Портрет Часть 2 По местам боевой славы

Елена Васильева 23
В школе задали сочинение к Дню Победы. Мне раздумывать не надо: на стене портрет, в шкафу связка писем с фронта. Вновь читаю Васины письма, выбираю цитаты, рассказываю о нашем герое. Вновь оживает перед глазами юноша с тонкими чертами лица, в форменной фуражке с буквами ЖУ на лацкане шинели… Красивый на загляденье, серьезный, умный, гордость родителей - будущий машинист-железнодорожник, если бы не война. С нею Вася домой не вернулся.
           Прошли годы, а моя бабушка Таня не могла смириться с  гибелью сына, не верила документам и все просила мою маму разыскивать, писать - найти. Так в мою жизнь вошел не только портрет, но и разговоры о том, куда надо послать запрос, что пришел ответ из архива или из военкомата, что писал бабушке Васин командир, что говорил знакомый врач по поводу подобного ранения  и какие бывают случаи на войне и т.д. Из архивов писали, что произведено перезахоронение останков с опушки леса, что все  бойцы 251 стрелкового полка теперь покоятся в братской могиле  в деревне Лукино, по другим сведения - в деревне Казулино того же Сафоновского района. Опять начинались сомнения, вставали вопросы, приходили воспоминания. Ответов не находилось, на время все поиски затихали, чтобы потом опять возродиться.
           Прошли годы.  В Интернете появился доступ к военным архивам - открытый банк данных «Мемориал». Там я нашла всю информацию о Васе: месте призыва,  службы, гибели и захоронении. Эти данные почти ничем не отличались от известных нам, но были подкреплены документами. Читать бумаги, написанные кем-то от руки, с пометками и подписями, приказы и донесения о безвозвратных потерях было волнительно. Прошлое опять переходило в настоящее.
         Осталось разрешить последний вопрос: есть ли на братской могиле таблички с именами  павших  бойцов? Писать в архивы и военкоматы – долго. Помогли люди.  Через  сайт «Одноклассники»  я вышла на школу деревни Казулино, выбрала несколько фамилий и написала. Мне ответила Татьяна Голубева (Синенкова), прислала фотографии мемориальной доски, на которой я нашла строчку:  Федоров Василий Трофимович, сержант, 1924г.
Захотелось выполнить бабушкину просьбу найти ее сына, захотелось навестить могилу, увидеть все своими глазами, привезти землю на родину.  И мы отправились в путь.
    У Твери свернули на Ржев. Здесь проходила Ржевско-Вяземская операция. Бои шли жесточайшие.  Пейзаж сменился - началась смоленская земля. Вязьма…  Древний русский город.  Его Вася встретил тогда в полной разрухе…  Минское шоссе ведет нас дальше.  А повсюду  память о  войне - обелиски…  Следим за указателями. Вот он наш поворот на Холм-Жирковский. Едем по неширокой дороге.  Местность открытая, далеко видны поля и перелески. Речка Соля.   Читать строки документов, книг и быть на месте боев – вещи разные. Жаль, что не могли приехать раньше…   Упустили время…
Въезжаем в Казулино. Село большое, известное даже в исторических документах. Оказываемся  почти у околицы - тут и находится  братская могила. Вокруг стоят деревенские дома, лежат неколотые дрова, гуляют куры…   Осматриваемся.  Да, памятник точно такой, как на фотографии. Мемориальные доски по обе стороны. Ищем фамилию…    Есть! «Ну, здравствуй, Вася!»
Место захоронения  достаточно ухожено, школа шефствует, в ней даже создан свой музей боевой славы.  Но стояло лето, все на каникулах - проросла без надзора трава. Мы наводим порядок, размышляем о своем, молчим…    Хотелось бы с кем-то поговорить, но никого нет…   Берем немного земли, чтобы отвезти на могилы родителей- пусть прах покоится на родине.