Приобщение к подземному космосу

Александр Мамедов
                Приобщение к подземному космосу.
               
                Вступление
  Я  опаздывал  к назначенному сроку  и пришел в отдел, когда все уже ушли с работы. Долго искал нужную комнату по узком коридору, вычитывая таблички.  Отворяя дверь, попал в длинную комнату заставленную кульманами. Внутри комнаты, в помещении начальника отдела, отделенной стеклянной перегородкой, горел свет.
 Маленькая настольная лампа, под низким зеленым  абажуром, бросала яркий конус света на чертежи, разложенные  на столе. Все кругом терялось в густом сумраке.
   Два человека склонились над чертежами и документами. Их лица были сосредоточены, в полумраке мерцали лишь глаза. Смутными контурами проступали фигуры этих людей.
   Сидевший у стола, небольшого роста, коренастый и сильный, с проседью , Алексей Михайлович Ягунов, поднял голову и, не снимая очки, кивнул мне на стул, продолжая беседу   спросил:
 – Адам, ты во всем разобрался, есть какие- нибудь соображения?
   
Главный конструктор Адам  Семенович  выпрямился. Он был очень высокого роста, , с длинными руками.
   – Простите, Алексей Михайлович, – проговорил он глухим голосом, – Я никак не могу сопоставить технические требования к  изделию и условиям  его эксплуатации. Мне, кажется, все зашло в тупик, проект уж очень получается экзотическим. 
   Адам  Семенович  говорил очень четким техническим языком, с той правильностью, которая легче всего выдает старого специалиста .
   – Я так не считаю, то что решил техсовет ,это их дело, а наша идея очень стоящая, мы сможем преодолеть все поставленные вопросы . –Он положил в ярко освещенный круг на чертежи широкую руку с длинными сильными пальцами и остро очиненным карандашом обвел небольшое пространство .
      Адам Семенович сдержанно помолчал, потом нерешительно проговорил:
   – Я постараюсь ночью найти выход, возьму чертежи на дом.   Вы ставите теперь новые условия. Мы об этом не говорили.
   – Ну, Адам Семенович, разве это так уж важно? Техсовет  внес это незначительное изменение, предусматривая различные случайности, которые могут помешать нам использовать ваше первое изделие. Стоит ли из-за этого спорить? Единственным неприятным последствием для вас может явиться лишь отсрочка на несколько недель  окончания проекта.
   – Нет, нет, Алексей Михайлович! – взволнованно возразил Адам Семенович. – Это слишком.
Наконец   начальник отдела Алексей Михайлович, к которому мне было назначено придти, сегодня, заметил меня и предложил познакомиться. Я как мог, кратко, отрекомендовался.
   Алексей Михайлович  встал из-за стола, большими шагами он  несколько раз прошелся по комнате, нервно потирая рукой бритый подбородок. Наконец он остановился возле меня  и хрипло сказал:
   – Адам, ты слышишь, конструктора ГПКТм, нам вас бог послал  .
 – Не бог, а отдел кадров.- усмехнулся   Адам Семенович. По существу, в нашем случае, это ведь одно и то же.
Вероятно, Алексей Михайлович уже принял решение, он сел и указывая на чертежи спросил меня.
 – Молодой человек, а вы знаете природный газ, работали с ним?- я пожал плечами. Затем, перескакивая  на другую тему,  Алексей Михайлович посмотрел на Адама Семеновича  и сказал: – Давайте решим так, я завтра уезжаю на неделю в Москву, из управления  пришла телефонограмма. А ты, Адам, за это время расскажи все, что ты знаешь о газе, нашей работе этому нашему новому сотруднику  и подготовь новое техническое задание, с учетом пожеланий техсовета. Приеду, будем работать. Все.
  Адама Семенович молчал, опустив голову. Полоска света упала на его высокий лоб; мелкие капельки пота сверкали на нем. Главный конструктор достал платок и вытер пот, тяжело вздохнул и продолжая молчать.
 – Ну? – Алексей Михайлович, не дождавшись ответа. – Чего вы стесняетесь?
   – Я не знаю, сроки  – глухо ответил   Адама Адамович, не поднимая головы и опускаясь на стул по другую сторону стола.
 Алексей Михайлович с досадой откинулся на спинку стула, перекинул ногу на ногу и забарабанил пальцами по столу.
   – Перестаньте жеманничать и ломаться, Адам, мы же знаем друг друга ни один год! – решительно продолжал он после минутного молчания.
–Ну! – досадливо и с нетерпением закончил Алексей Михайлович. – Сроки! Сроки! Стоит ли ссориться друзьям из-за такого пустяка!
Адама Семенович порывисто встал со стула, быстро прошелся два раза по комнате и, резко остановившись у стола, запинаясь, произнес:
   – Хорошо. Но я не уверен.
