Начало 90-х, дорога!

Владимир Журбин 2
                Блажен, кто посетил сей мир
                В его минуты роковые!
                (Ф.И.Тютчев)

                Не дай Вам Бог жить в эпоху перемен !
                (Конфуций)

         В начале 90-х годов, когда после распада Советского Союза бывшие союзные республики хотя и получили самостоятельность, но ещё не перестроились, у дальнобойщиков появилась огромная проблема – проблема дозаправки. Проблема есть, а ехать то всё равно надо.
        Ну как ездили?

        Водители в этой ситуации выкручивались кто как мог. Старались запасное топливо брать с собой. Даже водители легковушек всегда держали в багажнике по паре двадцатилитровых канистр полных бензина. А уж что о дальнобое говорить… У кого были стандартные баки по 150 литров или по 180 литров, так вот они обязательно брали с собой бочки или какие другие ёмкости с топливом и ставили в кузов. Главное ведь что? Главное до Северного Казахстана доехать, потому что уже там была стабильная поставка топлива из России. А на юге и в Центральном Казахстане с автомобильным топливом был настоящий дурдом!

       Вот в это самое время, аккурат под 9 мая, загрузили грузом мой бортовой КамАЗ с семиметровым прицепом, и поехал я из весенней Алма-Аты в ещё пока холодную Россию.
    Я на свой КамАЗ тогда поставил бензобак на 500 литров от трактора Кировца К-700 – соляры в нём хватало на 1100 километров. Поэтому я на свой бак очень надеялся. Итак, загрузился я, заправился, и выехал из Алма-Аты. Проехал оз.Балхаш потом город Балхаш, затем город Караганду и так доехал до шахтерского г.Темиртау. Заправок нигде не предвиделось. А проехал уже больше 1000 км.
    Вот так до Темиртау доезжаю, бак уже совсем «сухой» стал. Еду, а сам думаю, что вот-вот встану. А на дорогах уже стали появляться парни, мальчишки.
Эти парни в 90-х на дорогах появились. Обычно стоит паренёк, руку вперёд вытянул, большим пальцем вниз показывает – значит здесь дозаправка. А если палец вверх смотрит – значит, бесплатно просится доехать.

       Ну я не шибко парням этим доверял. Могли и обмануть. Некоторые бывало бочку водой наполнят, поверх воды выльют литров 5-10 солярки. Подойдёт водитель, понюхает – пахнет соляркой. Зальёт себе в  бак 200 литров и через пару километров машина встанет. Возвращаться назад уже нет никакого интереса, да и заправщиков этих с дороги давно след простыл. А если зимой, да на пустой дороге машина встанет – пропадёшь ни за что. Такие вот были кидаловы в 90-х годах. Не такие, конечно, как в банках, но проблемы никому ненужные.

       Я один раз мимо таких парней проезжаю, потом ещё раз, и вижу на дороге дедок стоит. Мне тогда за тридцать годов было, для меня любой, кому за пятьдесят, дедом казался. Но этому дедку уж точно лет около семидесяти было. Стоит он, рука в кулак сжата, пальцем вниз показывает, дозаправку предлагает. Я остановился, к нему подъехал, спрашиваю.
- Дед, ты как тут оказался?
- Так солярку продаю, - отвечает дедок.
- Ну, давай. Чего мне предложишь? Сколько есть?
- Ну, если интересуешься, - дедок приосанился, выпрямился, с важностью в позу встал и продолжил, - то скажу, что меньше чем полтонны не продаю. Нечего мне тут канистрами сверкать!
- Ну, ладно-ладно, - примирительно говорю ему, - возьму полтонны. Куда ехать-то?

        Дед лезет ко мне в кабину, а сам бурчит, остановиться не может.
- Мне с легковушками, которые по 20 литров берут, связываться не годиться. Мне нормальный клиент нужен, который сразу полтонны возьмёт.
- Ладно-ладно, - смеюсь я, - возьмём нормально. Куда ехать то?
- На железную дорогу едь! – командует дед.

Я оторопел. На дедка смотрю и говорю ему:
- Как на железную дорогу? Кто меня туда впустит?
- Ничо! Проедем! – бодрится дед – Проведу я тебя. Всё нормально будет.

       И едем мы с ним к городу Темиртау, в его северную часть. Кружим то направо, то налево, то мимо большой помойки едем, мимо склада металлолома проехали и выезжаем просто на пустые железнодорожные пути. Встали.

- И что, дед? – говорю я ему – Сюда бочку прикатишь что ли? И как мне теперь отсюда выехать? Я же тут свой борт, да ещё и с поросёнком(прицеп водители называют поросёнком) не развернусь.
И чувствую я что попадалово тут нешуточное.
- Ничо, ничо. - успокаивает меня дед, - Развернёшься. Всё нормально будет, пацан.

       Я для него, конечно, пацан, но вытягивать КамАЗ с прицепом отсюда мне. Начал я оглядываться, прикидывать каким образом мне отсюда выезжать то.
-  Ну, сижу я. Ну, вытянул свой автопоезд по длине путей. А дальше что? В тот поворот, в который я въехал, может быть при развороте и впишусь. Вот, - думаю, - влип я.

А дедок уже из кабины выскочил, огляделся и трижды свистит:
- Фить! Фить! Фить!

      Смотрю несётся к нам маневровый паровоз – железная дорога это серьёзная  вещь!  Подлетает к нам, из кабины паровоза выглядывает другой дед, постарше первого будет - лет так под восемьдесят ему - и кричит моему деду:
- Васька! Ну что? Нашёл клиента?
- Да, нашёл! – кричит в ответ мой дедок.

       Дед вытаскивает огромный такой шланг, в два человеческих глаза диаметром. Засовывает его мне в бак и включает насос. 500-литровый бак наполнился за минуты полторы, да его ещё так прессануло, что солярка поверх потекла.

       Вот. значит, заправил я своего КамАЗа. Цена солярки по тем временам была совсем смешная – на ней можно было работать и зарабатывать. Не то что сейчас, когда солярка дороже бензина стала. А уж когда уборка урожая идёт, то цена на неё взлетает «выше крыши». Поэтому я был очень доволен, что заправился. Будто манна небесная ко мне на ж/д колёсах подкатила и залила полный бак. Машину тронул, она не ехала – пела!

Дед насос выключил, спрашивает меня:
- Всё нормально, сынок?
- Нормально всё! – отвечаю ему.
С радостью я расплатился с ними – дизтопливо было вполовину дешевле, чем на заправке, да ещё там его и не было.
- Деды! – вдруг сообразил я – Да сегодня же 9 мая - день Победы! Нате вам ещё по большому яблоку алма-атинскому. Да вот вам ещё бутылка коньяка.
- Ого-го-го! – обрадовались деды – Есть чем праздник отметить!

       Они долго меня благодарили. И пока я полностью не развернулся и не въехал в свой поворот, и не поехал назад, они стояли и руками мне махали, показывая:
- Сюда нельзя! Давай-давай! Стоп – сюда нельзя! Вот-вот, потихонечку едь…
Поехал я от них с радостью на душЕ, что именно 9 мая, ко дню Победы смог и я обрадовать дедов-ветеранов. Немного, совсем немного надо, чтобы доставить человеку радость.

       Ехал я и думал, что времена действительно настали тяжёлые, раз даже старые деды стараются заработать себе на праздник. Мы, водители дальнобойщики, худо-бедно, но зарабатывали. А рабочие на заводах трудились без зарплаты – они выживали кто как мог, цеплялись за каждую копейку.