Была Милой

Людмила Ашеко
               
— Людмила! 
Он любил моё полное имя. Когда был не очень доволен (редко), называл Людой, когда иронизировал, говорил Люся. А слово «Людмила» смаковал, перекатывал, как конфетку во рту, ласкал всякими уменьшительными, нет. скорее удлинёнными формами: Людмилушка, Людмилочка, Людмилка... Теперь некому меня так называть, и моё полное имя стало для меня более жёстким, официальным. Теперь уж его редко слышу и без отчества – время пришло. А так... обыденное «Люда»: сестрица Людочка, тётя Люда, соседка...
Приехала в гости к дочери на пару месяцев. Зима в разгаре. Снегом завален полюбившийся мне городок, мороз трещит по ночам, да и днём не даёт соскучиться. Вдруг резко меняется погода: солнце, туман, капели, неожиданно – холодный ветер, крупчатая метель... Снова мороз, снегопад... Я каждый день гуляю – зиму люблю, даже наслаждаюсь её перепадами! Но зима, как и всё на свете, кончается. Завтра первый день весны, и тут меня застал мой день рождения. Мало мы, пережившие сроки пенсии, радуемся новому дню рождения. Чему радоваться? Но я, если не радуюсь, всё-таки благодарю Бога, судьбу за то, что вот прожила ещё год, многое увидела, узнала, кое-что сделала... А иные... «Иных уж нет...», как сказал поэт в своём, совсем для меня теперь юном, возрасте! Сижу тут, за океаном, и думаю: «Да...  дети как-то поздравят, подруга любимая (она здесь тоже в гостях у своей дочки), позвонит, даже непременно подарок вручит, она такая... А Родина будет молчать: звонить сюда дорого, Интернета у меня нет (дочка его в смартфоне с собой носит), я тоже не стану никого беспокоить своими намёками... Грустновато. Да ну его! Подумаешь, важность какая! Пройдёт этот день, мелькнёт, будет ещё шажок к моему отъезду, слитый из грусти и некоторого нетерпения заняться привычными делами на родине. Сгусток чувств из горько-сладкого, нет, скорее, горько солёного... Я солёное люблю, и без горького скучно... Жизнь, она вся такая».
Уснуть почему-то никак не удавалось: воспоминания наплывали из далёкого детства, потом школьные события, кружки, студии Дворца пионеров, первые публикации, юность, молодость... Крутится кино, вьётся лента событий, и везде люди, люди... Иных уж нет. И всплакнулось, и самые дорогие лица засветились во тьме комнаты...
Утром встаём рано: детям надо заниматься привычными делами: учёбой, работой. Я тоже работаю. Слава Богу, есть компьютер, кто-то посылает эту жажду писать. Не скучно. Много гуляю по городку, встречаю своих русскоязычных знакомых, которые любят поболтать во время прогулки на воздухе... А сегодня первой меня поздравила дочь, так прекрасны полные любви глаза, горячие поцелуи трогают до слёз.
— Мама, не вздумай плакать! Вот такой подарок для тебя!
Она достаёт небольшой предмет – на картонном стенде с золотым теснением букв – тонкая золотая цепочка с кулоном-сердечком.
— Какая нежная вещь! – восклицаю, – спасибо, дорогая!
— Это к твоим серёжкам-сердечкам для комплекта.
Снова поцелуи, а в глазах всё-таки слёзы: а не в последний ли раз? Она убегает на работу, а я – к зеркалу! Кулон на мне, она его застегнула сама. Нравится мне, нравится! Знает ребёнок мой вкус! Тут внучка входит в мою комнату с красиво упакованным горшочком. Там в сиренево-фиолетовой обёртке – гиацинт. Это любимый цветок! Когда мы с мужем отправились в свадебное путешествие в Одессу, где прошли его студенческие годы, там в декабре на всех углах продавались эти душистые, хрупкие, гранёные цветы, он покупал их для меня, разные: белые, розовые, фиолетовые! Сегодняшний цветок был сиреневым – моего любимого цвета. Аромат опережал его появление. Внучка (слава Богу, знает русский), поздравила меня, ещё подарила мой любимый молочный шоколад в виде конфеток. Снова слёзы в моих глазах. Ну, как не расстрогаться?
Звонок от дочери: «Мама, я договорилась с Маргаритой (это моя подруга из Минска), в пять идём в ресторан, собирайся, с нами будут и молодые».  Это внучка с её, как тут говорят, бойфрэндом. Ого, целая компания!