Адама Адамович сел, взял карандаш и, поиграв им, переменил разговор обращаясь ко мне глядя мне в лицо:
 –Молодой человек, вы конструктор, это ясно. Но здесь требуется весьма  творческий подход. Знания очень многих областей  отрасли, науки и техники. Вы себе даже не представляете, сколько нужно знать. Вы понимаете это? Справитесь?
– О, Адам! – обиженно сказал Алексей Михайлович.–Неужели вы думаете, что  мне  прислали плохого инженера. Мне направили   талантливого инженера, специалиста. Я надеюсь, когда вы познакомитесь, поработаете , вы перемените свое мнение и свои намерения Ну-с, а теперь вернемся к делу.
- Итак, вы –обращаясь ко мне, поставил точку Алексей Михайлович. Завтра выходите на работу. Остальное я все беру на себя. Будете довольны. Все. До свиданья, очень рад знакомству, надеюсь, поработаем.
                Глава 1. Знакомство с новым миром.
Наутро я вышел на работу не зная что меня ждет, какую работу мне предложат выполнить, внутренне подготовился ко всякому. Адама Семенович уже был на работе, свежий, деловой, что-то писал, попыхивая сигаретой. Рядом с ним весело кипел чайник. Кроме одного или двух вспомогательных работника за компьютерами  конструкторов  в отделе не было, Кульманы стояли пустыми. Мы обменялись приветствиями. Адам  Семенович подвел меня к рабочему месту, с  самым хорошим кульманом у окна, поздравил с первым рабочим днем.
-  Послушайте, Александр –обращаясь ко мне, сказал  Адам Семенович,- заберите себе пожалуйста весь материал по объекту ,о котором мы говорили вчера вечером. Авторы, к сожалению, уволились .-он показал на пустые столы и кульманы.
- Но мы же что, не мужики что ли  - вчерашнее его неуверенное состояние  не проявлялось ни в чем.
Наоборот, он подсел ко мне и стал с энтузиазмом рассказывать о работе, об объектах, которые выполнил отдел. О новых идеях.
 - Вы должны знать на сегодня массу информации, постепенно я вас в виду в курс дела. Но главное это новые творческие идеи.  Вы работали когда- нибудь с давлением  газа? Нет? А с высоким давлением? Каким? Ну, чтобы не пугать вас, порядка 320 атмосфер. Это наше рабочее давление. Страшно? Не то слово!
Адама Семенович закинул ногу за ногу, посмотрел внимательно на меня.
- А вот вы конструктор, так?  сталкивались с трубами? Знаете трубы? Знаете? Нет. Трубы это отдельная песня. И все что связано с трубопроводами  фитинги, запорная  арматура, материал труб   это совершенно особая тема, обширная и специфическая. Мало кто в ней разбирается глубоко.
С  досадой открыл справочник по сосудам, нашел нужную главу, протянул мне. Я нерешительно покачал головой.
- Ну вот, про сосуды, работающие под  давлением, я вас и не спрашиваю. Ясно, что этим вы не занимались. Ну вот я обрисовал вам ту область ,в которой вы должны занять ведущее место в отрасли. Да, да я не оговорился, именно так. Вы же будете конструировать оборудование, очень важное и ответственное.
- Это вы быстро освоите.- продолжал главный конструктор.—учтите ,главное , у нас очень сырая идея, нет ни  близких  аналогов. ни прототипов. Главное, нам найти конструкцию, которая бы удовлетворяла всех, и соответствовала   всем действующим правилам. Мало того, такую, чтобы мы смогли бы изготовить опытный образец.
 -То что вы видите на этих чертежах ,- Адам Семенович  ткнул карандашом  в сторону пачки чертежей  -  это варианты нашей конструкции, разработанные группой.
-А вот это -  он положила  мне на  стол  лист бумаги - перечень недостатков выявленных техсоветом.
Лицо его помрачнело, обозначились складки. Он закурил сигарету.
-Вопросы, которые подняли на техсовете, в общем-то  верные. Это необходимо признать. Я всю ночь, до 5 утра искал выход, не нашел ,даже приблизительное решение. Нет его и у Алексея Михайловича. Его нет ни у кого. А его как назло вызвали в управление, дают новое задание.
-Вот, смотрите Александр. – И он мне вкратце стал объяснять  суть идеи.
-  У нас в  Союзе ,просто невероятная по объему сеть  магистральных газопроводов. Это трубы диаметром 1000-1400 мм. Как вы считаете в магистральной трубе, где протекает природный газ с давлением 100 атмосфер и со скоростью  20 м/сек, какую энергию он переносит? Огромную! мы реализуем за рубеж сжатый природный газ, так? Взимаем плату за топливо, так? Так! А вместе с топливом передаем океан  энергии сжатого газа. Малого того, текущего по трубам сжатого газа! Не понятно? Это вам непонятно, это никому не понятно. А на самом деле  это так! Об этом  говорил еще в 1947 году  академик Миллионщиков. Вот на этом принципе  использования энергии в трубе, нам поручено  создать электростанции, которые планируется разместить по  всей длине трубы, для питания возможных потребителей.
