Джон Невин. Голос Божий в азиатской холере

Инквизитор Эйзенхорн 2
ГОЛОС БОЖИЙ В АЗИАТСКОЙ ХОЛЕРЕ
Джон Невин (1832)
С сокращениями

Мы встречаемся в этом святилище в необычайное время. Исключительное зло угрожает всему миру. Ангел смерти протянул свою руку над нашими головами и в любой момент может получить поручение уничтожать. Поэтому мы собрались вместе, чтобы припасть нашими душами к престолу Высокого и Превознесенного и искать Его расположения и помощи среди годины бед. 
Попытавшись оформить свои размышления по этому поводу, я предлагаю, во-первых, осмыслить общий характер  того зла, приход которого мы застали. Во-вторых, мы должны рассмотреть связь его с перстом Божиим. Наконец, в-третьих, мы должны проследить, какое отношение имеет это зло к нашим грехам. Тогда я буду готов заключить свое размышление на эту тему некоторыми выводами.
1. Во-первых, я осмыслю общий характер зла, которое пришло на нас. Это не что иное, как смертоносная болезнь, холера из Азии, которая в течение многих веков таилась в этой части мира и теперь шагает по нему, неся смятение всем народам и племенам человечества. Сведения о ней в различных странах и городах Азии появились больше года назад, когда мы, в нашем удалении от этой юдоли страданий (в США. - пер.)., были в слишком большой безопасности, чтобы придавать значение этому предмету. За истекший год мы были вынуждены, однако, со все большим интересом и тревогой следить за распространением болезни, ибо она появилась в цивилизованных странах Европы и с ужасающей быстротой приближается теперь к берегам Атлантики. С начала времени ее ужасающих триумфов ни одно известие о ее продвижении не проходит мимо наших ушей. Мы рассматривали с некоторым беспокойством, как она проделывала свой путь по России и Германии, на наша забота превратилась в настоящую тревогу, когда страшные вести стали приходить из Британии и Франции. До сих пор мы слышали об этом лишь "слухом уха", а широкий Атлантический океан отделял нас от бедствия. Мы могли предаваться надежде, что он может оказаться преградой для ее завоеваний. Мы имели возможность рассуждать о вероятности того, что бедствие смягчится и приобретет менее разрушительный характер, если болезнь, преодолев этот барьер, испробует свои силы на нас и столкнется с нашим мудрым общественным устройством и здоровыми привычками, которые расцвели на этой благословенной земле. Но такие мысли остались в прошлом. Холера вступила на наш континент. Бедствие Азии, Африки и Европы распространилось на западный мир. Мы уже перестали следить за его распространением в Англии, и все взоры в испуганном ожидании обращены на то, что грозит произойти в Северной Америке.
Судя по всему, это одно из самых грозных заболеваний, которые когда-либо бичевали человеческий род. Оно нападает на свои жертвы внезапно с великим насилием, причиняя им мучительную боль и приводя в ужас и самих щаболевших, и всех окружающих, и в огромном числе случаев уносит людей из жизни за несколько часов (в эпидемии 1830-х смертность была 50-60%. - Пер.). По сильному выражению английских врачей, эта болезнь начинается как любая другая, а кончается агонией и смертью. Страшной загадкой является ее характер. После всех наблюдений до сих пор не установлено точно, распространяется она как любая зараза или нет (холера - кишечная бактериальная инфекция, возбудитель открыт Ф.Пачини в 1854, что не было признано, и повторно Р.Кохом в 1883 г. - пер.).  Естественная история ее еще не написана, а механизмы действия скрыты даже от самых мудрых. Это грозное явление, которое вполне можно назвать "язвой, ходящей во тьме, и смертью, свирепствующей в полдень".
