Перевал Дятлова. О чем рассказали следы...

Владислав Одегов
Так называется книга Сергея Согрина, одного из руководителей поисковых работ на месте гибели группы туристов Уральского политехнического института

Вокруг этой трагедии, которая произошла в горах Северного Урала 1-2 февраля 1959 года, до сих пор не смолкают споры, в том числе на телевизионных шоу-передачах. Выдвинуто около 70 (!) версий гибели туристов, многие из которых рождёны, по мнению автора, «воображением людей, мало осведомлённых не только о спортивном туризме тех лет, но и об общей ситуации в обществе». «Остановитесь! – говорит таким «исследователям» Сергей Николаевич. – Хватит надругаться над памятью героически погибших молодых ребят». И он, основываясь на собственных наблюдениях по горячим следам, мнениях компетентных специалистов, пишет о том, что же произошло тогда в горах на самом деле, анализирует и доказывает несостоятельность «диванных» версий.


СЕРГЕЙ СОГРИН - НА ПОИСКИ…
Когда случилась трагедия с группой Игоря Дятлова, Сергей Согрин учился на четвёртом курсе металлургического факультета Уральского политехнического института. Почему же именно его привлекли к поисковой работе в горах? Потому что он, как и Игорь Дятлов, считался наиболее сильным руководителем группы в секции альпинизма и туризма УПИ. Сергей «занимался туризмом с 6-го класса школы. Побывал на Среднем, Южном и Северном Урале. Руководил зимним походом 2-й категории по Среднему Уралу (1954 год). К моменту поступления в УПИ (1955г.) уже подходил к первому спортивному разряду по туризму. К 1959 году был близок к выполнению звания «Мастер спорта» по туризму. Имел опыт участия в 1956 году в зимнем походе 3-й категории по Приполярному Уралу и в 1957 году 2-й категории тоже зимой по Северному Уралу. (Маршрут проходил почти по тем же местам, что в 1959 году планировал Игорь Дятлов). Летом 1956 года руководитель похода 3-й категории по Алтаю. В институте с первого курса включился и в работу альпинистской секции. Побывал на Алтае, Тянь-Шане, Кавказе. Выполнил 2-ой разряд и прошёл обучение в школе инструкторов альпинизма».

О том, что исчезла группа Игоря Дятлова, Сергей узнал, сразу же по возвращении со своей группой из сложнейшего зимнего похода «по Приполярному Уралу с восхождением на одну из труднодоступных вершин Приполярья - Саблю, а также на Неройку и Тельпос». И 27 февраля его вместе с Моисеем Аксельродом и Стасом Типикиным вертолетом забросили на склоны Отортена, где они приступили к поискам следов группы Игоря Дятлова. Здесь же они узнали о том, что в полутора километрах от них обнаружили палатку. «Что с ребятами? Если живы, то где? Эти мысли не давали покоя всю ночь».


НА ПЕРЕВАЛЕ
1 марта группу, где был Сергей, «забросили в эпицентр событий к останцу на водораздельном гребне рек Лозьвы и Ауспии. Это место впоследствии «окрестили», как «Перевал Дятлова», хотя это не перевал в классическом его понимании». Туда они вылетели из Ивделя на вертолете, в пути познакомились с прокурором Львом Никитичем Ивановым, который вёл расследование и к которому, по прошествии некоторого времени, уже вернувшись в Свердловск, Сергей станет ходить «каждый день, как на работу». «Похоже он на мне, по моей реакции, проверял свои предположения и выводы по делу Дятлова», - замечает Сергей Николаевич. Но это – чуть позже, а пока – они на месте трагедии. «Обратил внимание, что под останцем рядом с палаткой лежит ещё два свёртка, похожих на спальный мешок. Догадка полоснула по сердцу… Мой немой вопрос понял Боря Слобцов и с трудом выдавил: «Вчера обнаружили Колмогорову и Дятлова и подняли сюда».


