Мои истории из книги Жила - была девочка

Луиза Аминова 2
МОИ  ИСТОРИИ  ИЗ  КНИГИ “ЖИЛА - БЫЛА ДЕВОЧКА”
 
 
Продолжаю вспоминать . Мне  четыре года . Маме предложили перейти работать в другой детский сад  Воспитательница , работавшая с ней в одной группе , была назначена в другой детский сад заведующей.   Она и пригласила  маму  в свой детский сад …
 
 -Все , дочка, в этой баньке жить больше не будем и Тарзана бояться тебе больше не надо.
 
Тарзан - огромная собака на цепи, которая всегда громко лает, когда я прохожу мимо нее. Мне всегда кажется , что она вот-вот сорвется с цепи и загрызет меня.
Мама , почему она такая злая и так громко лает?
Она дом сторожит.
Но мы ведь не жулики. Она что? Это не знает?
Ей все равно , она на всех лает
 Я радостно прыгаю около мамы:
       -Ура! Я не буду больше бояться Тарзана!.
       -Мама , а там есть собака?
       - Где?
       - Ну, там, куда мы переезжаем?
       - Ой, кызым, я еще и сама не знаю, где мы с тобой
         жить будем.
 Этот детский сад находится в самом центре города , далеко от нашей баньки .  Снимать квартиру у нас с мамой нет возможности, да и нет в этом особой необходимости.
 
Маме предложили работать , исполняя одновременно обязанности завхоза , сторожа и ночной няни. Причем, все это за одну зарплату ночной няни. Остальные две ставки делили между собой бухгалтер и заведующая детским садом.Об этом я узнала  спустя много  лет.
 
Халида апа - мамина сестра после войны тоже жила в Бугуруслане. Мама выдала ее замуж за хорошего человека.
 
    Закий абый - муж Халиды апы, был из большой многодетной семьи. В семье было девять детей и все вышли в люди , получили образование.
 
В   родовом доме часто собирались  все вместе  за большим длинным столом. Все были с женами , мужьями и собиралась большая дружная компания. Но никогда я
не видела на столе спиртное . У мусульман это в запрете.
Дети , быстро за стол. Скорей , скорей , мыть всем руки.
Мы радостно по очереди плещемся на улице возле колонки, предвкушая вкусную трапезу. В этом дружном теплом доме всегда вкусно угощали национальными блюдами.
 
После взрослых за стол  сажали детей  и нас тоже собиралось за столом не меньше ,чем взрослых.
На столе вдоволь вкусной еды и обязательно   баурсак , чак-чак,много фруктов и овощей. 
 
 При виде такого изобилия у меня перехватывает дыхание, но я сразу вспоминаю  предупреждение мамы:
Смотри ,в гостях веди себя скромно , не набрасывайся на еду , как - будто, из голодного  края  приехала.
Я помню мамин наказ и веду себя скромно.
Луиза , смелее ешь , смотри какой вкусный Халида апа баурсак испекла.
Я несмело беру вкуснятину , баурсак , буквально ,тает во рту.
 
 Закий абый ! Самые хорошие воспоминания о детстве связаны с ним. Он был ко мне очень добр и особенно хорошо, по отцовски, относился потом к моему сыну.
 
 Одна из сестер Закия абыя Хамида апа  была бухгалтером и во время войны работала  в мамином детском саду.
 Однажды , когда я была уже взрослая , она ,будучи у нас в гостях, за столом во время воспоминаний о войне(тогда часто вспоминали о трудных военных годах ) сказала:
- А ты знаешь , почему мама твоя получала такую маленькую зарплату?
-Почему?Ведь она работала за троих и я ее никогда не видела в детстве.
 - Заведующая забирала  остальное себе
- Все забирала?
- Нет , одну ставку себе , другую -мне , чтобы я молчала.
-Что же сейчас рассказали?
-Совесть  замучила.
-А тогда не мучила , когда мы с мамой голодали?
-Я молодая была , боялась работу потерять.
 Вот такая история…
 
 Детский сад встретил меня светлыми распахнутыми окнами.. Просторная  комната , на стене черная тарелка громкоговорителя.
 