Холера до сих пор непреодолима и непобедима так же, как чума (лечение чумы антибиотиками изобретено лишь в 1947 г. - Пер.). Я не имею в виду, что все меры предосторожности и медицинские мероприятия против нее были совершенно бесполезны, но ни меры предосторожности, ни лечение не оказались достаточными, чтобы предотвратить ее приход, и медицинскому искусству до сих пор не удалось достичь решительной победы в борьбе с ее гигантской силой.  Она косит цивилизованные народы так же, как и нецивилизованные, несмотря на все препятствия, которые ей чинят. Физические и моральные преграды оказались одинаково бесполезны для того, чтобы сдержать ее распространение. Ни один климат не оказался гарантией от этого ужаса, ни одно время года не предоставило отстрочку жестокому опустошению. Болезнь не задерживает установленный законом карантин, и она пробивает себе путь через все санитарные правила, ибо те, кто соблюдает их, болеют и умирают так же, как и те, кто игнорирует. Опустошив Восток, она совершает свое ужасное наступление и торжествует во всех концах земли, даже там, где до сих пор не знали столь массовой смерти, провозглашая себя непобедимым врагом по всему миру, и она вот-вот охватит и нашу прекрасную страну.   
Таково в своем общем характере это зло, которое побудило нас провозгласить этот день смирения, поста и молитвы перед Богом. Вполне очевидно, что это не мнимая опасность, которая не заслуживала бы нашей заботы. Трагедия в Монреале и Квебеке показывает, что ни один город по нашу сторону Атлантики не может обойтись без беспокойства или тревоги; и хотя вполне возможно, что это лишь бедствие в отдельных местностях, и оно не достигнет большей части нашей страны, по-прежнему есть достаточные основания для того беспокойства, которое привело нас сегодня в дом Божий.  Что бы мы ни узнали еще об этом заболевании, остается тот факт, что холера, которая повергла в ужас и трепет многие народы. перешла наши границы; и, исходя из всего, что мы знаем о происшедшем на Востоке, мы имеем все основания опасаться, что ее разрушительное действие не ограничится Канадой. Если бы мы твердо знали, что болезнь, которая угрожает нам уже некоторое время, минует наш город, было бы большим облегчением почувствовать себя в безопасности от этой беды. Но мы уже видели, что воды Атлантики не ограждают от болезни, и что она может развиваться на американской почве так же, как и на европейской. Это заставляет задуматься о том, что мы можем испытать. Исходя из того, что мы знаем, что распространение болезни не зависит от местности, будет разумно ожидать, что она охватит нашу страну целиком, как и все страны, которые она посетила, обойдет весь мир или, по крайней мере, минует лишь незначительные и удаленные его части. Если бы это была какая-то новая болезнь, которая появилась на нашем континенте, мы могли бы лелеять надежду, что ее распространение будет лишь ограниченным и недолгим. Но эпидемия, которая уже оказалась настолько долгой и тяжелой, не оставляет   места для каких-либо ожиданий такого рода. Вряд ли она минует значительную часть нашей страны.
Поэтому важно, чтобы мы были тверды и спокойны, учитывая реальную и грозную опасность, от которой мы оказались не защищенными. Есть две крайности, которых надо остерегаться в этом случае. Бывает неоправданная тревога, которая опережает само бедствие и оказывается чуть ли не большей опасностью, чем то, что порождает ее.  Это одна крайность, в которую люди от природы бросаются, когда первые сведения о приближающемся зле обрушиваются на их уши. Но часто бывает, что, пробыв некоторое время в таком состоянии, они возвращаются к ощущению безопасности и самонадеянности, которое будет подставлять их под удары зла до тех пор, пока у них не появятся надежные основания для вывода, что они в безопасности. В этом случае в их умах наступает опьянение, которое порой заходит так далеко, что не дает никаким образом трезво осознать опасность, которую они чувствовали прежде, пока она не окажется совсем рядом. Я не уверен вполне, но, видимо, что-то в этом роде уже произошло и в случае с нынешней угрозой. Вполне возможно, что первая паника, которая распространилась в обществе, когда холера появилась по нашу сторону океана, уже уступила место во многих умах ложному чувству безопасности, с которым люди перестали воспринимать сигналы тревоги, что до сих пор к ним приходили. Вести из Монреаля и Квебека перестали приводить в ужас; кто-то решил, что бояться уже нечего, так как зло почти исчезло или смягчилось, и теперь мы можем забыть наши страхи и поздравить друг друга с тем, что смертная угроза миновала. Но давайте остережемся этого! Враг может дремать, но мы не имеем права рассчитывать на его смерть. Он может отчасти успокоиться, но не остановить своей подготовки к следующему нападению, и прежде, чем мы осознаем, что беда, опустошившая Монреаль, появилась где-то еще, язва, ныне сокрытая во тьме, с торжеством зашагает по нашей земле.