Десятки электростанций ! В глухой тайге, в пустыне, везде. Идея заключается   в создании электростанции , использующей энергию текущего по трубе природного газа и  работающей в потоке природного газа. Мы решили эту задачу путем вскрытия магистральной трубы, устройства там тупикового отвода и размещения  внутри отвода  оборудования электростанции.
  Он дал ей характеристику, подробно иллюстрируя,  с учетом  недостатков выявленных техсоветом . Доклад, изобиловавший техническими подробностями, затянулся. Докладчик это чувствовал, но, ему  вероятно хотелось еще раз самому убедить себя в правоте идеи, и создать впечатление важности объекта. Наконец он остановился, сделал небольшую паузу, словно ожидая реакции на свое сообщение.
. В отделе стало тихо.  Он подошел к окну, закурил.
. Ну как?- он взглянул на меня ожидая отзыва.
-Вы знаете, это просто великолепно, я никогда не слыхал ничего подобного.- я как мог выразил свое восхищение идеей.- Почему вам не помогают?  Что в составе техсловета нет специалистов?
Честно говоря, я многое не понял, мне нужна была основательная подготовка. Но идея показалась мне очень интересной и необычной. Налицо была особая новизна и привлекательность ,невольно я проникся уважением к тому, кто предложил это. 
И я засел за материал. Там в толстой папке  были авторские свидетельства ,статьи, журналы специально подобранные по теме. Постепенно я понял идею, смог разобраться в конструкции и уяснить принцип работы. Мне стало ясно, что все проработки были на уровне проб, и не представляли собой даже намека на реализацию, а уж подавно не подходили под детализацию, или тем более  изготовление опытного образца. Тем более  приблизительная компоновка ,которую я прорисовал, нанес размеры, выросла в очень громоздкую  конструкцию.
Это все что я мог сегодня показать моим новым сотрудникам. Я  просто пошел именно по тому пути ,по которому  прошли мои предшественники. И совершил все те самые ошибки и недоработки, которые совершили мои  новые друзья.
Алексей Михайлович прилетел утренним рейсом, и сразу позвонил в отдел.
-Будет через час -.Радостно оповестил  Адам Семенович  . -Сказал что много новостей. Надо поставить чайник, будут гостинцы. Он без этого никогда не приезжает.
Алексей Михайлович, улыбающийся, с кожаной сумкой за плечом, почти вбежал в отдел  возбужденно пожал нам руки.
-Ну как вы тут орлы?.Что нового наконструировали уже, показывайте скорее. Адам мне все уже рассказал по телефону.Между прочим, я приехал не один. Со мной директор 
 ВНИИ нефтемаша из Тюмени  Пелепченко Виталий Михайлович, мы уже были у меня  дома ,позавтракали , он сейчас знакомиться с директором.- добавил он устремив взгляд на доску моего кульмана. Долго и скрупулезно изучал мои  прорисовки, задавая по ходу вопросы. Они детально отличались от предыдущих.
-Вот вам бабушка Юрьев день. Это называется приехали, а Адам.- Алексей Михайлович повернулся к  Адаму Семеновичу  и глянул на него поверх очков.- Что скажешь?
-Что скажу - Адам Семенович  хмуро, ткнул в чертежи  -  скажу, что это цветочки. Виталий Михайлович раз он здесь, нам все прояснит. Он мне уже звонил, я имел с ним длинный разговор. Удивляюсь, зачем он приехал из Сибири.
-Только не надо унывать. Вы правильно сделали, он обратился ко мне.- что не стали пока касаться оборудования, внутренней начинки .Все силы бросил на  компоновку. Мы ее как-то обошли, все усилия потратили на принципиальные  решения. А ведь мы имеем дело с особым оборудованием, существуют нормы, их никто не отменял. Что там написали  нам на техсовете, это семечки. Там ни слова нет  о безопасности, ни слова нет о технологии монтажа.
 - Я проделал ту работу, которая мне сейчас по плечу- я сухо, пояснил ситуацию-  но я еще не все прорисовал. Многое у меня еще проситься на бумагу. Многое осталось «за кадром».
-Виталий Михайлович раз он здесь, нам все прояснит.- Повторил Адам Семенович  .
-Так. Ладно. -Алексей Михайлович, пересел в свое кресло, чтобы как-то сосредоточиться.
-Что -нибудь нарыли, еще, есть идеи?  - с надеждой  посмотрел на наши невеселые лица. и перескакивая на другое сказал: Я привез вам новое задание. Не буду вас путать пока, сам еще думаю, как и что. Но это тоже не требует отлагательств, очень злободневно. Сейчас подойдет Коля. Сядем вот тут, три кандидата наук, плюс Виталий Михайлович ,кстати ,тоже кандидат и будем думать. А  Александр нам все быстро начертит  в соответствии с нормами.
