Иконы русского письма в Баварии. Часть III

Анатолий Гурьевич Холодюк
Икона  Пресвятой Богородицы "Умиление" в  монастыре "Мария Эк". Часть III.
 
Фото: Икона  Пресвятой Богородицы "Умиление" (ХV в.).  в баварском монастыре "Мария Эк" [1].  Эта бронзовая  литая  икона, украшенная драгоценными камнями и эмалью, известна в  монастыре под названием "Marienbild" [2]. Богородичный образ находится в левом боковом алтаре монастырской церкви. Фото из архива монастыря.


В католических и православных монастырях и храмах, а также в церковных  и городских музеях, расположенных в разных городах и деревнях федеральной земли Бавария (Германия), имеется нескольких древних икон русского письма, о которых автор специально рассказывает для  российского читателя.

В 1631 году в  часовне монастыря "Мария Эк", расположенного в Баварских Альпах,  появилась небольшая бронзовая икона с эмалью и росписью XV века. К каждому празднику ее начищали до золотого блеска, однако роспись не трогали.

Икону сначала укрепили в основании алтарной  картины  "Мария-Помощница". По иконографии образ Божией Матери "Умиление" представляет собою  изображение Пречистой, на левой Ее руке восседает прильнувший к Ней Богомладенец. Специалисты считают, что  московский  мастер использовал   в  иконе нескольких стилей, поэтому некоторые православные  верующие называют  образ Божией Матери "Казанской" или "Владимирской" иконами.

Из истории известно, что икона Богоматери "Умиление"  была келейным образом преподобного Серафима Саровского. Елеем от лампады, горевшей перед иконой, святой Серафим помазывал больных, и они получали исцеление. Перед этой иконой преподобный и отошёл ко Господу. Другое название иконы – «Радость всех радостей». Так часто называл икону "Умиление" сам преподобный Серафим.

...Благодаря появлению  в первой половине  XVII столетия  иконы Богоматери "Умиление"  в монастыре  "Мария Эк"   Пречистая  изливала Свою милость на местных  христиан.   Эта православная икона вместе с монастырем в Баварских Альпах  пережила на протяжении нескольких веков многие невзгоды и  осталась в итоге невредимою. 

Согласно монастырским хроникам, дарителем этого православного  образа является один из представителей рода Радзивиллов в Великом княжестве Литовском, получившего в 1547 году первый в государстве  княжеский титул Священной Римской империи. Икону  подарил монастырю некий "князь Франц Радзивилл из Польши" [3]. 

История приобретения князем иконы русского письма неизвестна. Польский  князь Франц Радзивилл с этой иконой сначала побывал в Риме, где, по его рассказам, он приложил ее в базилике Санта-Мария-Маджоре к знаменитому  образу «Salus Populi Romani». Икона из бронзы обладала большой прочностью, она не требовала большой осторожности при перевозке.  На свою родину возвращался князь с иконою  через Баварию, где сначала остановился в бенедиктинском монастыре Зееон. Отсюда он попал в паломническую часовню  монастыря "Мари Эк", где и преподнес  в дар свою икону.

Через пять лет после приобретения иконы Божией Матери "Умиление" жители окрестных деревень решили построить на фундаменте паломнической   часовни большую церковь в честь Пресвятой Богородицы.

Примечания:

[1]. Монастырь "Мария Эк" (Maria Eck; дословный  перевод — "Мария Угол")   принадлежит францисканцам-конвентуалам (представители одной из ветвей францисканского ордена "Ордена братьев меньших конвентуальных"). 

[2].См.: Der Wallfahrtsort Maria Eck.— Wuerzburg: Verlag "Friede und Heil",1975.

[3]. См.: Холодюк А. Г. Бавария. География христианских святынь и реликвий. – Киев : АДЕФ –Украина, 2015,  с. 100.