По сути, нечто подобное свойственно многим бедствиям, подстерегающим нас в этом темном и таинственном мире. Поэтому мы не имеем права     отложить в сторону наши страхи, как будто рядом с нами нет никакого зла, или лишь незначительное. Нам нужно по-прежнему сохранять отношение сурового ожидания, ибо только в таком случае мы, вероятно, сможем правильно настроить себя и подготовиться, чтобы быть в какой-то мере защищенными от того, что нам может принести наводящая ужас беда.
2. Во-вторых, я должен рассмотреть, в каком отношении стоит это зло к Богу. 
Есть некоторые люди, которые считают, что Божественное провидение охватывает только крупные и великие события, тогда как многие меньшие дела оставлены на волю случая и составляют самое большее предмет осведомленности бесконечного разума.  Но даже эти люди обязаны признать руку Божью в широко распространившейся среди нас беде, о которой мы сейчас размышляем. Это слишком огромное событие в истории нашего мира, чтобы усвоить его просто действию вторичных причин и изъять из действия непрерывно разворачивающегося перед нами замысла Божия. Мы должны отрицать всякое Его правление вообще, или же признать тот факт, что в таком случае, как сейчас, оно осуществляется на наших глазах.
Но различие, о котором я только что упомянул, хотя и может появиться в философии, не отражает того, о чем говорит Библия. Если есть Бог, Который   поддерживает и регулирует все, что Он сотворил, Его провидение необходимо должно достигать всех вещей и событий. Ни одна птица не может упасть на землю так, чтобы Он не знал об этом, и ни одна травинка не переломится без действия Его силы.  Его руку можно видеть во всех изменениях, которые происходят. Благословения и невзгоды, влияют ли они на отдельных лиц или на целые нации, приходят по Его  воле, и под Его непосредственным руководством. Важно поэтому не то, что есть вторичные причины, какими способами они могут быть Ему подчинены или каким образом они достигают своего окончательного эффекта, ибо всему этому мы до сих пор  не можем дать никаких удовлетворительных объяснений, а то, что лишь в рамках Его разумной цели существуют все Его законы и действуют все причины, и таким образом действует все устроения Его провидения, можем ли мы проследить их вторичные причины или нет. 
В то же время следует признать, что есть устроения Божии, которые остаются исключительными в их появлении и таинственными в своем характере, и они приспособлены к тому, чтобы донести до наших умов более живое впечатление присутствия и действия Божия, нежели если бы они были иными. В таких случаях на нас лежит еще большая, чем в другое время, обязанность признать силу Божию и ее действенность в правлении делами этого мира. По крайней мере, по самому устроению нашего разума, несмотря на присущее падшей природе безбожие, появляется свидетельство о присутствии Бога как оно есть при таких обстоятельствах, и как же страшно должно быть проявление нашего растления,  если мы по-прежнему отказываемся признать и почувствовать это!
Теперь мне не нужно говорить, что азиатская холера может привлечь к себе внимание именно в этом свете. Есть что-то странное, необъяснимое и страшное в том, что большинство жаже не очень вдумчивых наблюдателей не могут не рассматривать ее как некое послание с поручением от Бога. Многие убеждаются, что это знамение Его гнева на целые народы. Оно идет по всей земле, и наполяет множество городов и стран ужасом от самого своего присутствия.  Тайна окружает каждый его след. Напрасно наука пытается объяснить происхождение этого бедствия или истолковать его пути, помешать его ходу или преодолеть его силу. Как ангел гнева, идет оно в густой тьме бесшумной поступью с места на место во исполнение порученного ему, отмечая свое шествие только падением его жертв. Ничто не предвещает его прихода в любом конкретном случае. Там, куда приходит разрушение, нет вразумления, нет никаого предостерегающего крика, который позволил бы сохранить разум и осторожность. Среди жизни и здоровья, когда воздух, земля и небо, кажется, не подают ниаких других перспектив, кроме радости, эта беда приходит во многие города и местности страны и являет свое роковое присутствие, превращая их в сцены изумления, смерти и ужаса. Ее приход, как во многих случаях такого рода, приводит на память некоторые суды, описанные в Ветхом Завете, когда ангел Господень являл свое присутствие и в одну ночь заполнял всю страну смертью и тревогой. Тот, кто может посмотреть на эпидемию и увидеть странные и страшные события в мире   таким образом, не сможет не воскликнуть вместе с людьми прежних времен: да, это перст Божий!