Последние слова он произнес с укором, глядя на Адама  Семеновича.
Тут дверь распахнулась, и вошел стройный в кожаном пальто незнакомец, со строгим лицом. В руках у него был большой кожаный портфель, для командировок.
 -Знакомьтесь товарищи, Виталий Михайлович Пелепченко,диреатор Тюменьского ВНИИнефтемаша.- Алексей Михайлович вышел из-за стола навстречу гостю. с улыбкой  и особым почтением.
Виталий Михайлович, с   каждым познакомился отдельно, пожимая руки и принося традиционное    «Очень приятно» не меняя строгое выражение лица.
Затем снимая пальто и  рассаживаясь к столу  Алексея Михайловича он также по-деловому сразу приступил к делу, отодвинув предложенный чай, обозначил  цели своего приезда.
- Меня интересуют только работы связанные с  электростанцией, о которых меня информировали из управления намедни. Нам позарез нужны такие электростанции.
 Он вкратце обозначил проблемы Сибири, сибирских газопроводов, условий добычи и транспортировки газа в условиях болот и вечной мерзлоты.
-Меня интересует следующее, кто у вас конкретно занимается проблемой, кто конструктор? -По его манере говорить, держать себя,  чувствовалось, он был из руководителей больших коллективов, много проработал, и  в условиях производства и в полевых условиях. Не привык отступать, не терпел компромиссов и длинных разговоров. Словом полевой командир, сильная личность, генерал. С другой стороны и уже состоявшийся ученый, кандидат технических наук, руководитель НИИ. Как не похож он на наших!
Алексея Михайлович неуверенно  начал  говорить.
-У нас была группа хороших инженеров они начали работать над проблемой ,разработали несколько вариантов- он жестом попросил Адама Семеновича принести чертежи  .
 Виталий Михайлович  молча , насупясь, нетерпеливо, стал перебирать чертежи, читать пояснительную записку. По его лицу невозможно было понять доволен ли он  разработками, понимает ли он идею.
-Так, понятно.- Он  отвлекся от чертежей, хлопнул по ним широкой ладонью  и повернулся  к Алексею Михайловичу.- У вас была группа хороших инженеров,-  почти скептически повторил он - Где они?
Он оглядел пустые кульманы.
-Они уволились все одновременно. – сухо ответил Алексей Михайлович разом обрубая неприятный разговор.
- А вы что на скажете по существу вопроса,  Александр Николаевич.- повернувшись ко мне он  неожиданно дружески назвал меня по имени отчеству.- Кстати, какое у вас давление в коллекторах, а на забое скважин ?
-Мы работаем с давлением до 320 атмосфер. В Кокдумалаке у нас до 490 атмосфер на забое. Там работает у нас ИркутскНИИхиммаш.- Ответил Алексей Михайлович за меня.- Ну, а магистральные газопроводы  у нас проектируются на 75 атмосфер.
 Я  смешавшись, показал ему свои прорисовки на кульмане. Он встал, подошел к моему столу и заинтересовано,  внимательно посмотрел на чертеж.
-Может у вас есть, что к этому добавить. То, что вы прочертили мне понятно. Это  все одно к одному - неопределенно заметил он. Есть идеи?- Еще раз спросил он.- Меня интересуют сейчас ваши идеи? Вы же размышляли над этим? Как давно вы работаете с природным газом? Вы себе как-то представляете, что такое 490 атмосфер!?
Все в комнате теперь смотрели на меня. Я не знал, как поступить. Я потупясь  молчал. До этого конструировал  изделия на сжатый  воздух до 6 атмосфер. Ну, гидравлика встречалась до 125 атмосфер. Но это гидравлика, там диаметры трубок до 20 мм. А здесь 490 атмосфер, а трубы до 1420 мм!
- Так, ясно- сказал он. -Я сейчас поеду к Василь Абудуловичу, он же у вас из Сибири, наш. Я еще его не видел. Затем завтра, с утра, я у вас целый день. Прошу подготовить все соображения  вокруг этого вопроса, вопрос очень важный. Будем работать.
  Он порывисто встал и также  быстро оделся и вышел. Алексей Михайлович быстро вышел за ним, чтобы проводить гостя. В окно было видно как они о чем-то говорят прощаясь. Затем подкатила «Волга» и он сел махнув рукой на прощанье.
 Забегая вперед хочу сказать что, идея создания изделия, использующая  текущий по трубам газ  уперлись в тупик и ее дальнейшая разработка остановилась. Единственный экземпляр, все же изготовленный в НПО Энергия г. Воронеж и испытанный на полигоне в г. Саратове одиноко стоял на газовой  нитке полигона . В натуре  громоздкость и металлоемкость была еще выразительнее. Испытания, по словам испытателей, ничего не показали, и этот образец стоял брошенный заказчиком, ВНИИСТом.   
               

   Глава 2. Мой дебют в новом мире. 
