Пять аспектов Божественного Руководства

Ладомир Родумилов
Возлюбленные Бога,

Сегодня вечером я буду говорить на тему божественного руководства. Поскольку человек ищет сложности в жизни, он всегда превращает простые вещи в сложные. И чем менее простым становится человек, тем сложнее становится жизнь. Именно потому, что сам человек становится сложным, жизнь перед ним становится сложной. Все такие убеждения, как в ангеле-хранителе, ведущем человека по жизненному пути, или в духовном руководстве, помогающем человеку на жизненном пути, - это запутанные убеждения, которые приводят человека к сложности. Кто-то уже заметил, что божественное руководство проявилось в младенчестве в форме матери, в форме отца, в форме тех, кто позаботился о нем в жизни, и все же человек не верит в божественное руководство, если это было изображено в сложной манере.

Если бы вместо того, чтобы рассказать вам об этом, я говорил о привлечении духовных проводников, тысячи людей слушали бы эту лекцию. Но поскольку Божественное послание состоит из простых слов и делает все трудным, что на самом деле легко, а все сложные вещи простыми, именно поэтому искатели сложности держатся подальше. Если что-то может быть легко достигнуто, они не думают, что это правда; они полагают, что истина должна быть осознана тяжелым трудом. Но если они хотят усиленно работать, есть много заводов, так много отраслей, где они могут тяжело трудиться. Для поиска божественной истины чем меньше вы работаете, тем лучше, тем спокойнее вы становитесь и тем легче это приходит.

Божественное руководство можно распознать в пяти разных аспектах. Одним аспектом и основным аспектом является интуиция. Это приходит к низшему творению в форме инстинкта, а к человечеству - в форме интуиции. Будь то вдохновение, будь то проницательность, будь то откровение, это одно и то же. Это интуиция, развитая в разной степени. С детства интуитивно ребенок начинает видеть, что для него правильно и что неправильно. И только когда ребенок становится настолько строптивым, что не чувствует даже интуиции, в это время ребенок начинает расти.

Но кроме детей, мы видим один и тот же элемент, тот же поток божественного руководства, приходящий в форме инстинкта в низшее творение. Можно заметить, что животные и птицы не будут касаться чего-либо, что сделает их больными или принесет смерть. Они знают голос своего врага, даже когда они молоды. Звук льва известен маленькому кролику. Говорят, что врачи древних времен многому научились у медведя, который в разных условиях, когда болел, находил различные травы, чтобы излечить себя. А те, кто изучал природу в древние времена, с помощью этих животных обнаружили влияние различных трав в лесу. Предполагается, что обезьяна так много знает о лекарствах, что даже когда она не здорова и когда это необходимо, она должна поститься, она голодает. Человек боится поститься три дня, а обезьяна делает это. И я сам видел собаку, которая постилась в четверг каждую неделю. Мы называли эту собаку Брахманом.

Интуиция исчезает, когда человек в ней не уверен. Когда человек не слышит голос, исходящий изнутри, тогда интуиция начинает уходить оттуда. Это принадлежит сердцу человека; для человека естественно быть интуитивным. Не обязательно, чтобы у одних была интуиция, а у других - нет. Никто не может существовать без души, а интуиция - это природа души. Поэтому те, кто не чувствуют интуицию, просто потеряли этот дар, эта способность стала похороненной. Это не значит, что у них никогда не было интуитивного дарования.

И теперь другой аспект познания, видения божественного руководства заключается в форме примеров. Тот, чья способность к интуиции притупляется, следующее, что он может сделать, это замечать такие примеры, когда они ему посылаются, которые будут полезны, которыми можно руководствоваться в жизни. Его посылают в такие места и приводят к таким людям или ставят в такие условия, что пример, который он может принять, станет для него источником руководства. Например, для человека, у которого есть небольшая склонность к азартным играм, будет полезен пример, когда его привозят в Монте-Карло и показывают тех, кто потерял все до последней копейки. 

Божественное руководство послало ему этот пример. И все же, что обычно происходит? Он не видит их; он не смотрит на тех, кто проиграл, он обращает внимание на тех, кто выиграл. Таким образом он строит свою надежду. Считаете ли вы, что человек, который любит пить, будет смотреть на человека, который опьянев упал на улице? Он никогда не посмотрит на него. Кто-то может подумать: «Возможно, ему стыдно за себя». Нет, это не так. Он не хочет напоминать себе, что у него будет такое условие для встречи с подобным опытом. Он отводит глаза и уходит оттуда. Но он хотел бы видеть четырех человек, сидящих удобно за столом, пьющих и наслаждающихся приятным обществом. Хороший пример того, что он сам хотел бы видеть. Но что делает божественное руководство? Оно посылает ему плохие примеры. Его чаще и чаще подводят к плохим примерам, чтобы он мог их видеть и учиться. И все же человек зачастую не учится на них.