Надо принарядиться, надеваю украшения: новый кулон и ожерелье из натуральных камней, подаренное Ритой. Не много ли? Но хочется, чтобы мои приятельницы порадовались со мной – угодили моему вкусу. Подруга вручила мне свой подарок по поводу приезда, а готовит ещё что-то. Сегодня день утром был облачный, тусклый. но за слоистыми облаками томился солнечный свет. А после обеда выглянуло, пусть неяркое, но ласковое солнце. Загадала на погоду: какой день, такой и год. Хорошо бы так! Молодые приедут сами, а мы подъезжаем к дому Ритиной дочки Кати. Я полюбила этих людей, всегда им рада. 
Ну, конечно, Рита садится в машину с большим, красочным пакетом! Я сразу догадалась, что кроме ещё чего-то, там сковородка. Мы как-то гуляли по супермаркету, я остановилась возле отдела посуды, засмотрелась на этот вожделенный предмет: всё, как в мечте – антипригарная, небольшая, с красивой ненагреваемой ручкой!
— Сковородку хочешь? Я тебе подарю. Хоть подсмотрела, чего тебе надо.
Она тут же её купила и спрятала: дарить заранее – плохая примета.
Но в пакете ещё что-то, довольно объёмное. Любопытно!  Надо потерпеть. Мы фотографируемся в красивом уголке двора. Большое ресторанное окно, как витрина, демонстрирует красоты богатого стола, на этом фоне чугунные витые скамейки, искусственные пальмы в горшках...  Дочь нас оставила попозировать, пошла внутрь ресторана, занять столик. Он оказался в уютном, отгороженном стеллажом с коллекционной посудой, месте, круглый, в отличие от остальных и на шесть персон. Подошла и молодая парочка – внучка с другом. Заказ принял молодой очень курчавый, как в пышной шапке, чернокожий красавец. Улыбка, возможно профессиональная в ожидании чаевых, но такая тёплая! Суп или салат – общее блюдо по выбору, не требут доплаты к основному заказу. Сначала дочь заказала вино и закуску: обжаренные кусочки кальмара с двумя разными соусами, палочки белого хлеба (хлеб тоже вне заказа – ешь, сколько хочешь или не бери вовсе), а потом... Ресторан итальянский (особенно «похож»  на итальянца наш официант!), поэтому мы все заказываем пасту (макаронные изделия) с разными сортами мяса или рыбы. Салат принесён в огромной фаянсовой миске, к нему два соуса... Вот уж вкусно! По бокалу вина – нам, молодым – газировка. Тосты все от души, я растрогана снова, но в этом и смысл застолья. Главное, искренно говорят, и верится без сомнения. Свои – вот самая важная суть общения!
 Ах, какой момент! Рита достаёт из пакета сковородку, а за ней большую пластмассовую коробку, открывает её... Моя подруга мастерица: изготавливает из бус и камней ожерелья. Здесь целая коллекция! Набор комплектов с серьгами и браслетами. И куда мне столько?
 — Надо тебе короля в мужья, чтобы выводил в свет в разных нарядах с украшениями! – шутят мои гостьи.
— Какой король? – Смешно мне. – Я не в королевах жила, была Музой, но мой дорогой художник... Вздыхаю тяжко: иных уж нет...
Звучит музыка, тихая, деликатная, не мешает поговорить. И говорим, вспоминаем, планируем что-то на будущее. Ох, судьба! Не обмани!
 Ну, всё. Пообщались, поужинали, сделали фотографии в зале. Обслуживающий нас красавчик принёс коробки, и мы сложили в них всё, что оставалось на столе. Здесь это не стыдно, так принято. И вдруг, когда уже стали подниматься для ухода из зала, идёт целая команда молодёжи в форменной одежде – официанты, большинство – девушки, из всего зала, впереди наш кудрявый юноша с тарелкой, а на ней небольшой, но аппетитный кусочек торта (кейка по-ихнему) с маленькой, горящей свечкой – гостинец за счёт заведения.  Дочь чт-то шепнула в ответ на вопрос официанта, и вся эта группа, и мои гости хором поют «Хэппи бёрзд дей ту ю» трижды, а в конце – «дир Мила, хэппи бёрзд дэй ту ю!» Мой имя американцам запомнить нелегко – для них оно экзотическое. Но известная актриса Мила Йовович (по происхождению русская) приучила их к такой форме сокращения – Мила. Я смотрела на поющих, глаза их светились доброжелательностью, это не выглядело дежурным ритуалом. А впрочем... если это и профессионализм – всё равно дело хорошее! Конечно, поющие американцы не могли знать, что Мила созвучно слову милая, А мне было радостно, празднично, приятно!.. Не забыть этот вечер: я была Милой!