Алексей Михайлович быстро вернулся на свое место, сел у себя за стеклянную перегородку и открыл записную книжку. Что-то отметил в ней и пригласил Адама Семеновича к себе. Они долго там негромко переговаривались. Я тем временем перечитывал статью, в которой ,как мне  намедни показалось, проглянула новая идея использования сжатой природы природного газа для решения нашей задачи. Статья была напечатана в журнале «Изобретатель и рационализатор» и носила полемический характер. Очень далеки авторы были от действительности,  и не специалисты в газовой промышленности. Однако мне понравилась идея. Идея была железная, очень четкая. То что мы пытались изобрести, рассчитать, уже давно широко применялось в очень далекой от общего машиностроения области.  Но идеи мало, надо всесторонне решить все сопутствующие вопросы, чтобы не попасть впросак. Уж больно новая и неожиданная среда этот природный газ, и еще под  очень высоким давлением. Чуть-чуть надо было поменять физическую основу, отказаться от наработанного частично, не переть напрямую. И я ее безжалостно многое  поменял. Но теперь надо было это изделие суметь применить в заданных условиях. Вот здесь решения не было. 
В дальнейшем специально распространяя идею среди специалистов, для изучения реакции, встречал недоумение и противодействие. Однако у работников и конструкторов этого изделия, которое применялось под землей, в шахтах, моя идея удивила их своей простотой и  получила поддержку. Я был приятно удивлен, когда  они на предприятии откопировали и  свободно предали рабочие чертежи. Кроме того  реализовали мне  вне очереди несколько экземпляров в металле. Берусь утверждать, что никто из моих друзей и даже  постарше, не знали этого изделия, не слышали о нем. Нельзя спешить. Надо терпеливо все перепроверить. Стоит мне сейчас озвучить новое решение, за него сразу схватиться,    подпишут новый договор  и тогда  время выполнения договора теперь уже потечет у меня. Даже после того если я применю эту идею, все равно  передо мной встанет сразу, целая масса вопросов. Это было нереально.
Виталий Михайлович  появился у нас в отделе в то время, как и обещал. Алексея Михайловича еще не было, задерживался, и он снял пальто и прямо подсел ко мне. Начал разговор уже не глядя в чертежи, сразу с описания технической задачи. После завершения описания, он сказал, что мне, отделу, готовиться задание, помогать мне будут конструкторы Тюмени и изготавливать опытный образец будут предприятия его института. Никого больше привлекать не нужно. Никого.
-Ну, как, идеи появились?
Оставшись один на один с ним,  я осмелел и напрямую высказался о прошлой работе. Он одобрительно кивнул:
- Почти так, как думаю и я, но я еще хуже. Просто у меня богатый опыт и монтажа и эксплуатации.
Я совсем осмелел и полностью выложил новую идею электростанции. Я ее проиллюстрировал подобранным материалом, тем который я уже успел собрать.
Идея ему сразу понравилась. Он оживился, стал говорить со мной более тепло, с надеждой.
-Как называется этот аппарат? Турбодетандер? Нет, турбина же отсутствует. Тогда, пневмодетандер? Нет, нет такого слова. Первый раз встречаю. Очень интересно!
-Алексей Михайлович тоже не встречал. Никто не знает о нем. Донуглемаш практикует под землей, везде. Разных мощностей и габаритов. работает на сжатом воздухе, до 6 атмосфер.
-Да, но у нас до 300 атмосфер.
-Вот именно, в этом все и дело. У них воздух, у нас природный газ. У них низкое давление, у нас высокое. Но идея наша, начало ее подал неизвестный изобретатель Ренкель. Я уже связался с ним, стал задавать вопросы, но он подробности не продумывал, он не газовик.
Мы проговорили до самого его отъезда в аэропорт. Наконец он встал. Порылся в портфеле и  на стол положил подписанный им проект договора на год:
- Вам представляется несколько командировок в ведущие институты 
страны и естественно в Тюмень. Перечень вы мне представите через неделю. Виктор 
 Иванович уже в курсе дела, будете в Тюмене я вас представлю ему. Все.
Я в недоумении осведомился, кто это Виктор Иванович.
Пелепченко впервые усмехнулся:- Виктор Иванович- это Виктор Иванович Черномырдин.
Глава Газпрома Сибири. Легенда. Раньше был у нас  в Сибири  еще легендарный  Фарман Курбанович  Салманов, но ушел наверх, в Москву. Какие люди!.
И уже переходя на «ты»,по-свойски добавил. - Как закончишь эскизную прорисовку подлетишь в Тюмень, ко мне. А так будешь подлетать примерно раз в месяц. Предавай от меня привет Алексею Михайловичу. Не переживай, мы все с ним уже решили вчера вечером, звони не стесняясь, я у себя всех предупрежу о тебе. Прощаясь, с почтением пожал мне руку. 
               
                Глава 3.Ах, какая чудная картина, когда по рельсам мчится паровоз.