Добрая пожилая воспитательница..
Я робко прижалась к стенке у двери.
 - Ты что? Боишься?  Не бойся, проходи”, - слышу я добрый голос и мне уже не так страшно.
 
 -Посмотри , сколько у нас игрушек!
- Ребята , это у нас новенькая , зовут ее Луиза.
Но я все еще стесняюсь , Мне неудобно , что на меня все смотрят.
 Потихоньку осваиваюсь, но игрушки меня не заинтересовали. Я увидела красивый журнал . Это были
”Веселые картинки”  Мне бросились в глаза  рисунки в этом журнале  и я  взяла его в руки. Но противный мальчишка помешал мне .
 В первый же день я подралась с этим мальчишкой. Он больно ударил меня по ногам чилиговым прутом..
 Было больно , но я не заплакала  и не стала на него жаловаться,  крепко ударила его в ответ, хотя он был выше меня и , наверное, сильней.
Я впервые поняла , что себя надо уметь защищать ,никому  не давать себя в обиду. .  И надеяться только на себя. Ведь маму свою я совсем не видела , она  постоянно работала.
 
Меня наказали , поставили в угол , но мне не было обидно . Я чувствовала , что поступила правильно .
Но потом мы с ним подружились .и  позже учились в одном классе и даже сидели за одной партой..
Мы часто вспоминали нашу первую встречу и смеялись над собой от души. Так меня встретил новый детский сад , на три года ставший для меня  домом..
 
 Да именно домом. Я была в  детском саду не только в круглосуточной группе , но и в выходной день. Мне уходить было некуда. Жилья у нас не было, да и откуда ему взяться : кругом война , не до квартир было Каждый выживал , как мог.
 
Мы жили в детском саду. После маленькой баньки , где мы до  этого ютились  с мамой  три года , жизнь в детском саду нам показалась раем.Поэтому мама  работала за троих  и не задавала никаких вопросов . Она была полна благодарности за возможность жить в таких условиях ,и готова была работать круглосуточно
.
Шел третий год войны и никто , конечно , предложить жилье маме не мог. На три года детский сад стал нашим домом , в полном смысле этого слова . Нам разрешили там жить.
Я была в круглосуточной группе , ее называли  “ санаторной” Маму днем в будние дни я не видела . Она приходила в нашу группу  к ужину , кормила и укладывала нас спать. Но уделить мне внимания больше , чем другим детям , она не могла. Ведь все дети тосковали по своим мамам ,
 В воскресенье я становилась хозяйкой всего детского сада. Заходила в группы и у меня глаза “разбегались” от наличия книг и игрушек.…
 
 Когда я отправлялась поиграть в группах она говорила:
 
Пожалуйста , все оставляй в таком порядке, как было , чтобы никто не заметил , что кто-то трогал игрушки и книжки.
 
 Конечно , мама, не беспокойся , мне игрушки не нужны , я только книжки посмотрю.
Я старалась запомнить , в каком порядке лежали книжки и игрушки , чтобы никто не догадался , что в группе хозяйничала пятилетняя девочка. Это очень хорошо развивало мою память.
 .
 Наверное , эти детские упражнения с памятью всю жизнь помогали мне . До сих пор я  удивляю окружающих своей памятью, Это , когда многие на много моложе меня , забывают , зачем они пришли на кухню.
Меня интересовали только книги и журналы. Был такой прекрасный детский журнал “ Мурзилка”.
По нему я училась читать .. К пяти годам я уже довольно бегло читала. Как это случилось ? Я объяснить не могу . Меня некому было учить .
 
Ах , какие картинки были в этом журнале! Яркие , красочные , их было  очень много .А еще там были  короткие стихи. Читая , я быстро их запоминала и удивляла потом воспитателей , читая их наизусть.  Так они обнаружили , что я  умею читать.
 
