Расул Гамзатов и успешность современного человека

Мариф Кадимов
         Расул Гамзатов, владея кладезем вековой мудрости наших горских народов и мастерски используя их нравственную тему, смог завладеть вниманием читающей публики. Советская власть, чувствуя пользу от его творчества, обеспечила ему неограниченную поддержку на самом высоком уровне.  Но он в роли посланника страны Советов сполна отплатил за такую поддержку. Судя по тому, как его творчество было принято в мире, он обеспечил стране мировой пиар. Но для нас важно, что при этом получился пиар мирового уровня и для всего Кавказа и Дагестана. В глазах мировой читающей публики мы, дагестанцы предстали как часть страны Советов, где взаимоотношения людей строятся на базе общечеловеческих ценностей и принципов, где мудрость у людей чуть ли не со дня рождения… А такие ценности одинаково понятны всем людям независимо от цвета кожи, разреза глаз, вероисповедания и т.д., и признаются в мире основой устойчивости и расцвета человеческого общества. Таким образом, всему миру было показано, что у нас, в стране Советов, не все так плохо, как часто писали в иностранных СМИ, если даже такие далекие от центра области, как Дагестан живут в мире и дружбе, в уважении и любви друг к другу.
В книге «Мой Дагестан», ставшем одним из завершающих аккордов творчества поэта, он решил показать нам, дагестанцам, на кого лучше равняться, на какие ценности опираться, чтобы, с учетом преемственности поколений и его, Расула Гамзатова, точки зрения, называться настоящими дагестанцами. Для этого он привлек большое число притч, сказаний, историй, имен и т.д. А вот к его большой статье под названием «Конституция горца», представленной позже на Конгрессе соотечественников многие отнеслись как к логическому продолжению книги «Мой Дагестан» и их вместе восприняли как одну книгу наставлений и нравоучений от Расула Гамзатова. Возможно, он и предполагал сделать из них настольную книгу для дагестанцев. Если до написания этой статьи, к книге «Мой Дагестан» относились как к жанру художественного лирического произведения, то написав эту статью, Расул Гамзатов примерил к себе роль пророка. Можно по - разному относиться к такому шагу Расула – человека, несмотря на его имя (Расул – по арабски означает посланник) вполне земного. Но в одном не приходится сомневаться: идя на такой шаг, он был абсолютно искренен. Эта же искренность и сыграла с ним злую шутку. Если мировой пиар он смог обеспечить для Дагестана и страны Советов, то здесь его ждало полное разочарование. И случилось это к концу его земной жизни.
Дело в том, что ко времени произнесения Расулом Гамзатовым речи «Конституция горца» на Международном конгрессе соотечественников в Махачкале (апрель 1997 года) коммунистический режим в СССР рухнул, Советская страна исчезла с карты. Новая Россия не взяла на себя обязательство следовать какой-то одной конкретной идеологии. А на деле уничтожила сверху вниз всю мощную структуру, которая поддерживала Советскую идеологию, - идеологию, помогавшую становлению Расула Гамзатова как поэта мирового масштаба. В новых условиях некоторые ценности естественным образом исчезли, другие сильно потеряли свою значимость. 
Дагестан, хваленный в речах и произведениях поэта храбрыми и смелыми воинами, отчаянно защищавшими свои ценности, мудрыми учеными, мудрость и знания которых распространялись далеко за пределы Дагестана и т.д., начал дрейфовать в противоположную сторону. И в тот момент, когда он дошел в своем творчестве до точки, когда позволил себе формулировать нравственные посылы в чистом виде, на арену, неожиданно для него вышли коррупционеры, религиозные экстремисты, бандиты всяких мастей и т.д.… Общественное поле захватили «новые дагестанцы» - люди, у которых в голове и во взаимоотношениях доминировали только деньги и физическая сила. Ценностный мир «новых дагестанцев» был далек от того, что проповедовал Расул Гамзатов. Книги, похожие на «Мой Дагестан» они, мягко говоря, не читали. Это все и стало причиной его разочарования. Особенно тяжело переживал старый, болезненный Расул Гамзатов, когда они стали проникать в его окружение. В одном из его интервью тех дней, когда украли кинжал, висевший на стене его дома, на вопрос журналиста о том, кто бы это мог сделать, он ответил, что ему не хочется знать это. «Ведь этот человек, наверняка бывал у меня дома до этого, может вел еще какие-то умные беседы. Мне будет неприятно и больно это знать…» - сказал он.  Как бы там ни было, вплоть до последнего дня, люди, далекие от ценностного мира, проповедуемого поэтом, не оставляли его в покое. Один даже добился того, что поэт перед смертью посвятил ему хвалебную поэму.
