С ружьем на сома!

Василий Храмцов
С РУЖЬЕМ – НА СОМА!
Было это в пойме реки Амур. После ночного дежурства я не бросился в постель, как другие солдаты, а взял ружье и пошел поохотиться на уток.  Я был единственным членом общества военных охотников.

 Птицы собрались уже в стаи и готовились к отлету на юг.  Я пытался определить маршрут их перелета. На легкой одноместной лодочке поплыл вверх по течению по одной из проток.  Погода тихая, вода – как зеркало. Ничто не нарушает тишины.

И вдруг слышу, что под крутым берегом кто-то периодически издает звук, похожий на шлепок. Стараюсь разглядеть издали, чтобы не спугнуть.  Широкой дугой обогнул это место и бесшумно сошел на берег.

Иду на звук, крадусь, как кошка. И что же там такое? А там сомы стоят веером, голова к голове, и ждут, когда из ручейка в речку выплывет еще один малек. Ближайший из сомов открывает рот, заглатывает малька и шумно захлопывает пасть.
 
Ручеек выходит из соседнего озерка. Кто-то из дальновидных рыболовов прокопал его когда-то, несмотря на высокий берег со стороны реки. Вместе с талыми водами в него заходит рыба, чтобы нереститься. И вот подросшие за лето мальки возвращаются в родную стихию. А сомы – тут как тут. Будто им кто-то сказал: «Обедать подано!» Плотно стоят. Но размером небольшие. Старшие братья уже, видать, покормились, уступили им место.

Я сначала даже рассердился. Но, подумав, успокоился. На моих глазах совершался естественный отбор рыбьего поколения. Никто ничего не нарушил. Сомы добросовестно выполняли свою роль регулятора. Решил и я включиться в этот процесс. Снял с плеча ружье и стал высматривать рыбу покрупнее.

Дождался. Метровый сом растолкал всех и занял позицию. Тут я и всадил ему в голову утиный заряд дроби!  Все сомы разбежались, только убитый остался на месте. И вижу, что он медленно погружается в воду. С кручи мне его не достать. Я бросился к лодке, приплыл своевременно. Сома было еще видно. Стал работать веслом снизу – вверх, снизу – вверх. И постепенно рыба всплыла, я взял ее за жабры и втащил в лодку.

Не пошел я на этот раз на охоту, а повернул прямо на кухню. Мы с поваром и двое-трое солдат попробовали жареного сома. Вкусная рыба!

Позднее я не раз проплывал мимо места браконьерства сомов. Но больше такой бессовестной охоты не видел. Может быть отпугнул? Или мальки все вышли в речку?  Этого узнать мне было не дано.