Алексей Михайлович и Адам Семенович появились только под вечер. Очень усталые, они  целый день провели  у проектировщиков в СредазНИИгаз, но по ним было видно что они собрались еще поработать. Я все рассказал о Пелепченко, показал и положил на стол проект договора. Алексей Михайлович устало кивал и поблагодарив меня отпустил домой.
-А мы с Адамом ,в тишине, должны еще поработать. Под вечерний чай. Да и Москва ждет от меня звонка. Завтра мы все вам расскажем. А вы пока обрабатывайте свою идею. По глазам вижу, у вас дело пошло, я очень рад и  Пелепченко вами доволен.
Я домой шел  окрыленный идеей, размышляя про себя. Предыдущим местом  работы, была очень солидная с большой историей  организация, любое отклонение от установок  вызывало очень трудную ситуацию вокруг  меня. Однако я продолжал всегда отстаивать свою точку зрения, что вызывало недовольство, мои идеи вызывали только отрицательные оценки. Как хорошо, что я  перешел сюда, оказался среди этих событий. Мой переход на новую работу, так раскритикованный окружающими, Алексей Михайлович объяснил удивительно доброжелательно.
 -Вы выросли из тех рамок в которых находились 15  лет, а начальники этого не заметили, не представили вам новые, потому что там все уже закостенело, традиции и люди устоялись Никто ничего не хочет менять, никто никуда уже не спешит. Поэтому их все новое  будет и впредь раздражать. Не думайте об этом, не жалейте ни о чем, это жизнь.
Наутро я застал  Адама Семеновича,  как – всегда  свежего, делового, он что-то писал, попыхивая сигаретой, оказалось что Алексей Михайлович уже тоже на работе, но у директора в кабинете. Тот появился не скоро,  поздоровался со мной и озабочено долго диктовал письмо машинистке. Затем вполголоса долго обсуждали какие-то вопросы с  Адамом  Семеновичем.
Я стал спокойно заниматься своей темой. Накануне в электричке метро  по пути домой я уже прокручивал мысленно весь материал, который мне был известен. Не оставлял меня в покое  и дома, я уснул с этим ,просыпаясь ночью подолгу продумывал все. Утром, проснувшись, я постарался мысленно  собрать все в месте и попробовать сделать  компоновку. Нет. Все надо было прочертить.
Я  решил все разместить в серийной трубе, корпус в таком случае легко было изготовить и  рассчитать на прочность. Разместить все оборудование в виде начинки прямо в  отдельной серийной трубе. Собрать и опробовать начинку, провести наладку, получить характеристики, обкатать все под контролем на заводском сжатом воздухе. Затем готовое изделие  разместить в трубе, раскрепить его там, подсоединить коммуникации  затем заглушить и в конце опрессовать, проверить герметичность, и обкатывать уже на природном газе. Разумно?
Заглушки при таком  заданном давлении  и при диаметре 300 мм  превращаются в огромных монстров. Это огромные  специальные фланцы с крупными шпильками и гайками. Это при том что требовалось длина всего  один метр внутренней полости, где разместилась начинка.
  А в дальнейшем ,если у нас будет диаметр 500 мм?  Что предпринять?
Специальные фланцы с крупными шпильками и гайками я безжалостно убрал. Я предпринял бугельное соединение. Это совершенно новое для газовой промышленности соединение. Сразу исчезли  огромные фланцы, тяжелые шпильки с гайками. На высокое давление такие гайки затягивают часами, обтягивая специальными ключами крест-накрест .И под конец обтяжку проводят «по кувалду».Я как-то работая на газопроводе пробовал внедрить гидро ключи и установить стандартное усилие затяжки. Ничего не вышло. После нормативной затяжки фланцев гайки,  еще долго подтягивали традиционным методом. Лишний раз разбирать эти фланцы не решишься, я это испытал на себе.
-Такие соединения Александр я никогда не встречал, будут вопросы у всех, подготовь пожалуйста  обоснование найди аналоги и методики расчета на прочность. - посоветовал Адам Семенович глядя на конструкцию с бугелями. Одно это вызовет революцию в трубопроводном транспорте.
Я быстро нашел американские соединения Грейлос, их применение ограничивалось  600 атмосфер. Однако оно сразу вызвала скепсис у окружающих, это бугельное соединение никто не знал.  Пелепченко же  очень живо меня поддержал и уверил, что они в Сибири  уже давно работают с бугельными соединениями, газовый надзор уже знаком с ними и разрешает применение.
Бугельное соединение удобно, но его обтяжка невозможна, и утечки во время сборки и эксплуатации, без разборки, не устранить.