И еще. В одном из своих последних интервью редактору газеты «Новое Дело» Расул Гамзатов говорил, что потерял какие-то главы из книги «Мой Дагестан». А не было ли это связано со случившимся у него разочарованием? Может они не потерялись, а просто он сам их спрятал (или уничтожил) как мысли, которых в наступившей новой реальности уже и не захотелось озвучивать? 
Но книги про общечеловеческие ценности, а «Мой Дагестан», как мы выше говорили, как раз из них, значимы во все времена. Единственно, люди не всегда в состоянии осознать их и следовать им.  В определенные периоды, как, например, кризисные 90-е годы у нас, такие отклонения  принимают массовый характер. Да и сейчас, значительно отдалившись от тех лет, призывы быть честными и порядочными, поданные в самой привлекательной форме, не воспринимаются должным образом.
С другой стороны, надо помнить, что, не возвратив в наше общественное пространство приоритет общечеловеческих ценностей, мы всегда будем находиться в хвосте цивилизации. 
Поэтому требуется глубже присмотреться к сегодняшней ситуации и искать пути такого возврата.
Во-первых, как мы выше отметили, сегодня люди гораздо более свободны, чем в Советское время. Конституция страны дает свободу гражданам, допускает любые кодексы поведения, лишь бы, не противоречили общечеловеческим ценностям. В обществе местами медленно, но идет разворот в сторону истинных ценностей. Например, таких, как образование. Сегодня ценность хорошего образования, а не диплома понимают почти все.
Во - вторых, сейчас происходит коренная смена поколений – уходит поколение, воспитавшееся в стране Советов, и ей на смену приходит молодежь, родившаяся после перестроечных годов.               
Для уходящего поколения жизненный успех рядового человека в большей степени был связан жесткой государственной системой и ограничивался в основном достижением конкретных высот – машина, дом, хорошая работа и зарплата.
 У сегодняшней молодежи выбор, практически, неограничен, его поле деятельности – весь мир. Такое расширение свободы естественным образом увеличивает и меру ответственности. Поэтому, жизненный успех нынешней молодежи необходимо связывать с умением выстраивать для себя эффективный жизненный путь (траекторию). Для человека мыслящего, сознательного, а мы здесь говорим о них, успех – это постоянное движение от одной жизненной цели к другой, в то же время развиваясь как личность –  ментально, эмоционально, духовно.  При этом, под эффективностью подразумевается такая организация процесса движения, при котором у него с остальным миром будет гармония. То есть общество будет помогать или, по крайней мере, не будет мешать ему при достижении его жизненных целей.
Очевидно такое может быть только в том случае, если человек постоянно генерирует доверие к своей личности, формируя уважительное к себе отношение и (или) то, что он делает на этом пути приносит понятную всему обществу пользу. Поведение такого человека может формироваться только ценностями, не противоречащими общечеловеческим.  В том числе кодексу «Конституция горца» Расула Гамзатова.
Одним из способов формирования такого поведения, автор видит в осуществлении проектного подхода к своей жизни, предполагающего обучение с молодых лет (со школы) выработке навыков, помогающих выстраивать эффективный жизненный путь (траекторию) в озвученном выше смысле.