто…

   А кульминацией картины стала розовая радуга – словно торжество Духа Прекрасного – и в природе, и в человеке. И не случайно этот эпизод, зафиксировавший загадочное явление при закате солнца, напоминает «Алые паруса» Александра Грина!

   Заканчивается фильм тревожным предупреждением, потому что острова загадочной Карелии-Атлантиды снова погружаются в туман-океан, а надолго ли, – неизвестно… Здесь уже всё зависит от людей…, жителей нашей, ПОКА ЕЩЁ существующей цивилизации…