“ Зина , Зина ! твоя дочь читать умеет!” - с восторгом говорили маме воспитатели . А мама в ответ :
“ Читай , дочка , читай  и за меня тоже , я вот совсем читать не умею , только свою фамилию еле- еле могу написать”
Мама моя рано осталась  сиротой и с девяти лет пошла в семью  с двумя детьми прислугой . Она успела только три класса татарской школы закончить .Учили тогда их через арабскую письменность.  Я ее научила читать по- русски , уже учась в пятом классе.
 
Самое дорогое: письма отца и довоенные фотографии мама хранила во вьюшке в печке на кухне детского сада. Ведь у нас не было своей комнаты для жилья , да и вещей своих почти не было.
Однажды пришла в детский сад с проверкой комиссия и заведующая, увидев сверток во вьюшке, вытащила его и …
Мама была рядом и бросилась к ней с криком :
“ Только не выбрасывайте , пожалуйста!”
Но … было поздно. Сверток  уже горел  в огне печи.
Мама поняла : это горит последняя память о муже. Она к этому времени уже знала , что он погиб.  Теперь  в огне гнева заведующей  горели его письма и все довоенные фотографии их совместной счастливой жизни , которую перечеркнула жестокая война.
Но защитить себя или возмутиться мама не посмела. . Она  боялась , что может с ребенком оказаться на улице , лишившись работы и возможности жить в детском саду.


 Когда я увидела ее вечером , в глазах ее было такое горе , что я сразу поняла : случилось что-то страшное.
 Я прижалась к маме и тихо спросила:” Мама , почему ты такая грустная ? “
Она горько заплакала , рассказывая о том , что случилось днем.
 Я поняла , как дорого было ей то , что мы  потеряли в тот день. 
 Мама часто рассказывала мне письма отца по памяти.
 
 В одном из своих писем он писал:
” Береги дочку.Возможно, я не доживу до победы , но вас после победы ждет счастливая жизнь. Ради этого мы воюем здесь , не жалея своей жизни”
До сих пор я жалею , что письма отца не сохранились . Получается , от отца у меня ничего не осталось и даже фотографии отца у меня не было до 20 лет.
 
Как -то мама по путевке попала в санаторий в Соль - Илецк - малую Родину отца. На рынке совершенно случайно она встретила сестру моего отца. Именно тогда у меня, наконец-то, появилась фотография моего папы.
Я в то время училась в Оренбургском музыкальном училище . Мама вызвала меня телеграммой и я срочно уехала на встречу с сестрой моего отца.
Оказывается моя тетя Зайтуна апа знала о том , что брат  погиб и знала , что где-то живет его дочь , но найти маму она не могла.
Глядя на меня , она все время приговаривала : “ О, Аллах, как же ты похожа на Фаяза “ и плакала. Я стеснялась , и просила : “ Расскажите , каким был мой папа , я его очень мало знаю”
Мы долго разговаривали. Она взяла с меня обещание , что я к ней приеду на каникулах летом  погостить , но до лета моя тетя Зайтуна апа  умерла. Так порвалась тоненькая ниточка , связавшая меня на очень короткое время с моим папой .
   
Я рано научилась читать и скоро мне уже недостаточно было тех детских книжек и журналов “ Мурзилка “ и “ Веселые картинки “ , которые я читала  в течение целого года.
 Не помню , кто мне рассказал про  библиотеку , но узнав , что там можно брать книги домой , я стала думать , как туда попасть.
 Осторожно у воспитателей я выведала , где находится ближайшая библиотека и как туда можно дойти :
Мария Степановна , а в библиотеке много книг?
Да , библиотеки для того и созданы , чтобы можно было брать там  книги для чтения дома.
 
- И любой может взять там книгу себе домой?
- Да , любой.
 -А где такие библиотеки есть?
 -Тебе какая библиотека  нужна - детская ?
 -Конечно, детская…
 -В Доме пионеров
- А где он Дом пионеров?
- Если по нашей Ленинградской улице вверх пройти 5 кварталов , там и будет Дом пионеров.
 