Давайте же учитывать все это, и не будем упускать из виду руку Божию во зле, с которым мы сейчас сталкиваемся! Скажем прямо, что холера является бедствием, которое Всемогущий использует для наказания народов, и каждый его удар. обрушившийся на нас, был направлен Им Самим. Какова бы ни была тому причина, Он вступил в спор с жителями земли и привел их на Свой суд. И сейчас, когда холера готова перейти наши границы, мы не можем отвернуться от рассмотрения жезла, который поднимается над нашими головами и находится в руке праведного Бога. В ужасах, разливающихся по всей земле, несомненно звучит голос Всевышнего, и тому, что он утверждает, явно следует внимать так же, как если бы это было прямо произнесено с небес.
 Но в чем смысл этого ужасного явления? И почему Бог поднял руку в гневе, чтобы поразить жителей земли? Что является основой того спора, который Он имеет с человечеством, и из-за которого Он должен был сойти и протянуть наводящую ужас руку Своего суда? Эти вопросы приводят нас к следующему моменту.
3. Мы должны увидеть, каким образом этот суд Божий явился следствием наших грехов, переполнивших чашу Его терпения. Это должно быть также взглядом на причины Божия возмущения народами, на которые этот суд направлен.
Все страдания, которые люди призваны терпеть в этом мире, являются следствием их грехов. "Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех людей, потому что в нем все согрешили". Любая форма страдания, которая универсальна или сколько-нибудь распространена, имеет тесную связь с грехом, который так или иначе является ее причиной. Мы видим в страдании  доказательство существования греха, и выражение Божьего возмущения по отношению ко греху. И  как среди людей могут быть экстраординарные формы беззакония, так могут быть и необычайные бедствия, которые провидение Божие иногда использует для суда. Это должен признать сразу каждый человек, который сколько-нибудь верит Священному Писанию. История Ветхого Завета полна случаев, в которых, как представляется, имела место связь между особыми наказаниями со стороны провидения Божия и особыми грехами людей. И если в Библии имеет место истина, что правление Бога, которому подвластны люди, является моральным правлением,   которое  даже по эту сторону могилы уделяет внимание нашему характеру и поведению, то уже на земле должно иметь место предварение Божией наказующей справедливости, которая более полно явится в дальнейшем. Вся история человечества подтверждает эту истину, и если мы более внимательно рассмотрим устроение и пути природы, они также предоставят нам ее дивные и яркие подтверждения.
Когда мы говорим об особых судах Божьих, мы не предполагаем, что они обязательно должны быть по своей природе чудесными, то есть происходящими в каком-то смысле независимо от действия вторичных причин. Хотя природа распространения холеры пока не объяснена адекватно, я не сомневаюсь, что это явление, которое так же управляетсяч неизменными общими принципами, установленными в природе, как атмосферное электричество или великолепное обращение планет вокруг Солнца. Нет никакого чуда в ее появлении где бы то ни было, и каждый случай возникновения болезни подчиняется адекватным естественным причинам. Я знаю, что для некоторых уступка такого рода кажется отказом от признания особых проявлений Божьего суда. Они не считают, что Бог может предусмотреть особое наказание за конкретные грехи и без отклонения от установленного Им мироустройства, и когда какое-то конкретное посещение нас гневом Божиим действует через известные и неизменные законы природы, они готовы сделать вывод, что оно должно тогда иметь прямое и непосредственное отношение к каким-то конкретным нравственным беззакониям, так же как оно вытекает из определенных естественных причин как их эффект. Но это фантазия, которая имеет свои корни скорее в философском учении Аристотеля, чем в Откровении. Ибо более чем вероятно, что Бог, устроив с самого начала весь Свой план правления естественным миром, может расположить различные цепочки причин и следствий таким образом, чтобы соединить одни события с другими в нравственном отношении даже тогда, когда они, по-видимому, не имеют никакой естественной связи. Пример этого мы и имеем в случае перед нами, ибо будет обоснованным предполодить, что Бог с самого начала устроил систему природы таким образом, чтобы холера, как естественный эффект от ранее действующих причин, должна была прийти из Азии и распространиться среди народов в такое время, когда падение произвело среди них особую вину, заслуживающую такого суда.
