Портрет

Елена Васильева 23
               
       С детства я помню портрет в большой резной раме. Это была самая заметная вещь в бабушкиной комнате. Справа стоял сундук, в простенке между окнами  висело зеркало, стол и несколько венских стульев в центре и слева кровать, над которой и висел портрет. Сейчас я понимаю, что место было выбрано неслучайно. Я представляю, как вечером в полутемной комнате бабушка всматривалась в дорогие черты, наверное, мысленно разговаривала, скорбела…
 
       Когда мы приходили в гости, она уступала нам свою кровать.  Лежа на матрасе, набитом сеном, в полутемной комнате (я даже помню еще лучину, электричества не было в деревне),  мои глаза невольно обращались к тому, кто смотрел на нас со стены. Это был портрет красивого парня в форме учащегося железнодорожного училища. Он погиб на войне в 19 лет. Это был бабушкин сын, мой дядя Вася.

        Когда бабушки не стало, портрет хранился у нас, и вокруг него всегда было много семейных рассказов. Я знала с детства, что Вася был эвакуирован вместе с железнодорожным училищем на Урал. Немцы рвались тогда к Москве, будущие кадры машинистов были нужны, а сохранить учебную базу можно было где-то в глубине страны. Так, осенью 1941 года, в 18 лет Вася уехал из родного дома в Барабинск - город в Новосибирской области. Письма его пестрят датами: « 14 дней в Барабинске», «2-й месяц, как уехали из дома»… Можно представить, как одиноко и трудно было ребятам, оторванным от родных.

         В Барабинске продолжилась учеба. За партами, правда, сидеть было некогда, все постигали на практике: ремонтировали паровозы и вагоны, изготавливали слесарный инструмент. Вася работал кочегаром в депо. Работа не из легких: чистить поддувало, смазку в бидоне таскать, заливать ее в буксы и  всякую другую подсобную работу делать. Тяжело.

         4 февраля 1942 года он пишет домой: «Голодно»…  «Обещали отправить домой»…  Разумеется, никто в Барабинске этими мальчишками  особо не занимался. Они уже были приставлены к делу,  работали наравне со взрослыми…    Одно слово: «война». Надежды на возвращение домой, однако, не сбылись.   С июля 1942 года Вася начал работать помощником машиниста, а уже через месяц был призван в армию и направлен в Томск, куда было эвакуировано в это время Белоцерковское военно-пехотное училище.
      
       Наступило  24декабря 1942 года … День рождения - 19 лет. К сожалению, не сохранилось письма, где он рассказал об этом дне.  Наверное, праздничным он не был.  Два года уже в разлуке с родными! Посылает им 70 рублей - свое жалование. Понимает, как им дома нелегко: отец болеет, мать работает в колхозе, старшая сестра в блокадном Ленинграде, а младшей только  14 лет…    Опять в душе затеплилась надежда, что дадут отпуск, приедет в свою деревню, всех повидает.  Но все это только разговоры, надежды… Ничего не оправдалось.
 В звании «сержант» Вася выпускается из военного училища и едет на фронт. 31 марта 1943 года  он пишет в письме: «Движемся к фронту. Проехали Можайск, Гжатск, Вязьму. Все разрушено».  С 13 мая -  на передовой.  Вася -  командир пулеметного расчета 1-го стрелкового батальона 521 стрелкового полка 133 стрелковой дивизии Западного фронта.  На Смоленском направлении в это время идут жестокие бои.  «Пока жив,- пишет он домой,- но не знаю, до каких пор это будет…». От родных  и друзей приходят письма, даже посылку из Грузии получил. Вместе с ним воюет его одногруппник  Синагин.  Вдвоем немного веселее. Одна мысль не покидает его: «Побываю ли дома?»

        После успешных боев  наша армия остановила  свой натиск.  Враг  хорошо закрепился,  и наши войска вынуждены были отступить.  Скорее всего, письмо от 30 мая 1943 года описывает как раз эту обстановку: «200 м от немцев… в обороне… спим на еловых ветках, еда 2 раза в день». 
 
      9 июля 1943 года Вася был ранен в бою, попал в медсанбат № 166. А через месяц,  7августа 1943 года,  Трофим Андронович и Татьяна Петровна  получили извещение,  так называемую похоронку: « …в  бою за социалистическую родину, верный воинской присяге, проявив  геройство и мужество…  умер от ран 12 июля 1943 года». Погибших похоронили на опушке леса вблизи деревни  Емельяновское (или Емельяново?)  Сафоновского района Смоленской области.

Тот самый портрет по-прежнему висит на стене…   С него смотрит на нас юноша, который  отдал свою короткую жизнь ради нас, ради Победы.