Богатырская Дева - воительница древней Хакасии

Алексей Малышев Сказитель
            АВТОР - СКАЗИТЕЛЬ АЛЕКСЕЙ МАЛЫШЕВ
         ПЕРЕЛОЖЕНИЕ ДРЕВНЕГО НАРОДНОГО СКАЗАНИЯ

                ЗОЛОТЫЕ СКАЗЫ СИБИРИ             

                БОГАТЫРСКИЕ СКАЗЫ



                БОГАТЫРСКАЯ ДЕВА


Есть в Сибири привольная страна гор и степных долин -древняя Хакасия. 

В седой древности рождались в земле Хакасии славные богатыри. Среди героев хакасского народа самой великой была девушка воительница по имени Баян-хыс. Звали ее в народе Богатырская Дева.

Рожденная слабой по природе, она вступила на путь борьбы и превзошла всех мужчин в искусстве войны. Выросла она среди июсских степей, на берегах малой речки Соххы джуль.

Дела войны решала воительница сама, никому не подчиняясь. И стала и воином, и вождем в одном лице. Словно целое войско в одной яростной девушке. Силой десяти мужчин наделила ее природа. А предки воины научили пяти боевым искусствам. Вскоре далеко превзошла она всех всадников своего племени в борьбе, в стрельбе из лука, владении мечом и езде на лошади.
 
Нравом Баян -хыс была горда и не встретив среди мужчин своего народа подобного ей по силе богатыря оставалась одинокой.Не нуждалась она в соратниках и оруженосцах и всегда выезжала одна в тревожную степь.

Память народа сохранила необычный вид и редкую масть ее богатырского коня. Летела она на битву с врагами на пестром барсовом коне, крапчатой масти или как еже говорят сером в яблоках.

      Называли хакасские коневоды такую пеструю лошадь барсовым конем.
Богатырский конь не просто носил одетую в доспехи грозную деву. Обучен он был бить копытами насмерть. Укус его вырывал целые куски плоти и причинял страшные раны. Боевые кони славились большими прыжками, что в битве спасало от стрел и ударов.
 
       Если богатырь был ранен или терял сознание верный конь стремительно уносил его с поля боя, спасал от погони и плена, приносил в укромное место, давая возможность снова вернуться в строй. В засаде или скрываясь от погони конь умел ложиться и вставать вместе со всадником. А набегая на врага, конь грудью сбивал его с ног.

      Мастера сбруи или шорники облачали четвероногого друга в крепкую сбрую, соединенную золотыми кольцами, и не для красоты, а потому, что золото одно не ржавеет от едкого пота лошади, разъедавшего медь и железо упряжи. Много было и других секретов у доспехов и снаряжения героев.
 
Народные певцы сказители, акыны, в дни праздников долго славили искусно снаряженных коней героев во многих подробностях.
      
       Оружие девы внушало страх врагам. Лук ее был тугим, требовал больше сил и одна стрела уносила одну жизнь. И страшен был врагам ее колчан со множеством стрел.

Рука ее была тяжела и быстра как лапа большой медведицы. Меч ее рубил врагов надвое от головы до седла.
       В битвах не знала она поражений и всегда возвращалась с победой в родные края. Уносил ее боевой конь в земли врагов хакасского народа -монголов. Внезапно налетала она на юрты врагов и мстила за разоренные хакасские аймаки-стойбища.


       Среди монголов самым могучим воином и вождем был непобедимый Моол-хан. Многие славные батыры пали в битвах с его полчищами. Но хакасская девушка не боялась его и смело рубила ханских воинов.

На равных билась с Моол-ханом бесстрашная Богатырская Дева и не было в той жаркой схватке победителя. Так прославила дева свой малый хакасский народ. Гордая и равная врагу, покинула воительница поле боя и никто не посмел остановить ее даже в ханской ставке.


Однажды случилась великая битва и дева победила многих всадников. Но после она очень устала и направила коня к родным июсским степям. Путь ее лежал через долину реки Абакан мимо Ызысхских гор. Но здесь не хватило ей сил достичь родного кочевья и прилегла дева отдохнуть там, где охватил ее особый глубокий богатырский сон.

      Во сне таком быстрее зарастали раны и через несколько ночей и дней непрерывного глубокого сна возвращалась сила богатырская. Распрягла дева барсового коня, сняв седло и войлочный ковер да пустила пастись на разнотравье. Ускакал конь искать среди трав любимый свой конский щавель. Легла дева на душистые травы, подложив под голову седло на мягком войлоке. Охватил ее богатырский сон.


       Но не суждено было ей отдохнуть. Не от руки врагов чужой страны, а от предателя в собственном народе пришлось ей принять то, что бывает для героя хуже смерти.
Жил в то время в долине Абакана на Изыхских горах удалой батыр Ир Тохчын, охотившийся на зверей и людей. Скрытно следил он за всем, что творилось вокруг и нападал из засады. Славились в народе два его черных коня с белыми звездами во лбу.