Это правда, что в таких понятиях есть что-то, не согласующееся со слабым мышлением и нравственным состоянием нашего общества, но  необходимо помнить, что в Бесконечном Разуме все время присутствует одновременно и дело обстоит так, что Божий замысел и плны на тысячелетия вперед предстают перед Его взором так же, как и то, что должно произойти через час. Нет ничего неразумного также в предположении, что Бог иногда посылает особые суды на людей за их грехи, и, как мы уже видели,  свидетельство Священного Писания об этом достаточно подтверждает все истории и наблюдения.  Эти посещения Божии вызваны действием вторичных причин и согласуются с установленными Им законами, но все же они остаются действительно особыми, как если бы они вышли из Его рук чудесным  образом и без вмешательства чего-либо еще.  Их особый характер зависит только от того, каким образом Бог определил время и способ их действия, его соотношение с предыдущими условиями и вмешивается с их необычным действием в жизнь людей, которых это касается.
В отношении отдельных лиц не всегда легко бывает решить, когда их страдания указывают на особое недовольство Бога, хотя несомненно, что во многих случаях они отражают Его недовольство человечеством в целом, и люди могут сами истолковать это для себя в каждом конкретном случае. Но если речь идет о целых общинах или народах,  будет гораздо легче прочесть смысл судов и связать их с промыслом Божьим. История, священная и мирская, проливает свет на этот момент и обосновывает вывод, что Божие правление над людьми может строго карать народы и сообщества. Большие национальные грехи рано или поздно становятся великими национальными бедствиями, и национальные бедствия всегда так или иначе связаны с теми или иными национальными грехами.
И кто может сомневаться, видя историю азиатской холеры, что это особый суд Божий посредством природы? Мы уже видим, что это бич Божий для тяжелого наказания народов. И здесь сразу возникает вопрос: как это наказание связано с их конкретными грехами? Должны ли мы представить себе, что Бог таким образом может войти в спор с миром без причины, что Его посещениям было позволено пасть на мир случайно, или вовсе независимо от его состояния в определенное время? И если мы вынуждены признать существование какой-то причины странного и ужасающего явления Его гнева в это время, то где мы будем искать эти причины, если не в вине целых народов и тех людей, к которым это бедствие пришло? В самом характере этой эпидемии есть нечто такое, что не может не  произвести впечатление на самого нерадивого наблюдателя, когда он чувствует, что есть излияние гнева с небес на грехи людей во всех местах, куда она пришла. Созерцая события издалека, мы уже видим протянутую над нами руку и нахмуренный лик Иеговы, в Своем негодовании поражающего народы, которые Он уже упрекал за злые раздоры, за безбожную политику и возмущающие небеса преступления. Мы были способны воспринять грозные удары Его праведного гнева, нанесенные армии и городам Российской империи или на землях Германии, отступивших от древней веры; мы видим, что может смягчить его силу против виновной, но отчасти кающейся, молящейся Англии, и мы видим тяжкий суд над развращенной и бебожной столицей Франции. Было ужасно зрелище, когда Божий гнев преодолел океан и наказал страшной бедой народ Содружества, но если мы пока еще не почувствовали на себе Его руку, готовую поразить нас, и не поняли силу Его наказующего гнева, у нас не может быть оснований для самодовольства, ибо вполне возможно, что мы наполнили меру своих беззаконий и к нам приближается гнев Божий до конца. 
