Аполлоний или Хроники Тюя-Ашу часть 41

Александр Крапивин Эльф
                ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
                ХРОНИКИ ТЮЯ-АШУ

                ВЕРСИЯ  ПЕРВАЯ
                РАССКАЗ ЧАБАНА
                «Узнать будущее – значит попасть в ловушку.   А, зная ловушку – можно её избежать».
                Из Книги Крапивина
    Владимир работал водителем на третьей автобазе города Фрунзе Киргизской ССР. Он гонял своего «мустанга», как он называл свой рефрижератор, в основном по маршруту «Фрунзе-Ош». Пятисоткилометровая дорога между этими городами из Киргизии в Узбекистан, проходила большей своей частью по горной трассе, пересекая на своём пути два высокогорных перевала лежащих почти на трёхкилометровой высоте, а также изобиловала затяжными и опасными подъёмами и спусками. Нередки здесь были сходы лавин, камнепады, заторы и обвалы. Всё это, плюс оползни, снег, град, ледники и сильный ветер, превращали поездку хоть и в опасное и непредсказуемое путешествие, но всё-таки по-своему увлекательное и романтическое приключение. В этот раз рефрижератор-прицеп седельного тягача был загружен под завязку: двадцать тонн свежей говядины, которую нужно было доставить в Ош.  Проскочив развязку на Кара-Балту, Владимир свернул в сторону деревни Сосновка, и вскоре остановился у придорожного кафе, где обычно обедал в дороге. Кафе в этот час было почти пустое, если не считать двух местных завсегдатаев, сидевших за крайним столиком и с глубокомыслимым и блаженным выражением на лице, цедящих пиво из запотевших гранёных кружек. Невольно, слуха Владимира, коснулись слова, которые заставили его забыть о взятых чебуреках и сметане.
    - Так я тебе и говорю Джамал, этот человек, всегда попадается мне перед заходом солнца и всегда почти на одном и том же месте, в ущелье Ак-Суу!
    - Ну и как же он выглядит?
    - Да почти такой же, как мы с тобой, только шерсть на нём такая же, как на баране.
    - Ну и что же, ты его не испугался?
    - Да нет, понимаешь, первый раз я на него наткнулся случайно, помнишь Чёрную скалу?
    - Возле которой в прошлом году Арслан поймал снежного барса?
 - Вот-вот, та самая; иду, значит, я третьего дня вечером мимо этой скалы. Баран у меня сломал ногу, и пришлось возвращаться за ним, так вот иду я мимо скалы, как раз солнце стало за хребет закатываться, смотрю и глазам своим не верю, сидит у тропы чудище лохматое, человек не человек, но и на обезьяну тоже похож, и моего барана доедает.
 - Ха, ха, ха, вот это да! А рога у него ты не видел?!
 - Подожди Джамал, не перебивай! Так вот, я страшно разозлился в тот момент! Ах, ты думаю, сукин сын! Для тебя я барана растил! Схватил арчовую палку, ты ведь знаешь, я всегда с ней хожу, и, не помня себя от гнева, бросился на него с криком! Ах ты, ублюдок поганый!! Бандит!! Мерзавец!!! Что-то ещё я кричал, уже и не помню что. Кажется крики мои, его нисколько не напугали, он только перестал жевать, и повернул голову в мою сторону и встал во весь свой рост! Когда я подбежал поближе, только тогда я сообразил, Бог ты мой! Да ведь это дикарь какой-то! Первый раз я такого вижу! Хотя и слышал от своего отца про дикого человека живущего в горах, Алмасты, его старики называют. Признаться, струсил я тогда немного, остановился в пяти метрах от него, но вида не подаю, палкой махаю. А он со своего роста, рост у него не то чтобы очень высокий, но и не маленький, на голову выше меня будет, а меня-то Бог не обидел, сам знаешь, нет у нас в горах никого выше меня. Ну, в общем, метра два с половиной, наверное, он будет, глаза горят, каким-то красным огнём, прямо как уголья, шерсть дыбом встала, рот открылся, клыки видны, чувствую сейчас прыгнет на меня. Но я стою, палку опустил, и прямо в зрачки его смотрю, а сам молюсь про себя Аллаху. Стояли мы так, наверное, с минуту друг перед другом, но это я потом понял, что минута прошла, мне она вечностью показалась. Потом он вроде бы успокоился, взял остаток барана, и пошел, согнувшись в сторону ручья. Перешёл вброд ручей, поднялся по склону и скрылся за утёсом.
 Они замолчали и стали пить пиво, потом чабан заговорил снова:
 -А вчера, я опять его повстречал, точнее двух, его и ещё одного…
 - Но может, это был не он?! Ты Алибек, ничего не напутал?
 -Он, точно он, запомнил я его на всю оставшуюся жизнь. Мы когда стояли в первый раз друг перед другом, я хорошо успел разглядеть его, врезалось мне всё в память намертво, да и минута та, часом показалась. У моего, на груди, клок шерсти белый, и место это похоже на восклицательный знак!
 - Ну а дальше то, что же дальше было?               
 - А вот что! Подошёл я поближе. Мой первый знакомый меня признал, остановился, а второй наутёк. Мой подошёл ко мне, наверное, подумал, что я ему опять барана принёс. На спине у меня рюкзак был. Ну, я рюкзак снял, достал кусок сахара, и ему протягиваю. Он взял, подержал в лапе, да и бросил. Решил что камень, наверное. Тогда я достал ещё два куска. Один себе в рот положил, а другой опять же ему даю. Он вроде бы понял, взял, понюхал и тоже в рот бросил. С минуту, наверное, держал, ну а потом, чисто конь хрумкать стал. Съел, и ещё просит. Тянет лапу, а другой на рот показывает. Ну, дал я ему ещё. Съел он весь мой сахар и ушёл.
 - Ну а сегодня, пойдёшь снова туда?
 - Сегодня нет. Дела у меня, да и не успею, сам знаешь почти полдня  туда идти нужно, всё время на подъём.
 Володя не стал дослушивать конца разговора. Место это, он знал хорошо. Наскоро доев, он расплатился, и вскоре его тягач натужно ревя, полз по серпантину горной трассы. Он решил засветло добраться до Чёрной Скалы и если повезёт, увидеть Снежного Человека. В том, что это реликтовый гоминоид, или Алмас, как его ещё называют местные чабаны, он не сомневался. Давно он слышал разговоры и слухи, что где-то здесь в предгорьях Тянь-Шаня, обитает Йетти, и вот совершенно случайно, ему повезло. Он наткнулся на очевидца, который ещё вчера видел его, и даже угощал сахаром.
 Дорога забиралась всё выше и выше, подъём становился всё круче. Летний пейзаж постепенно менялся на осенний. Густая поросль  альпийского разнотравья, кустарников и деревьев, уступила место камням и обрывкам бурого снега. Стало заметно холоднее, чувствовалось близкое дыхание могучих исполинов. Вскоре начались галереи, значит недалеко уже и до Чёрной Скалы.
 Проехав ещё с полчаса, Володя остановился. Прямо вверх, дорога шла на перевал Тюя-Ашу, а направо сворачивала в ущелье к Чёрной Скале. Владимир ни секунды не раздумывал куда ехать и сразу же свернул направо, и, проехав, ещё пять километров, он остановился. Дорога закончилась, дальше нужно было идти пешком. До захода солнца оставался час, и Володя решил поужинать. Достав термос с крепким чаем, он разогрел на походном примусе банку тушёного мяса.