На международной конференции

Юрий Слуцкин
       Это событие произошло осенью 1989 года. Я работал в то время в крупнейшем проектном институте промышленных зданий и сооружений. В институте у нас имелся международный отдел, которым руководила очень эффектная женщина по фамилии Бараш. А звали её Алла. Отношения у нас с ней были хорошие, однажды даже после какого-то банкета я её провожал домой. И вот однажды она забегает ко мне в кабинет и говорит: «А не хочу ли я съездить на международный конгресс по архитектуре, который состоится скоро в Чехословакии».
       Конечно, я сразу сказал «хочу», а потом спросил её, а какое отношение я имею к архитектуре, и что я там буду делать? Она мне объяснила, что основной доклад будет делать от имени Института заместитель директора Института по архитектуре, а ты выступишь по экономическим вопросам применения новых решений зданий. На том мы и договорились, хотя я так и не понял, о чём я буду говорить, так как уже несколько лет я занимался в Институте другими вопросами. Но решил я не забивать голову этим вопросом раньше времени.
       Товарищем моим по командировке был очень талантливый архитектор по имени Вадим. Это был высокий представительный мужчина, немного полноватый, его вес значительно превышал 100 кг. Этот фактор будет иметь большое значение в истории, которую я описываю. Он был очень весёлый, очень компанейский человек, у него был только один недостаток: когда он начинал выпивать, он уже не мог остановиться. Я до этого ездил с ним в командировки несколько раз по Союзу и имел удовольствие наблюдать его немного выпившим.
       Немного, потому что в то время в Союзе был сухой закон, и даже в ресторане на человека отпускали только по сто грамм спиртного. И хотя мы по-дружески отдавали ему свою дозу, ему всегда было мало. У меня даже тогда появилась мысль, что сопровождать его  в Чехословакию все по этой причине отказались, и только я оказался таким смелым.
       Через несколько дней мы с Вадимом прилетели в Прагу, затем долго на поезде добирались  до места назначения. Это был курорт в горах Словакии. Аллочка почему-то взяла нам билеты до Праги, хотя нам надо было лететь в Братиславу. На вокзале в Праге мы взяли с собой в вагон несколько бутылок пива. Я ему активно помогал это пиво употреблять, чтобы ему досталось его как можно меньше. Когда нас встретили на вокзале, он был ещё в адекватном состоянии. Правда, прилетели мы на сутки позже, чем требовалось. Аллочка немного перепутала не только с аэропортом, но и со временем начала конгресса.
       Представители конгресса привезли нас уже ночью в отель, здание которого по форме представляло собой   шалаш с наклонными стенами, которые на уровне четвёртого этажа сходились. Нас отвели на третий этаж, дали нам ключи от номера. Я осмотрел номер и увидел, что в нём нет ванной комнаты и туалета. Мне показали, что в связке находится два ключа: один ключ от нашего номера, а второй ключ от комнаты, которая находится напротив нашего номера через коридор. Открыв эту комнату, мы увидели там душевую кабину, туалет, утюг, ещё какие-то приспособления и очень широкий подоконник, который можно было использовать, как гладильную доску.  Наш номер был очень симпатичный: наружная  стена была наклонная, в ней находилось огромное пластиковое окно, через которое просматривался великолепный вид на склон горы. В середине окна находилось шарнирное крепление, открывающее окно, но таким образом, что в окно нельзя было не только высунуться, но и просунуть руку.
       Утром  мы чудесно  позавтракали, меня смутило только наличие пива и вина, которое   было бесплатным, как и вся чудесная еда. Так как Вадим должен был выступать первым, я с большим трудом уговорил его потерпеть. Он сделал блестящий доклад, как отметили все присутствующие учёные из разных стран, после чего развернулась большая дискуссия по его докладу, которая длилась почти до обеда. Передо мной извинились организаторы конгресса, потому что мне не хватило времени выступить. Я конечно сделал огорчённое лицо, но в душе я был очень рад, так как до последнего момента я не знал, о чём буду говорить.  Они предложили мне моё сообщение передать в письменном виде. Спешка была из-за того, что после обеда были заказаны два автобуса для поездки на экскурсию.