И теперь, когда зло из Азии и Европы принесло ужас на нашу землю, мы можем без сомнений убедиться, что оно имеет прямое отношение к нашим грехам, и что Бог посещает нас, чтобы наказать за них. Мы можем льстить себе, воображая, что бедствия постигли Европу, по всей вероятности, за ее грехи, но разве те же грехи не угрожают бедами и нам? Неужели мы нация, свободная от вины, и у нас нет никаких причин, чтобы истолковать такую беду в нашем случае как особое возмущение небес? Конечно, если Библия говорит об этом истину, мы обязаны убедиться, что Бог посетил нас за наши грехи, что мы виновны, что Его провидение хмурится на нас и что Он поднял Свой жезл для нашего исправления.  И мы не сможем иначе воспринять это зло, если посмотрим на него всерьез. Только тогда, когда  мы смотрим на это таким образом, мы можем сказать, что "созерцаем дела рук Твоих".
Я не обязан указывать конкретных грехов, которые могут вызвать на нас этот гнев небес. Я ограничусь лишь тем, что обращу ваше внимание на общий дух нашей страны в настоящее время.  Разве не факт, что теперь пошатнулись все наши моральные и религиозные перспективы, и все большую тревогу внушает растущая сила и распространенность духа, который воюет с религией? Характер времени, в которое мы живем, таков, что этот дух везде, где он есть, действует все сильнее и наглее. Этот факт вытекает из всего мирского устройства, как и из того, что становится все более и более очевидным, что однажды истине будет принадлежать полная и окончательная победа. По этой причине нечестие разрастается и свирепеет во многих странах. Противостояние религиозной истине, правде и свободе в странах Европы с каждым годом приобретает все более дерзкий характер и каждый день все громче взывает к отмщению. Не нужно большой проницательности, чтобы увидеть это сползание во тьму  и по нашу сторону Атлантики.  Князь мира сего собирает все больше своих сил и действует все более дерзко в своей тайне беззакония. Его ухищрения распространяют свой яд на всю социальную систему. Ложь отравляет общественное сознание на каждом шагу. Все усилия христианского милосердия подвергаются всевозможной клевете и поношению. Предрассудки против религии всячески пропагандируются и их опасное влияние вызывает все большую тревогу. Следует опасаться, что вся система политической власти будет приобретать все более и более антирелигиозный характер. Авторитет Бога, кажется, все больше и больше подвергается сомнению в наших общественных учреждениях. Даже среди правителей народов неприязнь к религии приобретает публичный характер, и ее ужасная власть все более возрастает. Становится нормальным попирать совесть верующих и в то же время не признавать значения ни за какой вещью, которая требует хотя бы умственного признания религиозных истин. Гордая независимость, которая не желает быть верной чудному Царю небес и отбрасывает все доверие человека к кому-либо, кроме самого себя, начинает в ее самой отвратительной форме характеризовать власти и правительства. И подобного стало слишком много на земле. Целые народы гордятся, уповая на свою физическую силу, восхваляя свои достижения и ликуя в своем процветании, и забывают Бога на небесах, Который правит судьбами царств, поднимает и низвергает их по Своему благоволению. Конечно, такой мир, как этот , заслуживает осуждения, и когда мы обращаем свои взоры к опасности, которая угрожает нам, у нас есть все основания трепетать перед гневом Божиим, ибо Он вправе наложить на нас самые тяжкие наказания.
4. Сейчас я должен сделать некоторые выводы и предложить практические размышления по этой теме.
Первый и главный вывод состоит в том, что мы должны покаяться и отвернуться от наших грехов и взывать к Богу о спасении нас от зла всегда, когда у нас есть повод для страха. У власти есть не только право, но и обязанность использовать все возможные естественные средства для защиты от заразы. Религия никак не препятствует использованию таких средств, но призывает людей прибегать к ним везде, где есть такая возможность. Холера есть явный знак особого гнева Божия, но, тем не менее, как мы видели, она подчиняется обычным законам природы, и и если эти законы могут быть установлены, чтобы дать нам возможность в какой-то мере избежать зла, то их использование необходимо для этой цели точно так же, как мы соблюдаем любые другие условия, от которых зависят наш комфорт, безопасность и счастье. Если условия спасения от угрозы известны, в любом случае мы обязаны подчиняться им, и это послушание является частью нравственной дисциплины, которая предназначена для нашей защиты от испытаний и опасностей. Поэтому все, что можно сделать для защиты от эпидемии со стороны государственных органов и частных лиц, должно быть сделано. Наш долг - принять все меры, которые возможны, чтобы сделать наши улицы и воздух чистыми, и настоятельно призвать соблюдать чистоту всех, кто может; и у нас есть основания чувствовать сожаление, когда такие меры не проводятся так энергично, как должно быть (Реально холера распространяется вследствие загрязнения воды. - Пер.). Но все это значит никак не больше, чем наше покаяние, обращение от всех грехов и мольба к Богу об избавлении. И только тогда, когда все это практикуется, мы можем рассчитывать на пользу от всех санитарных мероприятий, которые мы проводим.
