Ну-ка, лешенята!

Наши Друзья
Руслан Цвиткис - https://www.stihi.ru/avtor/tsvitkis

Десять лет было брату. Сестра
В мае первый закончила класс.
Лето. Дети резвятся с утра
Так и брызжут смешинки из глаз!

Захотелось малинки набрать,
Угостить маму с папой потом.
Убежали сестрёнка и брат,
Но вернулся без Даши Артём.

Утром встретил сосед паренька
И спросил тот сосед у него:
- Что во взгляде такая тоска?
Ты, Артём, загрустил отчего?

Почему ты один, без сестры?
Вы же вместе ходили всегда.
- Было так до недавней поры.
Только  с нами случилась беда.

Неразлучны мы были с сестрой,
А вчера по малину пошли.
Вот идём по ложбине сырой.
Видим: дымка у самой земли.

Эта дымка – всё гуще, черней.
Мы  - назад, но  беги, хоть куда – 
Дымка всюду! Не сладить нам с ней.
Вспышка!.. Нет от сестры и следа!

Я  туда, я  сюда, только  зря.
Звал сестру, но молчала она.
Шёл домой, сам себе говоря:
«Знать, похищена кем-то она».

Рассказал всё родителям, но
Папа с мамой от горя слегли
И твердят непрерывно одно:
«Дочка... Дымка у самой земли...

А сосед говорит пареньку:
- Верь, что Даша найдётся! Иди!
Прочь гони ты печаль и тоску:
Дело трудное ждёт впереди.

К папе с мамой пришлю я врачей,
Чтоб о них не тревожился ты.
В ту ложбину ступай, где ручей
Обтекает малины кусты.

Где расстался ты с Дашей, Артём.
Всё вокруг примечай ты в пути.
Сам себе ты ответишь потом
На вопрос: «Где же Дашу найти?».

- Благодарен я Вам за совет.
- Верю я, что найдётся сестра!
Папе с мамой поклон и привет.
Ну, а мне в путь-дорогу пора.

И вернулся в ложбину Артём.
Грусть во взгляде его залегла.
И подумал он: «Тут, под кустом
Точно помню я: дымка была.

Север, запад ли, юг ли, восток
Надо выбрать, куда же пойти...
Впереди вижу Дашин платок!
Мне  туда! Нет иного пути!»

***
Даша очнулась. Открыла глаза.
Хочется пить. Где кефир или чай?
- Жаль, ничего тут увидеть нельзя:
Темень... А братик? Артём! Отвечай!

Не отзывается. С ним я вчера
(Или сегодня?) в ложбине была.
Дымка... И свет  будто вспышка костра.
Дальше не помню: какая-то мгла.

Где я? В избушке? Похоже на то.
Как и зачем я попала сюда?
Самое главное, знает ли кто,
Где нахожусь я? Беда так беда!

Кто то идёт. Где бы спрятаться мне?
Ставни скрипят,  и в избушке светло!
Дедушку вижу я прямо в окне.
Старенький. Старым ходить тяжело.
Входит.
- Я  Даша!  - ему говорю.
- Здравствуйте! Мне бы домой поскорей!"
- Здравствуй! Я злого тебе не хочу.
Не опасайся. Вот здесь, у дверей,
    
Даша, присядь. Лёша с Лушей со мной
Вместе живут. Не поможешь ли нам?
Буквы не знают они ни одной.
Стыдно  по нынешним-то временам.

Хоть мы в лесу, нам нельзя без наук
Внучке, а также внучку моему.
Будь ты, хоть птица, хоть зверь, хоть паук 
Учится каждый. Я это к чему:

Сам я учился читать так давно!
Буквы забыл. Сильно путаюсь в них.
Вот потому было мной решено:
Чтенью обучишь внучаток моих.

Сделаешь  - тут же отправлю домой
И награжу. Скажешь: «Да!»  буду рад.
Даша! Исполнишь ты замысел мой?
- Я научу, но не ради наград.

Станут и Лёша, и Луша читать.
Будете гордым, о них говоря.
Смогут они грамотеями стать.
Буду я знать, что старалась не зря...

Мне бы попить  чай, кефир или сок".
- Кружку держи с родниковой водой
Лучший напиток. А сладкий песок
Мёдом заменим,  пчелиной едой.

- Вкусно. Спасибо!.. Вы, дедушка, кто?
- Леший. Все те, кто не верят в меня,
«Сказки!» - твердят, но в лесу я зато
Главный. Живу, лес от порчи храня.

