Первый в мире космонавт

Александр Стадник 2
- На космодроме Байконур я тоже служил с 1960 года,- начал рассказывать Геннадий Витальевич, когда я окликнул его на прогулке,  ранним утром  9 марта, в день рождения Юрия Гагарина. - И добавил улыбаясь,- был молод, имел я силенку,  ведь до полковника дослужился! Прошлое перед глазами до сих пор, как хороший цветной фильм, хотя недавно отметил свое восьмидесятилетие. У нас каждый становился сильным духом, пройдя сложный и неимоверно напряженный путь.
 
-  Помню, даже анекдот ходил, - продолжает Геннадий Витальевич и хитровато улыбается. Слушайте!

- Где служил? - спрашивает Всевышний на финишной дорожке, распределяя  первого подошедшего туда.

- В Москве.

- В ад! В ад!

- Где служил? - спрашивает следующего.

- У меня, - отвечает следующий, одна точка была – Владивосток,  вторая – Калининград, третья точка – Норильск, четвертая – Кушка.

- Всевышний постоял, представил  это по карте, подумал, оценил и изрек…

- В ад! Только в ад!

- За что? -  взмолился второй,  продолжая удерживать надежду!

- Везде побывал, в аду еще не был, - услышал  печальный  ответ.

- Где служил? - спокойно спрашивает  Всевышний, уже третьего.

- На космодроме Байконур, двадцать пять лет!! - слышит четкий,  офицерский ответ.

- В ад!- звучит как приговор, без права обжалования.

- Господи, за что?!

- Тебе наш ад, после Байконура, раем покажется! -  ответил с улыбкой Всевышний.

Поправив  на ухе оранжевый наушник слухового аппарата, Геннадий Витальевич продолжил.

С Королевым мы и раньше встречались. Изучали ракету и ее системы по проектным документам. Приходит кто-то из офицеров, сейчас не помню его фамилию,  и говорит – товарищи, в 11.00 всем  собраться в конференц-зале!

Быстро собрались, предварительно сдав секретные документы. В зале «стартовики» сидят, радисты – человек пятнадцать, инженеры… Мы друг-друга в лицо знали. Почти сплошь одни лейтенанты! Только несколько – старших лейтенантов.

Заходит заместитель начальника управления с двумя полковниками и еще два гражданских.

Один из гражданских - невысокий, грузноватый, на вид лет пятидесяти, с короткой шеей, а другой  - повыше и моложе, в очках. Они прошли вперед. Заместитель начальника сказал – с вами хочет поговорить о ракете Сергей Павлович Королев!  Потом, минут тридцать пять Сергей Павлович кратко, доступным языком,  рассказал о ракете,  и системах технического комплекса.

 Королев тогда закончил выступление словами, – я желаю всем крепкого здоровья, быстрейшего изучения техники, надежного испытания ракеты! Научите ее летать!! Доносить головную часть до  намеченной цели! Все хлопали, потом  руки подняли. Еще о чем-то хотели спросить.

Но второй, в очках, как оказалось  Евгений Васильевич Шабаров, - сподвижник С.П. Королева, ведущий конструктор по этой ракете, сказал, что в связи  с запланированным заседанием оперативной группы,  Сергей Павлович не может удовлетворить ваши запросы.

Стартовая площадка  располагалась за тридцать километров от города.  В городе была гостиница космонавтов. Их везли автобусом на вторую площадку. Проезжали два КПП.  Это сейчас говорят – полчаса езды!

А тогда дороги, знаете какие были!  Бетонные плиты  не ровно уложены. Потом, правда, все сделали получше.  Жилая и техническая площадка была тогда. Там и монтажный зал был,  в нем одевали космонавтов.

- Помню, 11 апреля 1961 года, после обеда, приглашают всю нашу часть на стартовую площадку, на торжественный митинг! - продолжает Геннадий Витальевич.  Выстроились. Половина военных, половина в гражданском, техническом. Подходит автобус  ЛАЗ. Подъехали еще две или три «волги».  Выходит  Сергей Павлович Королев!  С Королевым идет начальник нашего  управления и ДВА СТАРШИХ ЛЕЙТЕНАНТА!
 