КАКИМИ ОНИ БЫЛИ…
Сергей Николаевич очень тепло пишет о погибших ребятах.
Студент пятого курса радиотехнического факультета Игорь ДЯТЛОВ, «поступив в институт, с первых дней проявил себя вдумчивым и серьёзным не только участником походов, но и лидером с организаторскими способностями. И вокруг него сформировалась группа». Последний раз Сергей и Игорь встретились 23 января 1959 года на вокзале: «Наши поезда уходили почти в одно время с вокзала Свердловска. Нам предстояло отправиться на Киров, Котлас в направлении Воркуты до станции Печора. Группа Игоря выезжала до Ивделя. Тепло распрощались, пожелали удачи и интересных приключений. И никто даже не мог предположить, что это встреча последняя и нам придётся в дебрях Северного Урала, спустя месяц, столкнуться с величайшей трагедией – потерять своих друзей и единомышленников».

Студентка Зина КОЛМОГОРОВА, по словам Сергея Николаевича, была «любимицей секции. Это был «движущий мотор», очень активная, организатор многих дел, ей всегда было дело до всего и всех, готовая помочь любому…»

ИСКАЛИ ДВА МЕСЯЦА
Спасательная операция, в которой Сергей Согрин, по предложению её руководителя Евгения Поликарповича Масленникова, представлял студенческую группу поисковиков, растянулась на два месяца. Последних погибших участников из группы Игоря Дятлова обнаружили в первых числах мая, когда Сергей Согрин «комплектовал очередную смену поисковиков». Поездку отменили. Но группа, в которой он учился, «уже заканчивала сдавать весеннюю сессию. Пришлось оформлять академический отпуск и стать «второгодником».

«ТАЙНЫ ГИБЕЛИ НЕ БЫЛО И НЕТ»
Уже во введении к своей книге Сергей Согрин подчеркивает, что «никакой «тайны» гибели моих друзей, как 60 лет назад, так и сейчас нет, и не было». И далее последовательно объясняет «все доводы и аргументы, факты в защиту своего взгляда». Причем, он не называет это «своей версией». «Версия, - отмечает он, – это предположение. У меня же личные наблюдения по горячим следам, их анализ и собственный опыт позволили выстроить чёткую картину случившегося. Помогли и с годами новые факты, ранее неизвестные…Если коротко, то всю эту трагедию можно сформулировать в трёх словах: «Испугались. Убежали. Замёрзли».


«ПОСЛАНИЕ ДЯТЛОВЦЕВ…»
Чего же испугались туристы, что заставило их спешно покинуть палатку без одежды? Этот вопрос мучил поисковиков на месте трагедии 60 лет назад: «единодушно приходили к выводу, что это какое-то явление небесного происхождения». Однако «для понимания, что же произошло в ту роковую ночь с 1 на 2 февраля 1959 года, потребовались десятилетия и смена государственного устройства страны, когда стали доступны бывшие «секреты», отмечает Сергей Согрин.

Туристы перед своей гибелью успели сфотографировать необычный светящийся объект, пролетевший тогда над ними в ту роковую ночь. Прокурор Лев Иванов сохранил эти снимки, а в 1990 году опубликовал статью «Тайна огненных шаров», которая, по мнению С. Согрина говорит о том, что он «был близок к разгадке первопричины гибели дятловцев».

В 2013 году в январском номере журнала «Уральский следопыт» было опубликовано сенсационное расследование Валентина Якименко «Послание дятловцев нам, прочитанное через 54 года». «Валентин, Якименко, пишет об авторе С. Согрин, принимал со мной участие в поисках и был свидетелем запуска ракеты с Байконура 30 марта 1959 года. Он внёс большой вклад в сохранение памяти друзей, установил памятную доску на останце на перевале Дятлова, неоднократно выезжал на место трагедии, уточняя свои предположения, находил им подтверждения».
Читатель найдет в статье В. Якименко ответы на вопросы, «из каких фотоаппаратов сделаны снимки, кто автор, где и кто находился в момент съёмок, что изображено на снимках. Анализирует, какие ракеты в то время запускались, какое топливо использовалось, его воздействие на человека. Ядовиты ли продукты горения и пр. В результате появилась реконструкция этих событий, описанных».