Мой первый вариант с фланцами я тогда тиражировал и показывал всем. В моей первой публикации в журнале «Газовая промышленность» также присутствуют указанные фланцевые заглушки. Позже, одна фирма также выпустила аналогичные изделия, но они так и остались с огромными  фланцами с крупными шпильками и гайками. Ну с другой стороны, так спокойней. Никто к вам не придирается, и надзорные органы спокойны. Но это же груда дорогостоящего металла,  тяжелая монтажная работа, с применением грузоподъемных механизмов.. Я продолжал поиски, корпус меня не устраивал никак. Мой вариант с бугельными  соединениями уже во всю изготавливала Тюменская организация, а я все еще искал заглушки для новой электростанции которую заказал ЦКБН г.Подольск. Я все -таки нашел в одном пособии для проектировании изделий для высокого давления. Там  был показан кран предназначенный для давления 320 атмосфер. Так вот, вся начинка крана монтировалась сверху и  крышка запиралась врезными полукольцами. Это мы уже предпринимали в станкостроении с гидроцилиндрами, они запирались с торцов  врезными крышками. И в химическом машиностроении существуют байонетные затворы аппаратов. Я показал все это  Алексею Михайловичу, он внимательно посмотрел и попросил меня прочертить все, один к одному.
Мне пришлось  только додумать уплотнение, предварительную затяжку и т.д.. Когда я все тщательно прочертил и сделал деталировку мне все окончательно понравилось. Прочерченное в масштабе один к одному просто и убедительно доказывало свое преимущество перед предыдущими вариантами. Предварительно затянутое одной гайкой соединение, при повышении давления самоуплотнялось. Алексей  Михайлович все же не разделял восторгов и стал настаивать на опытном образце соединения.
 Наперед забегая скажу, что выполненное соединение мною изготовлено было на различных предприятиях  СССР, в Тюмени, в Тбилиси, в Узбекистане ни разу не дало утечек при испытаниях при давлениях до 100 атмосфер. И я ни разу не слышал нареканий от надзорных органов или у бывалых газовиков, которые принимали изделия на испытание на полигоне в г.Саратове. Это очень серьезная победа. Однако все же при  первой  сборке  произошла утечка. Сразу поднялся большой шум, звонки. резкие выражения. Через некоторое время все выяснилось -  применили резинку для уплотнения меньшего размера. Сразу же не заметно, чтобы ее применить, ее растянули, и она уменьшилась по толщине.
На разработку корпуса я потратил много времени, однако параллельно я разработал и компоновку изделия и способ его крепления в цилиндрическом корпусе. Отдельно в НПО «Ветроэн» в г. Истра Кунцевич Петр Антонович для нового  изделия готовили уникальный  асинхронный генератор. Разработаны были  принципиальные схемы технологической обвязки электростанции на различных объектах, схемы автоматического включения. Все это было согласовано с технологами объектов, получили одобрение у испытателей ООО "Саратовгазприборавтоматика". Интерес к генератору проявили и другие предприятия, например,  Тбилэлектропривод. Проведя с главным инженером Эммануилом Викторовичем. Куцером  переговоры, мы привлекли их параллельно с НПО «Ветроэн»  к работе над генератором. Пелепченко был прав, я много времени проводил в командировках, обрастая все новыми партнерами. Однако очень много вопросов предстояло еще решить. Нерешенными вопросами оставались те, которые обозначили на тех .совете заказчика. Тех совет был авторитетный, одних только кандидатов наук  в него входило более двух десятков.
 Наша работа по электростанциям  в Тбилиси в Тбилэлектропривод  была завершена, меня ждали для сдаточных  испытаний  пока на  сжатом воздухе. Испытания прошли успешно, системы проработали 72 часа и было решено отгрузить агрегат в адрес Саратовского полигона, где планировались окончательные испытания на  природном газе с участием  приемочной комиссии. Руководство ООО "Саратовгазприборавтоматика" отнеслось к идеи испытаний сдержанно, на совещании выручил начальник полигона, он сказал, что никаких опасностей он не видит, готов подписать договор и провести испытания в соответствии с нормами. Это решило судьбу изделия.
Вскоре мы вместе с испытателями Тбилэлектропривод натягивали провода от электростанции до утепленного вагончика, погода была морозная. Электрический шкаф установили на стол, а на окнах развесили полукиловатные лампы накаливания, они у нас представляли полезную нагрузку. Когда все было готово, работники полигона  открыли газ ,и наша электростанция ожила, послышался характерный стук. Лампы разом пыхнули и у нас от радости казалось выскочит сердце, хотя ранее  испытанием на воздухе  мы  уже получили успех. Необходимо было отработать в непрерывном режиме 72 часа. Начали думать ,что делать с испытаниями ночью. Потом я махнул рукой и пошел к начальнику полигона за разрешением, оставить все  работающим, без наблюдения. Ночью предвиделось похолодание до -20 градусов. Он  был в восторге от нашей электростанции, вновь показал свою мужскую хватку и спокойно разрешил. Наутро на полигон мы приехали уже с подлетевшим из Москвы заказчиком и Петром Антоновичем Кунцевичем. Электростанция работала также, только стук у нее стал глуше. Я предположил, что внутри она обросла льдом,  ну и конечно приработалась. Заказчик придирчиво все осмотрел, обратил внимание что напряжение  несколько плавает. Кунцевич замерил несколько раз и сказал, что отклонения в пределах нормы. Про себя я отметил ,что в системе не хватает плавности вращения, из-за выхлопов газа идет  динамика и она влияет на плавность хода. Стал подумывать над применениям для стабильности  маховика на валу генератора. Это можно проверить и у себя дома  или в Тбилэлектропривод. Тем не менее все отработало 72 часа и заказчик сказал, что испытания успешные ,подписал протокол. Тут подлетели еще и специалисты из Тюмени  понаблюдать воочию и разделить наш успех. Пелепченко  по телефону поздравил меня и сразу заказал себе аналогичную. Я обещал прислать все чертежи.