      В тот черный день в недобрый час заметил Ир Тохчын из засады спящую деву. Увидел, что она прекрасна и глубоко спит и не может почувствовать его приближения. Возникло у него желание оскорбить ее из зависти к непобедимой силе и всенародной славе. Облик предателя не привлекал женщин, лицо его было плоское и грубое. Знал злодей, что ни одна девушка не захочет с ним соединиться.

   Решил он воспользоваться сном красавицы и обдумав все, подкрался тише воды и ниже травы и незаметно отнял у спящей девичью честь. А после быстро умчался и спрятался в дальнем краю, боясь страшной мести и смерти от тяжелой руки, преданной им воительницы.

     Проснувшись спустя много дней, заметила дева, что обесчещена и в гневе проклинала подлого предателя и не могла убить своего насильника. Но имя его вскоре ей стало известно и тогда страшно прокляла дева весь род Ир Тохчына на веки.

      Проклятие девушки обладает великой силой. Постигло оно двух черных коней Ир Тохчына, ночью разорвала их стая волков. И исполнилось желание девы, пришлось ему всюду ходить пешком без лошади. Много поколений потомки злодея рождались плосколицыми и были некрасивы.

     Много дней стонала и вздыхала Баян-хыс, пока не узнала, что носит в себе ребенка от подлого отца. Стало известно в народе о ее позоре. Таких пересудов о себе пережить она не могла, ведь за свои подвиги ожидала она от своего любимого народа славы и чести. Но люди быстро забывают добро да любят посудачить.

     В древности не разделяли гордые хакасы жизнь девушки и ее честь. Требовал закон племени смыть позор ценою жизни.

     Но пред тем пришло время рождения младенца. Случилось это на берегу малой речки, притока Енисея. Когда мальчик родился, часто вздыхал и получил он имя Хоох, и в тот же день осиротел. Спеленала мать младенца и приготовила его к путешествию без матери.

Смастерила мать берестяную лодку и положила в нее сына. Горько вздохнув, пустила она лодочку по реке в надежде на милость людей. Унесли малютку воды реки, впадающей в Енисей, но природа была к нему добра, и охотники его спасли.

     А богатырская дева, проводив лодку по берегу, отпустила барсового коня, вошла в студеные воды Енисея и смыла в них позор свой смертью. Таков был закон ее племени, не разделявший жизнь девушки и ее честь.

      В тот день купались в тех краях два охотника, друзья Бахун и Тахтар. Заметив берестяное суденышко, решили они выловить его и разделить добычу. Лодка досталась Бахуну, а все что в ней взял везучий Тахтар.
 
Сев на коней, они вплавь достигли середины реки и выловили подарок судьбы. Внутри оказался младенец еще без волос, сосавший молоко из соски, устроенной из сушеных кишок. Лысый мальчик часто вздыхал, повторяя; «хоох, хоох!"

     Так и его и назвали Хоох. Вырос Хоох среди детей того племени и стада его были так велики, что он содержал семь жен. А сын его Сохты дал начало большому племени, о котором сохранилось такое предание.

      Когда у Сохты выросли три сына, настало время делить большое наследство. Отец придумал разделить свои табуны по мастям. Первый сын поучил вороных коней, второй наследник увел буланых коней. А третий младший сын остался с белыми конями и так их стада никогда в полях не смешивались и не путались.

    И вновь возвращаемся мы к тайнам жизни великой всадницы. Почему не смогла она отыскать родственников? И как же догадались люди, что Хоох сын Богатырской Девы?

    Видимо некому было ей отдать сына, некому поручить его воспитание. Видно полегли ее предки и все родные от набега монголов, и аймак ее рода опустел, а стада угнали враги.  Потому и билась она с жестокими монголами и посвятила свою жизнь возмездию за убитых родных.

Осталось неизвестным и имя почтенного старого богатыря, что скрывался в то время в тех местах и долго учил юную мстительницу суровым искусствам войны. Передал он все, что знал, будущей победительнице монголов.

     Пусть недолгой было жизнь Богатырской Девы, но тысячи врагов ее рука победила. Пусть пала она жертвой предательства, но легенда о непобедимой Баян -хыс пережила века. Выше жизни ценила непобеждённая героиня женскую честь и предпочитала смерть с достоинством долгой жизни с бесчестьем. И спустя тысячу лет склоняемся мы в почтительном поклоне перед ее воинским мужеством.


     Осталась в веках богатырская слава девушки Баян-хыс. В памяти народной вечно ржет ее барсовый конь, свистят ее меткие стрелы, гремит ее меч, секущий врагов и разносится по степи боевой клич Богатырской Девы.