Патрон...

Александр Шиманский
   Не успел ребёнок мужского пола вырасти из-за стола, так и смотри за ним, что он все предметы превращает в оружие, и ложка у него стреляет, и стул служит танком. Да много чего фантазия ребёнка делает с обычными домашними предметами. Наверно, в генах, у мальчиков, заложена страсть к оружию. Помогали ещё свежие рассказы  демобилизованных солдат, да и война недавно закончилась.

    Изготавливали мальчишки разное оружие из трубок,  из найденных стволов  разбитых винтовок. Делали сабли, мечи, самодельные ножики из любого куска металла. Кому не доставалось, делали луки и стрелы. Устраивались целые сражения. Были и свои пострадавшие в этих малых сражениях, раненные и увечные. Некоторые глаз теряли.

    Взрослые строго следили за этими приготовлениями, частые были конфискации  этого арсенала. Теряли несостоявшиеся Дегтярёвы, Шпагины свои изделия, снова делали, и долго это изобретательство продолжалось. Подросла  буйная малышня.  Пошли многие в школы, кто поступил учиться в техникум, институт или в училища. Разные были  интересы. Пустело село.

   Приобретали, кто, как мог специальность, чтобы вырваться в город постичь блага возрождающейся цивилизации после войны. Многие  ребята пошли в среднюю школу. Далековато она была. Километров за одиннадцать от нашей деревни. Вставать приходилось рано, засветло. В школу ездили на велосипедах. Колонна из нас учеников была, выезжали все вместе, учились почти в одних классах. Нагоняли мускулатуру на ногах, да и рост  подтягивали.

    В школах, в наше время, были предметы и любимые и такие, которые и учить не хотелось. Таким был немецкий язык, он был один  из иностранных языков  в школе. Война ещё недавно закончилась и каждая почти семья пострадала от войны. А немцы, основные виновники. Вот отсюда и ненависть.

   Другие предметы мы уважали. Одним из таких уважаемых предметов было военное дело. И пострелять с "малкокалиберки" было можно, да и боевое настоящее оружие подержать в руках приходилось.

   Был в средней школе целый арсенал бывшего боевого оружия. Находился он на втором этаже школы за дверью обитой железом. Правда, оно было не пригодно для стрельбы, стволы были просверлены, да и бойки в затворах спилены, но это в отношении к оружию дела не меняло.

    Закреплена была за мной винтовка. Трёхлинейка. Выпуска ещё до гражданской войны. У других в классе были и поновее. Проводились занятия по военному делу в классе. Школа иногда и проводила небольшие учения, на которых мы были с закреплённым оружием. Это потом их назовут «Зарницей».

    Шли к местам учений пешим порядком. Впереди колонны, как командиры, директор школы, мужчины учителя, они все служили в Советской Армии и некоторые участвовали в войне. Строем   шли, песни пели. Всё как настоящее. Винтовки на плече несли. Одного дня пришли в ближайший лесок для учений. Одна группа учащихся  засела  в лесу, на окраине кладбища. Другая  группа засела в канаве через дорогу. В канаве лежали  школьники тихо. В лесу проводился учителем военного дела инструктаж.

   Прошло время. Прозвучала команда в атаку. Школьники поднялись и с криком :- Ура!  Бросились в атаку, против засевших  школьников в канаве.  Выбежали с леска. И тут стройная шеренга остановилась. Лесок  огласился таким смехом, что сидевшие в канаве, нарушив правила засады, поднялись и с недоумением стали смотреть за происходящим.

   Оказалось, что в момент, подачи команды «В атаку», и под крик «Ура», между атакующими и сидящими в засаде, шли две пожилые женщины с кошёлками.  Увидев, что на них с кривыми лицами, с открытыми ртами и с винтовками на перевес, а кончики штыков зловеще сверкали на солнце, летит орущая свора непонятных людей, они, бросив свои кошёлки, задали такого стрекача от атакующих, что даже пятки засверкали. Войну они то помнили. Помнили и ястребков, молодых ребят участвующих в ликвидации банд, вот и наверняка дали дёру подальше от этой разборки.

   А в кошёлках оказались  несколько бутылок самогонки. Куда её дели учителя не ведомо. Но шли мы в школу уже не строем, а толпой и звучные голоса и смех школьников долго звенели над головами  идущих.

   А с патроном, который  нашёл в лесу, когда  заготавливал корни, для изготовления кошелок, случилась целая история, после которой лишили меня моей винтовки, служившей многим поколениям еще с гражданской войны, а может и с первой мировой. Следа от воронения металлических деталей  на ней давно не было.

    На одном из занятий, по военному делу, увидел, что по дороге возле школы едет телега с белой лошадью в упряжи. Решил втихаря произвести вроде выстрел из своей винтовки. Винтовка выстрелить не могла. У неё был спилен боёк в затворе и просверлены два отверстия в патроннике. Вставил в винтовку найденный патрон, щёлкнул затвором, загнал патрон в патронник, щёлкнул курком, прицелившись в лошадь, затем  резко открыл  затвор  винтовки и выбросил патрон с винтовки. Патрон со звоном упал на пол.

    В классе воцарилась мёртвая тишина. Учитель военного  дела изменился в лице. Оно пошло пятнами. От белого до красного. На не гнувшихся ногах подошёл к патрону, поднял. И повернулся ко мне. Все учащиеся молча приподнялись со своих мест. Он зажал патрон в руке, аж пальцы побелели, и двинулся ко мне. Но увидел, что в руках у меня винтовка со штыком и смотрит ему прямо в грудь. Застыл и указал рукой на дверь. Молча поставил свою трёхлинейку в угол класса и ушёл. Винтовку больше мне на уроки не выдавали. Ружьё и один раз в год стреляет. Слава богу, всё обошлось.

   А этот учитель, в будущем, преподал  урок, что делает боевой патрон  и урок этот  запомнил на всю жизнь. Изъяли  у одного ученика автомат советского производства- ППД. Передали его в школу для учебных целей. В диске этого автомата было несколько боевых патронов. Перед тем как рассверлить ствол и спилить боёк в затворе, решил учитель отстрелять эти оставшиеся патроны в тире. Пригласил и меня в тир.

  Поручил  мне нести этот автомат из школы. Подумать.  Только был наказан за патрон в винтовке, а тут такое, а автомат, настоящий боевой. Из всех учеников старших классов был выбран только один я. Стрелял одиночными выстрелами в несколько сложенных сосновых досок. Попал. Подошли. Осмотрели со всех сторон. Пули пробили эти доски. С одной стороны  аккуратные дырочки, а с другой,  лохматые  направленные в разные стороны,  щепки от  пулевых пробоин.

  Наука на долгие годы. А если по правде, то у меня будет ещё история с боевым оружием, но это уже другая история.