РЕКОНСТРУКЦИЯ СОБЫТИЙ
Вечер 1 февраля 1959 года. Туристы, вышедшие из палатки, увидели движущееся «светлое пятно неопределенной формы». Сфотографировали. Свечение изменилось: «Появились светлые пучности, от них отделялись яркие точки». Сфотографировали. Вдруг «из-за перевала появился и стремительно, с грохотом и визгом, пролетел над ними яркий, будто раскаленный предмет, окутанный светящимся облаком. И улетел за отрог горы. За ним тянулся как бы дымный шлейф». Из-за перевала появился и стремительно, с грохотом и визгом, пролетел над ними яркий, будто раскаленный предмет, окутанный светящимся облаком. И улетел за отрог горы. За ним тянулся как бы дымный шлейф. Сфотографировали. А совсем скоро уже стало не до снимков: «В это время палатку накрыло светящееся облако, которое они видели над ярким предметом (его снес на них ветер)… «Вонючая морозь оросила лицо, руки. Стало трудно дышать. Новый незнакомый, неприятный запах, першение в горле стали спусковым крючком, последней каплей, когда нервы не выдержали. Почти интуитивно, подсознательно пришла мысль: «Бежать!». Рванулись к выходу, но палатка застегнута. Все решают мгновенья! Растёгивать некогда! Опять на подсознании - «Режь!» В руках нож. Резкий взмах, ещё, ещё! Выход есть. Они выскакивают наружу, бегут. Бегут, куда легче, бегут вниз под гору, подгоняемые ветром».
В своей книге Сергей Согрин приводит информацию о запуске ракет в январе-марте 1959 года. «Официальные рассекреченные данные не подтверждают запуск ракеты 1 или 2 февраля в направлении Северного Урала. То, что на плёнках дятловцев зафиксирован полёт то ли аварийной ракеты, либо ступени ракетоносителя, либо отработанного топливного бака, сомнений не вызывает. Подтверждением тому являются многочисленные свидетельства местных жителей окрестных посёлков о ярком свечении над уральским хребтом в ту ночь».


«ПОРАЖАЕТ МОРАЛЬНЫЙ ДУХ
 ЭТИХ МУЖЕСТВЕННЫХ ЛЮДЕЙ»
Выбежав из палатки в лютый мороз без одежды и обуви, дятловцы вели отчаянную борьбу за жизнь. Многие получили травмы не от каких-то уголовников, инопланетян, солдат и т.п., как представляют это сейчас авторы «диванных версий», а при спуске от палатки, когда попали на наледь, и, скользя, ударялись о камни, другие – когда пытались разжечь костёр и с помощью пирамиды, стоя друг на друге, рвали ветки с кедра на пятиметровой высоте…Об этом С. Согрин подробно рассказывает в главах «Бегство», «Борьба за жизнь». Не видел криминала в травмах дятловцев и прокурор Лев Иванов. Он заметил другое:
«Мне удалось восстановить трагедию в её подробностях… Собравшись в долине без одежды, туристы не смогли преодолеть ветер со скоростью 40 метров в секунду и погибли на морозе. Поражает высокий моральный дух этих мужественных людей. Парни отдали с себя последнюю рубашку девушкам, чтоб хоть как-то согреть их… Работая по этому делу, я воочию убедился как велика всё-таки дружба и чувство товарищества у наших людей».

«По окончании поисковых работ мать Юры Кривонищенко пригласила к себе домой его друзей и тех, кто принимал участие в поисках, - рассказывает Сергей Согрин. - Она задала единственный вопрос присутствующим: «Скажите, мой сын умер как мужчина? И тогда и сейчас можно с уверенностью сказать: «Да, они все погибли как мужчины».


ОБ АВТОРЕ КНИГИ "ПЕРЕВАЛ ДЯТЛОВА. О ЧЁМ РАССКАЗАЛИ СЛЕДЫ..."
Сергей Николаевич Согрин – внук кунгурского лесопромышленника Михаила Васильевича Согрина (1870 – 1951). Родился в 1937 году в Китае, где прожил 10 лет: за границу семья эмигрировала в 1919 году. С детства увлекался путешествиями, альпинизмом. Мастер спорта. Заслуженный тренер. Почетный спасатель. В 1961 году закончил Уральский политехнический институт. Инженер-металлург. В 1970 году был приглашен в Таджикскую СССР для того, чтобы создать и возглавить спасательную службу, прообраз современного МЧС. В 1959 году участвовал в поисках группы Игоря Дятлова в качестве одного из руководителей и консультанта следствия.

К ЧИТАТЕЛЯМ
Книга Сергея Согрина « Перевал Дятлова. О чем рассказали следы…» можно читать в интернете - https://www.sogrin-book.ru/