 И когда острая наблюдательность тоже притупляется так, что человек больше не может пристально наблюдать за жизнью, тогда он отворачивается от примеров, предоставленных ему. Тогда третьим аспектом божественного руководства будет речь. Оно может говорить словами ребенка, он может вещать посредством слов глупого человека, оно может изъясняться словами слуги, оно может высказываться словами соседа, оно может звучать через слова друга и врага. Но когда глаза закрыты и уши также закрыты, тогда даже третий путь божественного руководства в равной степени становится бесплодным.

Я слышал, как друг сказал: «Каждый раз, когда мой конюх говорил мне не кататься верхом, если я его не слушал, со мной случался несчастный случай». Этот конюх не был мудрым человеком, но от него исходил голос духа руководства. Он был простодушным, он сказал это по наивности. Человек автоматически может вам что-то сказать, и это будет голосом Бога. Очень часто друзья занимают место божественного руководства, и они вам что-то сообщают. Лучше всего, когда тебе говорят друзья. Когда незнакомцы принимают место божественного руководства и доносят до вас сообщение, это хуже. И что еще хуже, когда твои враги указывают тебе.

Помимо этих трех способов, существует четвертое средство, и это путь искушения, другими словами, метод воздаяния. За все хорошее, что человек совершает, за все, что он делает правильно , приходит вознаграждение в той или иной форме, в форме богатства, в форме славы, в форме успеха, в форме популярности. В форме симпатии, дружбы, любви, комфорта: тем или иным способом приходит воздаяние. И это вознаграждение учит вас идти по этому пути и не сбиваться с него. Но в это время награда самая ослепляющая.

Как только человек думает: «Я богат», он опьяняется. И тогда это становится ртутью, она быстро убегает. И когда кто-то думает: «Я должен был выучить урок раньше», уже слишком поздно. Точно так же человек опьяняется дружбой, любовью, сочувствием, которое дается тому, кто им злоупотребляет, кто им не дорожит, кто не ценит его. Заканчивается это тем, что оно исчезает, и тогда человек начинает понимать: «У меня было изобилие, больше, чем богатство, и затем я его потерял». И тогда уже слишком поздно.

Со здоровьем та же история. Пока человек обладает хорошим здоровьем, он никогда не думает, что это за привилегия, какое это благословение. Только после этого, как оно покидает человека, он начинает осознавать: «Что же я потерял!» Жизнь, как говорит Омар Хайям, - это винный пресс, и все хорошее, что случается, приходит как вино. Это награда; но это вознаграждение может опьянить человека, и человек может забыть оценить это и быть благодарным за это. Лишь благодаря тому факту, что он забыл эту честь, награда отнимается у него, и только после этого он начинает дорожить ей и ценить ее, когда остается с пустыми руками.

Пятый способ божественного руководства - это метод наказания, в виде убытков в бизнесе, в форме утраты дружбы, в форме потери здоровья и силы, в форме пропажи счастья и радости. Когда урок усвоен, становится очень тяжело. Очень часто человек говорит: «Как жесток Бог». Но он не знает, что сначала использовались четыре этих приема, а когда человек не понял всех этих четырех методов, тогда был использован пятый метод. Это самый добрый Бог, это величайшее сострадание, что было дано четыре возможности, чтобы вы научились, чтобы вы поняли.

И когда кто-то потерял четыре возможности, тогда предоставляется пятый удобный случай. Это тоже благоприятная возможность. Независимо от того, в какой форме наступает наказание, как говорит Тагор, «это настройка струны; струна скрипки настраивается». И при настройке струна натягивается, но доводится до нужного тона. Кара в жизни действует также. Неважно, какова ее форма, когда дело доходит до того, чтобы поднять сознание человека. Есть много наказаний, которые мы можем видеть и распознавать, и есть много суровых обращений, которые мы не можем понять и осознать; и есть много взысканий в форме вознаграждения, и все же они являются худшими наказаниями. И никто не признает это. Но в то же время, что такое наказание? Кара от Бога Сострадания также является наградой.

Да Благословит Вас Господь!  

"Послания" Хазрат Инайят Хан. 

Божественное руководство 24 августа 1926 г.

Перевод: Садананда Брамхачари Чечуга