       И здесь началась моя самая тяжёлая часть командировки. За обедом я следил за Вадимом, чтобы он не очень много пил вина и пива, так как вечером было решено организовать небольшой банкет. После обеда мы поехали на очень интересную экскурсию. И в этот момент я заметил, что у него из каждого кармана   плаща выглядывает по горлышку пивной бутылки. И главное, чтобы не открывать пиво в автобусе, он умудрился открыть бутылки ещё в ресторане. А когда на остановках все выходили любоваться красотами, он оставался в автобусе и пил пиво.  После экскурсии он умудрился часа два поспать, и к вечеру был, как огурчик.
       На банкет он пришёл почти свеженький. Ключ от номера я взял с собой. Было очень весело, на банкете присутствовали ещё два архитектора из Ленинграда, учёные из различных стран СЭВа, Австрии, ФРГ и ещё каких-то стран. Когда все хорошо выпили, все стали понимать друг друга без переводчиков. Соседкой у меня оказалась очень симпатичная женщина из Болгарии, она была заместителем директора Софийского проектного института. Она хорошо знала русский язык, и мы очень хорошо с ней общались.
       Всё было очень хорошо до момента, пока я  не заметил, что среди нас нет Вадима. Я сразу отправился его искать. Я обошёл весь отель, вышел на улицу, на улице шёл дождь. Вадима нигде не было, я снова обошёл весь отель и вдруг увидел, что дверь в наш номер приоткрыта. А ключ от номера был у меня с собой. Как он туда смог попасть я не знаю, думаю, что он прислонился к двери, и она под его гигантским весом открылась. Передо  мной открылась следующая картина: на кровати, привалившись к стене,  спал Вадим, при этом один рукав от пиджака он снял, а второй не  смог. Он страшно храпел, и все мои попытки разбудить его были бесполезны. 
       С огромным трудом я снял с него пиджак, обувь и уложил в брюках, рубашке и галстуке спать. Я закрыл дверь на замок и пошёл догуливать. Когда я часа через два вернулся, картина не изменилась. Он был в том же положении, каким я его оставил. Я разделся и лёг спать, но уже через несколько минут я понял, что под его могучий храп я никогда не засну. И тогда мне пришла блестящая идея: я взял матрас и все мои постельные принадлежности и перенес их в туалетную комнату. Там я расстелил их на широком подоконнике,  и через минуту уже спал мёртвым сном.
       Сколько времени я смог поспать я не знаю, так как я проснулся от стука в дверь. Открыв дверь, я увидел потрясающую картину. Посреди коридора стоял Вадим в чёрных трусах до колен и в майке. Он держал в руках полный пластиковый пакет, из которого из разных дырок били струи. Как потом рассказал мне Вадим, ночью он проснулся, разделся и вдруг захотел в туалет по малым делам (огромное счастье, что не по большим). Он сунулся в туалет и обнаружил, что дверь туда закрыта. Поэтому, он решил воспользоваться окном, но это по техническим причинам невозможно было сделать: в окно ничего нельзя было высунуть.
       И тогда он взял большой пластиковый пакет и им воспользовался. Сколько бутылок пива и вина вошло в этот пакет я не знаю, но на его беду пакет оказался дырявым, и, когда он заполнился полностью, из всех дырочек забили струи. Это был замечательный рукотворный фонтан. Очень жалко, что члены  делегаций разных стран уже спали, и никто не смог этого увидеть эту красоту.
       С тех пор прошло почти двадцать лет, но эта картина, как живая, стоит у меня перед глазами и сейчас. А история, как мы с ним добирались с международного форума в Москву, заслуживает отдельного рассказа.  Может быть, когда-нибудь я его и напишу.