***
Шёл Артём по тропинке лесной,
Но упёрлась в болото она.
Обойти бы его стороной.
Слева, справа ли та сторона?
 
Сорочонок лежит на траве,
А сорока стрекочет: «Беда!»
Осмотрелся Артём  и в листве
Край сорочьего видит гнезда.

На берёзу с птенцом он залез.
Сорочонок в родимом гнезде.
Зашумел одобрительно лес.
Брат подумал: «Сестрёнка, ты где?»

Тут – болото, а там – бурелом.
«Что же делать?»  подумал Артём.
Вдруг сорока махнула крылом:
«Отправляйся, мол, этим путём!» 

И болото Артём обогнул.
Хоть устал, не присел ни на миг.
На поляну с пригорка взглянул: 
Перед ним чей-то домик возник.

«Дашу там я найду? Не найду?..
Эх! Узнать бы, сестрёнка, где ты! -
Размышляет Артём на ходу.
- Кто там прыгает через кусты?

Два каких-то лохматых зверка?
Два ребёнка? - Никак не пойму.
Я за деревом спрячусь пока.
Может быть, разберусь, что к чему»

***
- Дедушка, лет-то внучатам твоим
Сколько?
- Девятый пошёл по весне.
- Значит, по восемь исполнилось им
Даша сказала.  - И столько же мне.

Слышит:
- Не бойся моих лешенят.
Как бы найти поточнее слова?
То ли похожи они на щенят,
То ли медвежья у них голова.

Бурая шерсть. Но не злые они.
Мыться не любят  ну, прямо беда!
Бегают, прыгают целые дни.
Я вот сейчас приведу их сюда...

Даша! На внука и внучку смотри 
Лёша и Луша. Немножко грязны.
Луша! Ты грязь со спины-то сотри!
Лёша! Очисти от сора штаны!

Сор вместе с грязью убрать за порог!
Глупости выкиньте из головы.
После обеда начнётся урок.
Дашу обязаны слушаться вы...

- Дедушка, нет ли каких-нибудь книг?
Или газет? Или детский журнал?
Нет? Как же буквы учить нам без них?
Нам бы тетради ещё и пенал

С карандашами. Учить без всего
Этого, дедушка, я не смогу.
Леший ответил ей:
- Нет ничего...
Берег ручья! Надо на берегу

Буквы писать от метёлки прутком.
Станут внучата мои за тобой
Всё повторять и шажок за шажком
Быстро научатся букве любой.

- Можно, - ответила Даша, но я,
Буду, возможно, учить много дней.
Станет тревожиться мама моя
С папою с каждой минутой сильней.

Даша, мы время, его не ценя,
Тратим впустую, но дружен я с ним:
Время, что ты проживёшь у меня,
Станет для них только часом одним.

- Правда? Спасибо огромное Вам!
Там с ними брат.
- Брат не с ними пока:
Ищет тебя. Верь правдивым словам:
Встретишься с братом, и встреча близка.

***
Пригляделся Артём: там – сестра!
Быть не может ошибки: она!
Он хотел, было крикнуть: «Ура!»
Но смолчал, ведь сестра – не одна.

Ходят там от ручья до дверей,
Повторяя все буквы подряд,
Двое странных каких-то... Зверей?
Ребятишек? Нет, всё же зверят.

Дед какой-то выходит во двор
С бородою до самой земли.

Вот он с Дашей вступил в разговор:
- Все ли буквы внучата прошли?
- Все, -  ответила деду сестра.
- Что ж хвалю. Ты зажмурься тогда
(Обещанье исполнить пора) –
И домой попадёшь без труда.

Но зажмуриться надо сильней...
Снова дымка у самой земли.
Эта дымка всё гуще, черней
Вместе с Дашей исчезла вдали.

Дед сказал:
- Подойди, паренёк!
Даша дома. там будешь и ты.
Чтоб тебе не натруживать ног,
Стой вот здесь, где малины кусты 

И зажмурься. Вокруг не смотри!
Передай благодарность сестре.
Дымка. вспышка. Полёт. Раз-два-три,
И Артём – у себя во дворе.

Даша дома с Артёмом. Они
Говорят и звонки голоса.
А у Даши: 
- Артём! Посмотри:
Видишь?  -
Стала роскошной коса.

***
Папа и мама здоровы давно.
Ну, а про лешего и про внучат
Дашу с Артёмом послушали, но
Верить ли, нет ли  не знают. Молчат.

Юный читатель! Ты сказке поверь!
Годы пройдут или десять минут
К будущим сказкам ведущую дверь
Лёша и Луша вдвоём распахнут!

16 - 26.03.2019

Картина Андрея Шишкина