- Один - такой уверенный, веселый, улыбается,  на вид вежлив и тактичен!  И, знаете,  лицо какое-то особенное, доброе, простодушное и жизнерадостное! Смотрит оптимистически вокруг, с интересом, все быстро фиксирует. Интеллектуал, можно сказать! Говорят, его никогда не видели хмурым! Всегда был со своей лучезарной улыбкой.

-  Вот бывает же так. Человек! А посмотришь на него -  спать хочется!  На  иного смотришь, как на клоуна. Третий  - тебя веселит!  Например, на Аркадия Райкина без  улыбки нельзя было смотреть, какую бы роль он там не играл...

Их представили. Космонавт, товарищ Гагарин Юрий Алексеевич и его дублер – Титов Герман Степанович! Так вот, у Гагарина веселая, доброжелательная улыбка, теплая!  Иногда о нем говорили – рубаха - парень! Другое дело Титов.  Даже когда генерал-лейтенантом стал! Он и смеяться мог, но структура лица серьезная, сибирской закалки!

Тогда, на митинге, старший лейтенант Антонов, от имени всех испытателей космодрома, заверил собравшихся о надежности техники, готовности ракеты к пуску. В ответ Юрий Гагарин  поблагодарил испытателей и пообещал, что он в полете не подведет!

- Стоп, стоп, стоп!  Сработала память!

- Так это еще в марте,  числа двадцать пятого или двадцать седьмого, часов в десять утра, мы видели их в комбинезонах?! – Будущих космонавтов!

- Тогда в зал с разобранной ракетой зашли Королев, Воскресенский и Каманин. Чуть  постояли, что-то рассказывали.  За ними  шли какие-то, три старших лейтенанта и три капитана. Один, очень веселый на вид! Уголки его губ чуть приподняты!

- Шел он рядом с Королевым и начальником первого испытательного управления полковником А.С. Кириловым А чуть сзади, один такой хмурый, а другой - с бровями, как у  Леонида Ильича Брежнева. Все в авиационной форме, как военпреды. Вот тогда мы ошибочно и приняли их за военпредов.

- А ведь это были шесть первых кандидатов в космонавты: Юрий Гагарин, Герман Титов, Григорий Нелюбов, Андриян Николаев, Павел Попович и Валерий Быковский…   Один из них – это тот, который улыбался, шел  тогда рядом с Королевым, был Юрий Гагарин!

Потом все они пошли за перегородку, за штору. Мы называли это место «греческий зал» и подумали, что военпреды приехали знакомиться с рабочими местами… А они - целеустремленные мечтатели!

Это Вам сказки Венского леса раньше рассказывали, что мол Юрий Гагарин, когда его везли на стартовую площадку, приказал остановить автобус и вышел в степь...  Минут десять ходил, прощался с землею, или настраивался на полет. А потом, забыв сходить утром в туалет, подошел к заднему колесу автобуса и… оно стало мокрым. Это не правда! Он ведь одет, готов к полету!  В лифт  - и поехали! Единственно говорят, что С.П. Королев, вроде-бы,  помечал ракету перед стартом!

- Вид Земли из космоса, как позже рассказывал нам Юрий Гагарин, был  необычным. Он даже записал на бортовой магнитофон такие слова: "- Наблюдаю облака над Землёй, мелкие кучевые, и тени от них. Красиво, красота!… Внимание. Вижу горизонт Земли. Очень такой красивый ореол. Сначала радуга от самой поверхности Земли и вниз. Такая радуга переходит. Очень красиво!"

- Вы, наверняка, знаете, что потом Генеральная ассамблея ООН объявила 12 апреля Международным днем полета человека в космос!

- Летал Юрий Гагарин!! Прославил нас с вами! -  А  мы с ним не один раз за руку здоровались!...