Ей доброй пожилой воспитательнице и в голову  не могло прийти , что в голове шестилетней девочки уже родился план , как сбежать из детского сада  в библиотеку.
 
Узнав все о библиотеке , я стала уговаривать свою   подругу Женю Морозоу пойти со мной записываться туда.
Она не сразу согласилась : “ Ты что ? , Меня мама заругает, если я из сада уйду” Но я убедила ее: “ Мы быстро : туда и обратно , никто не узнает”В общем, не  сразу , но я ее уговорила.
 
Ворота в детском саду были большие , высокие , деревянные , они. конечно были заперты , но я знала , как их открыть.
И вот мы на улице… Мы долго шли вверх прямо и прошли так  пять кварталов. Машин на улицах было очень мало  , поэтому мы без проблем переходили дорогу . Людей на улице тоже почти не было : все были на работе. Никто не обратил внимание на двух маленьких девочек , уверенно шагающих по тротуару…Наконец , мы увидели дом , напоминавший  теремок , который я видела на картинке в сказке” ТЕРЕМОК”
Я прочитала вывеску и поняла , мы пришли... Неуверенно открыв тяжелую дверь, Мы осторожно вошли и оказались в длинном коридоре.
Мы шли и я читала таблички у каждой двери, за которой проходила какая -то своя неизвестная нам  жизнь. Но мне это было не интересно . Я искала библиотеку. И вот  она заветная табличка с нужной надписью.
 
Удивительно , что нас никто не остановил во время нашего путешествия по коридору Дворца пионеров , именно там и находилась  желанная  библиотека.
Мы оробели перед дверью ,за которой находилась библиотека. Женька давно уже хныкала и боялась взбучки от мамы и , наверное , давно  пожалела , что согласилась на мою авантюру.
 
Но отступать было некуда . Прелолев страх , я открыла дверь и мы оказались в комнате , полностью заполненной  книгами.  Мы даже не сразу увидели маленькую худенькую старушку , которая строго спросила : “ Вы ошиблись ? Что вам нужно?”
 Но я посмотрела на нее , как на Фею , которой принадлежит такое богатство. Я торопливо выпалила:  “Нет , не ошиблись , Вы можете записать меня в библиотеку.?”
“ Нет , приходи с мамой” , - услышала я в ответ. У меня  в сердце  все оборвалось… “ Все, никогда меня сюда не запишут”
 
Видимо в глазах моих было такое отчаяние , а в голосе , когда я воскликнула : “ Мама не может , она все время работает”. была такая тоска , что старая женщина  сжалилась надо мной и с доброй улыбкой спросила ;” Ну а читать - то ты можешь?” “ Конечно , давайте я Вам почитаю, дайте мне книжку домой  почитать”, - воскликнула скороговоркой я , боясь , что не успею ее попросить и она меня выгонит.
 
 Библиотекарь , звали ее Любовь Васильевна , улыбнулась и протянула мне “ МУХУ - ЦОКОТУХУ “ Корнея Чуковского , а я уже давно  знала  ее наизусть и мне ничего не стоило бегло прочитать . “ А писать тоже можешь ? “,- спрашивают меня.“ Только имя свое “, - отвечаю я и понимаю,  на меня уже никто не сердится. Так я записалась в библиотеку и первые книжки , которые я получила  были “Али - баба и сорок разбойников” и русские народные сказки “ КОЗА - ДЕРЕЗА” Я до сих пор помню , как выглядели эти мои первые книги из библиотеки.
 
 Когда мы вернулись в детский сад , нам здорово  “ попало”. За Женей пришла мама , а ее на месте не оказалось , поднялась суматоха. Потом её мама навсегда запретила Жене дружить со мной.
А моя мама  только покачала головой и сказала ; “ Никогда больше без  спросу никуда не ходи , я  сразу умру , если с тобой что-нибудь случится .”Было мне тогда шесть  лет.