Вне всяких споров, Бог призывает нас к покаянию через ту угрозу, которую Он ныне представил нашим взорам. Она существует уже больше года, а многие города уже потерпели бедствие. Но теперь Его призыв стал более громким, ибо беда находится в непосредственной близости от наших границ. Представляется также, что до сих пор Он сдерживал Свой суд, чтобы оставить нам время для покаяния. Но теперь ангел-губитель стоит на наших границах и ждет лишь сигнала, чтобы двинуться вперед и начать опустошение; но до сих пор он не был к этому допущен. Как торжественна и напряженна эта пауза! Это почти то же самое, как если бы голос Божий обратился к нам прямо с небес, призывая нас смирить себя под крепкую руку Его, пока она не отяготела на нас!
Этот день выделен нами для такого смирения. Давайте посмотрим на самих себя, честны ли мы в наших отношениях с Богом. Давайте усмотрим праведную руку Всевышнего во всем зле, которое окружило нас. Давайте посмотрим на то, что, скорее всего, подняло Его возмущение против нашего народа. Давайте оплачем наши национальные грехи, и грехи, которые оскверняют всю землю; оплачем пороки, которые оскверняют Церковь Божью, и беззакония, которые творятся в нашем городе. Давайте задумаемся о нашей собственной жизни и изольем душу перед Богом в покаянном исповедании нашей личной вины в том, в чем она есть. Именно так мы должны чтить Бога, и если Он требует этого, мы также можем надеяться, что Он услышит нас, когда мы воззовем к Нему о помощи.  Возможно, даже при нашем покаянии Он не избавит нас полностью, но, по крайней мере тогда можно надеяться, что Его наказующий жезл пройдет над нашими головами и причинит сравнительно мало вреда. Пусть же Бог подаст нам настоящего покаяния и духа молитвы в эти дни! 
Но мы должны отвернуться от наших грехов. Это входит в саму природу покаяния, и покаяния нет без этого. Мы обязаны также сделать все возможное, чтобы предотвратить грехи других людей, и в особенности общественные грехи, в которых мы в противном случае погрязнем как члены общества. В таких случаях часто бывает, что все наше противостояние оказывается бесполезным, и мы можем лишь ненавидеть в наших сердцах то, чему мы не в силах помешать, и молиться Богу о том, чтобы наши сограждане образумились. Но там, где речь идет о наших личных грехах, у нас не может быть никакого оправдания, если мы не оставим их немедленно, и все наше покаяние останется чистой болтовней, если мы этого не сделаем. Такие дни, как эти, позволяют нам вспомнить многие наши грехи, чтобы принять решение сойти со всякого злого пути, на котором мы оказались и, возможно, обнаружить, как далеко мы зашли. Долг всех людей искать праведность, когда суды Божьи приходят на землю.
