Разговоры с бабушкой

Лариса Сидякина3
  Сквозь плотно закрытые шторы пробиваются лучи солнечного света. Каникулы.  Просыпаюсь и лежу со  щекочущим как, газировка предощущением чего – то радостного, даже  не осознавая, просто радуясь новому дню, такое бывает лишь в детстве -  беззаботном и так давно уже ушедшем.
  Рука тянется к недочитанной вчера книжке. Библиотека рядом, в соседнем доме и манит к себе большими окнами и неповторимым книжным духом. Библиотекарь Людмила Ивановна строго ограничивает количество книг, которые можно взять « на дом», как нарочно откладывая в сторону, по одному лишь ей известному закону отклонения, ту, самую заветную.  Потом это вызывало улыбку, а в детстве было почти что горем.
 …Беру книгу и с запахом пыльно - книжных страниц смешивается аромат свежевыпеченных оладий.
Это моя бабушка Аня хлопочет на кухне. Для меня старается. Оладьи с пылу жару духмяны и вкусны, да и книга захватила - оторваться не могу. И вот, зовёт – кличет меня бабуля.
  - Сейчас,  ба, иду уже,- а сама всё глотаю и глотаю страницу за страницей.
   Светлая моя бабуля, добрый, дорогой человечек. Крошки хлеба  не бросила ты   никогда. Есть в доме хлеб, жито – значит,  все живы будут. В меня эта память так крепко засела, что рука не поднимается даже чёрствый  кусочек хлеба выбросить, тут же бабушкины слова и трепетное отношение к хлебу приходят.
   И в гражданскую,  и в тридцатые годы,  и в войну великую, испытала  ты  голод лихой, потому так и дрожала над каждой крошкой,  в те суровые годы бывшей порой  спасением . Вот и для меня  особенными стали слова: «Хлеб всему голова».
 … Родилась моя бабуля в феврале. Зимой, в свой день рождения не столы собирала, не подарков ждала, да как- то скупы мы были на чувства в то время. Ходила она в Храм Петра и Павла, тогда он один в городе и был- то действующим. Рано- рано поднималась, тихо, не разбудив меня, исчезала, уходила в метельный февраль по заснеженной дороге к Храму. Возвращалась к обеду, с просфорой и просветлённым лицом.
  Хлопочет – топчется,  шьёт – перешивает, но подступит мгновение, и потускнеют глаза её, одинокими станут, как у больной птицы.
- Добрая моя Валюшка  была, ласковая, - только и скажет, разглаживая  на коленях дрожащими пальцами пожелтевший листок  в косую линейку -  всё что осталось от  её младшенькой – старательно выведенные буквы  школьного диктанта и  «пятёрка» за работу.
   Вскоре после войны умерла Валюшка.  Да не само по себе горе случилось – во время оккупации немецкий шофёр, забавляясь, придавил к стене дома девчушку малую машиной своей, так вот и зачахла, до пятнадцати не дожила… « Добрая была, ласковая»,- только и скажет бабуля, и слёз нет, одна щемящая тоска упадёт на нас, весь мир заволакивая.
   Милая моя, маленькая и терпеливая, как мне тебя не хватает. Уж столько лет утекло, а сожмёт сердце и так захочется, как в детстве, подсесть к тебе под бок, где в уже стареньком, тобой много раз перешитом пиджачке обязательно таится лакомство - для меня: не замысловатая конфетка или орешек, как у белочки  из сказки.
  Шила  -  перешивала всё сама – ещё в годы становления молодой советской страны, её, девчонку, лет  пятнадцати приняли на работу в «Райзо» - районный земельный отдел, секретарём – нарядиться то хотелось, люди же кругом. Так приспособилась Анечка и туфли  сама мастерить  и подошву верёвочную к ним приделывать, а чтоб наряднее были - мелом белить - красить.
  Рано  стала она кормилицей в осиротевшей семье, отец  - то в первую мировую  в окопах газов немецких испробовал, домой вернулся, но пожил мало. Братья Коля, Ваня  и маленький тогда совсем ещё Гоша выросли, стали  боевыми офицерами, в войну ордена за храбрость и верность Отечеству получили. А их сестра, бабуля моя, всё по старой памяти пеклась о них, уже не молодых: как они там, не обижают ли, не болеют…
- Подходит моё ко мне, - стала поговаривать она тихонько , -подходит.
   Потом ушла тихо и незаметно, как и жила всё  боясь кого- то потревожить, побеспокоить или озаботить. Подошла, а тебя нет. Не поверила: «Ба, ба»,- а ты не отвечаешь, смотришь в небо и молчишь. Но знаю точно, сейчас  твоя душа меня слышит и обнимает, как в далёком детстве.