Глава 4.Неожиданный успех нашей электростанции. Знакомство с подземным миром Кокдумалака.
В Ташкенте уже знали об успешных испытаниях. Главный инженер ООО "Саратовгазприборавтоматика" Рогожинский имел определенный авторитет  в газовой  отрасли, его подпись в протоколе, характеристика по телефону моему руководству возымела результат у меня в организации. Алексей Михайлович с Адамом Семеновичем  поздравили меня с победой си и попросили подробно рассказать все  об испытаниях и  какие у меня                возникли ассоциации. Кроме того он сказал,  что меня ожидают большие новости. Пока я все рассказывал ничего не утаивая, подробно. Алексей Михайлович попросил бюро информации принести все новости относительно электростанции. Принесли большую папку с бумагами, Алексей Михайлович развязал ее и там оказались письма, с пришпиленными конвертами адресованные нашей организации. Он посмотрел поверх очков на меня и сказал:
- Это отзыв на нашу публикацию в журнале «Газовая промышленность».48 предприятий отрасли шлют заявки на покупку нашей электростанции. Теперь второе: нам разрешили открыть лабораторию по исследованию электростанции. И третье, у нас  в отрасли  открыли тему и будут ее финансировать. И последнее  мы посылали информацию на ВДНХ СССР  относительно нашей электростанции. Там рассмотрели и по итогам года ей  присвоили серебреную медаль.
Глядя на мое ошарашенное лицо, Алексей Михайлович продолжал, обращаясь уже  к Адаму Семеновичу:
-Слушай Адам, не знаю как ты, но я никогда в жизни не видел такого грандиозного успеха. Мы разве с тобой об этом когда – нибудь мечтали, чтобы весь Советский Союз от Сахалина, Свердловска, Перми, до Семфирополя, Харькова знали о нашей работе и хотели бы ее приобрести. И везде приписка «Оплату гарантируем»! Мне на директора было больно смотреть! Как это он не смог предвидеть! А я прекрасно помню все техсоветы и его выступления!- Алексей Михайлович просто был неудержим в своем юморе.
-Впереди большая работа. Но я бы ее адресовал уже предприимчивому предприятию. Нам остается  только совершенствовать  наше детище. Эммануил Викторович Куцер из Тбилиси уже звонил и  мне и директору, в его силах и возможностях взять это на себя. Ему все карты в руки, электростанции относятся к его ведомству- наша часть газовая. Предстоит защитить изделие по линии взрывобезопасности, мы же  погружаем электрическое изделие в газовую среду под высоким давлением. Так? Из ведомства ответственного за электродвигатели и генераторы необходимо также согласование. Эммануил Викторович Куцер должен сертифицировать электростанцию в соответствии с требованиями его ведомства. Только после этого он может получить разрешение на серийный выпуск изделия. Мы ему будем стараться помочь.
  -  Александр Николаевич, вы   составьте  перечень вопросов к постановке изделия на серийное  производство, параллельно  разворачивайте испытания изделия по заданию Тюмени, уже пришло письмо и проект договора. - Алексей Михайлович постарался  обрисовать все то, что случилось без меня и прорабатывалось в отделе. Адам Семенович, сейчас садитесь и готовьте ответы на эти письма. Ближе всего по духу нам заказ  Уралтрансгаза, там те же генераторы для ГРС и заказ 300 штук в год. Необходимо с ними работать теснее, тем более они очень хорошо знают специалистов из Тюмени. А теперь всех приглашаю в обед на шашлык, приключений у нас накопилось много за эти дни вот и поделимся друг с другом. Да и в Саратове,  Александр, небось,  порядком оголодал.
-Да, чуть не забыл сейчас принесут проспекты на нашу электростанцию, рекламное бюро изготовило аж 1тыс.штук. Необходимо их разослать с письмами. - Алексей Михайлович, порылся в столе и представил нам  цветной образец на красивой бумаге. Техническая информация была на двух языках.
 Как только наше возбуждение  от встречи улеглось, я сел за чертежи для электростанции для Тюмени. Мне хотелось всю документацию выправить с учетом того опыта, который я приобрел в ходе текущих испытаний и подготовить задание для электрической части.
 (Продолжение следует)