Есть один конкретный род грехов, который надо прежде всего призывать оставить в эти дни страшного посещения Божия. Я имею в виду все грехи, который связаны со злоупотреблением спиртными напитками в нашей стране. Если что-то твердо установлено в отношении холеры, так это то, что люди невоздержанные становятся ее первыми жертвами. Они в наибольшей степени подвергаются ее атакам и имеют наименьшие шансы на выздоровление. Это настолько бросается в глаза, что привлекло к себе внимание во многих странах. И я имею в виду не только грубую невоздержанность, ибо даже так называемые умеренно пьющие подвержены угрозе заразиться холерой пропорционально своему пристрастию к этому пороку. Почти каждый человек может поразиться этому факту в свете того огромного зла, которое несет пьянство даже на фоне огромных усилий, прилагаемых в последнее время для поощрения трезвости.  Кажется, что Бог, посетивший нас холерой, на самом деле приспособил обычные средства Своего провидения к тому, чтобы сотрудничать с обществами трезвости и убедить мир в их необходимости.  У нас есть также большой повод, чтобы быть благодарными за то, что уже достигнуто в этой работе до прихода бедствия к нашим границам. Некоторые люди отчетливо предвидели, что самая лучшая подготовка, которую можно было предпринять здесь - это работа обществ трезвости, которым удалось добиться столь многого. И можно с уверенностью подтвердить, что эти общества сделали больше для защиты нашей страны от смертоносной силы холеры, чем все санитарные меры, которые предпринимались с момента объявления эпидемии /.../
   Но есть еще один великий урок, который должен быть извлечен из прихода холеры. Все случившееся должно напомнить людям о том, как хрупка жизнь, которой они здесь пользуются, и как суетны и неадекватны все человеческие усилия обеспечить себе мир и покой. Поэтому голос Божий призывает людей вступить в завет с Господом Иисусом Христом, и таким образом быть в мире со своим Творцом. Есть убежище, в которое душа может отступить, и быть полностью свободной от опасности под сенью крыльев Всевышнего. Нет другого убежища в дни бедствия и ужаса, кроме этого шатра Божьего благоволения. Там все Его люди обретают покой и пребывают в безопасности среди широчайших потоков зла, разлившихся по всему миру. Вера в Бога - это единственное, что может успешно сохранить спокойствие сердца, которое является самой большой драгоценностью среди бедствий. Бог будет держать в совершенном мире тех, чьи умы сосредоточатся на Нем. И это обетование, которое религия дает уже в этой жизни, не говоря уже о будущей. И Божие величие таково, что Он не только хранит Своих людей от страха смерти, но уничтожает сам повод для этого страха, превращая для них смерть в приобретение. Вот что дает душе уверенность, что все будет содействовать ей ко благу, и что среди телесных мук, которыми она может быть окружена, ее безопасность будет совершенной. Как возвышенны и прекрасны слова псалмопевца: Бог нам прибежище и сила,   скорый помощник в бедах. Посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля,   и горы двинулись в сердце морей. Пусть шумят, вздымаются воды их,   трясутся горы от волнения их. Восшумели народы; двинулись царства:   (Всевышний) дал глас Свой, и растаяла земля" (Пс.45.1-7). Как возвышенна уверенность, которую дает нам другой - 90-й Псалом: 
Тот, кто погружен в высшую тайну, постоянно будет пребывать под сенью Всемогущего. Скажи Господу: «Ты защита моя и оплот мой, Ты Властелин мой, на Тебя я буду надеяться!». Ибо Он спасет тебя от сетей ловца, от губительного мора, крылом Своим прикроет Он тебя,Под сенью крыл Его найдешь ты убежище, щитом и кольчугой для тебя — Его истина.
Не убоишься ты ни страхов ночных, ни стрелы, летящей днем, ни мора, крадущегося во тьме, ни смерти, свирепствующей в полдень.
Падет слева от тебя тысяча и десять тысяч — справа, а ты останешься невредим;
Лишь глазами своими увидишь как постигает злодеев кара, ибо говорил ты :
«Господь — защита моя», Всевышнего избрал ты прибежищем своим.
Не случиться с тобой несчастья, и беда не приблизится к шатру твоему.
Ангелам Своим прикажет Он охранять тебя на всех твоих путях.
На руках они будут носить тебя, чтобы не споткнулась о камень твоя нога.
Льва и змея попирать станешь, растопчешь молодого льва и дракона.
Сказал Всевышний: «За то, что он стремится ко Мне, Я спасу его;
Я вознесу его за то, что знает он Имя Мое. Воззовет он ко Мне — и Я отвечу ему
С ним Я в беде его; Я спасу его и прославлю.Дам насытится ему долголетием и явлю ему Свое спасение»

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn