Человек - смертельная, непоправимая ошибка эволюци

Кайрбек Нагуманов
    Угроза самоуничтожения человечества в ходе ядерной войны, губительное  загрязнение окружающей среды и другие подобного рода глобальные процессы остро поставили проблему выживания людей в неустойчивом (нестабильном) мире. Причем задолго до потрясений ХХ века реальность такого хода развития событий прозорливо заметили выдающиеся ученые прошлого. Однако этим, поражающие своей верностью,  прогнозам никто не придал должного значения, и потому их необходимо привести дословно. Так, еще в начале ХIХ века создатель первого эволюционного учения Жан Батист Ламарк предупреждал, что человек «вследствие беззаботного отношения к будущему и равнодушия к себе подобным, он сам как бы способствует уничтожению средств к самосохранению и тем самым истреблению своего рода. Ради минутной прихоти он уничтожает полезные растения, защищающие почву, что влечет за собой ее бесплодие и высыхание источников, вытесняет животных, находивших здесь средства к существованию, так что обширные пространства земли превращаются в необитаемые пустыни.
Можно, пожалуй, сказать, что назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания» [1, с. 442].   
    В конце того же столетия другой известный ученый,  американский этнограф Льюис Генри Морган в своей книге «Древнее общество» прямо указывал источник смертельной угрозы: «С наступлением цивилизации рост собственности принял такие громадные размеры, ее формы стали так разнообразны, ее применение так расширилось, а ее использование в интересах собственников так искусно, что она сделалась силой непреодолимой, для народа. Человеческий ум стоит в замешательстве перед своим собственным созданием…
Гибель общества должна стать конечным результатом исторического поприща, единственной целью которого оказывается богатство; ибо такое поприще, содержит в себе элементы своего собственного разрушения» [2, с. 329]. 
    Наконец в середине  уже ХХ века экологи заставили обратить внимание на стремительное разрушение людьми своего же жизненного пространства и в 1972 году по заказу Римского клуба  вышел доклад исследовательской группы под руководством Денниса Медоуза в виде книги «Пределы роста» [3]. Он послужил сигналом бедствия «SOS!» и мировое сообщество всколыхнулось - были спешно созданы всякого рода международные организации, комиссии, проведены конференции, подписаны протоколы по охране окружающей среды, по снижению нагрузки от человечества, ставшей для природы уже неподъемной. Тем не менее, прошло почти полвека, а положительных результатов от принятых мер нет и ситуация лишь ухудшается. Более того, Деннис Медоуз, за прошедшие годы с лекциями, докладами, консультациями объездивший почти все страны мира, опубликовавший  множество книг, статей, понял, что его с другими единомышленниками старания подобны голосам вопиющих в пустыне и потому у них опустились руки. В свой последний приезд в Москву в 2014 году Медоуз с горечью констатировал, что время, за которое можно было успеть что-то исправить, ушло не в начале ХХI века, как прогнозировалось им же в 1972 году, а гораздо раньше -  еще в середине 80-х прошлого века. И теперь мировая цивилизация, проскочив точку невозврата, стремительно несется к своей катастрофе! Причем подавляющее большинство населения планеты даже не догадывается в каком положении оно оказалось, и эти люди со своими интернетами, гаджетами, конкурсами, чемпионатами, карнавалами и весельем  вовсе не адекватные персонажи пушкинской трагедии “Пир во время чумы”.

                Формулы человечности

    Многие все вышесказанное могут воспринять как субъективные точки зрения, особые мнения каких-то пугливых ученых, нагнетающих атмосферу необоснованного страха людей перед своим будущим. Но то, что предсказано уже реальность наших дней и одной лишь констатации фактов мало - нужна теоретическая база, объективно, непредвзято объясняющая сложившееся положение вещей. Такую базу дает единая теория эволюции природы и общества, предметом которой служат как раз условия устойчивости (стабильности) окружающего нас мира[4,5,6 и др.]. 

                Епотенц.   минимум      …      (1)
                E = Eвнеш.- Ефизиолог.= 0            …      (2)         
                E = Eвнеш.- Ефизиолог.  максимум     …      (3).
;         
    Условия (1) - (3) представляют собой математическую модель человека. Подобно христианскому Богу, человек един в трех лицах! Его первым «лицом» служит физическое тело с ростом, весом, другими физическими параметрами и подчиняясь законам той же физики, для своей устойчивости каждый из нас стремится занять наиболее выгодное положение в поле тяжести Земли. Поэтому, для снижения высоты центра тяжести своего тела относительно  опорной поверхности, мы стараемся больше сидеть, чем стоять. Минимальное же значение потенциальной энергии -  Епотенц., что придает телу устойчивое положение, не требующее постоянного контроля, -   человек получит, ложась на ту же опору (подобно шарику, скатывающееся на дно чашки). Не случайно, такое положение мы стараемся принять по мере возможности  для отдыха и, - в обязательном порядке, - для сна.
    Другое «лицо» - это особь биологического вида Гомо сапиенс.  Чтобы восполнить энергии, затраченные на чисто физиологические процессы своих организмов - Ефизиолог., люди должны регулярно питаться. Для этого они заняты добыванием физиологически необходимого продукта – Eвнеш.. Причем природа в ходе эволюции   нашла механизм, с помощью которого достаточно жестко ограничивает поглощение Eвнеш. в виде пищи. Оказывается, кишечник человека выстлан нервными окончаниями с рецепторами растяжения.  Эти рецепторы активируются во время еды и доставляют мозгу посредством блуждающего нерва сигнал «прекратить есть» при физическом расширении кишечника, достигшего определенного порога. Таким образом у человека возникает чувство насыщения, утоления голода, что заставляет выполнять условие (2).
    Наконец, проявляя свое третье, собственно человеческое лицо, люди добывают энергию сверх физиологических потребностей в виде избыточного продукта, воспринимаемый нами прежде всего как материальное богатство. К нашей беде, при производстве избыточного продукта (богатства) такого ограничителя, как в биологии, человечество для себя не придумало, не создало.  Напротив, положение человека в обществе тем устойчивее, его социальный статус тем выше, чем большим богатством он обладает! Отсюда присущая многим людям ничем неограниченная алчность, страсть к максимальной наживе – условие (3)!
    В марксистском учении движущей силой развития человеческого общества, «локомотивом истории» утверждалась классовая борьба. Так вот, один из основоположников марксизма - Фридрих Энгельс, - наступая на горло собственной песне, в конце своей жизни был вынужден признать, что «низкая алчность была движущей силой цивилизации с его первого до сегодняшнего дня; богатство, еще раз богатство и трижды богатство, богатство не общества, а вот этого отдельного жалкого индивида была ее единственной, определяющей целью. Если при этом в недрах этого общества все более развивалась наука и повторялись периоды высшего расцвета искусства, то только потому, что без этого невозможны были бы все достижения нашего времени в области накопления богатства»[7, с. 176 - 177].  Остается только добавить, что эта фундаментальная, движущая сила развития человеческого общества возникла как результат объективного, естественно-исторического процесса и приостановить ее действие или сомневаться в ее наличии мы никак не сможем.
    Когда-то английский физик-теоретик Джеймс Клерк Максвелл «на кончике пера» открыл свои великие уравнения электромагнитного поля. Немецкий физик Генрих Рудольф Герц,  экспериментально доказав существование электромагнитных волн, восхищенно писал про эти уравнения:  «Трудно избавиться от чувства, что эти математические формулы живут независимой жизнью и обладают своим собственным интеллектом, что они мудрее, чем мы сами, мудрее даже, чем их первооткрыватели, и что мы извлекаем из них больше, чем было заложено в них первоначально»[8,с.339].   Формулы в математической модели человека(1), (2) и( 3) были получены нами еще в начале 80-ых годов прошлого века и поначалу воспринимались лишь  красивыми по своей простоте условиями стабильности систем природы и общества. Но по мере того, как мне приходилось сталкиваться с необходимостью решения каких-то новых научных или просто житейских проблем, то после безуспешных попыток снова и снова обращался к этим формулам. Они не подводили меня, подсказывали и  исправно служили своего рода «ариадной нитью» в поисках выхода из лабиринтов жизни.

                От сингулярности к сингулярности

    Одна из особенностей фундаментальных, движущих сил мироздания состоит в том, что они могут и создать что-то, а затем, с тем же успехом, – разрушить созданное. К примеру, силы тяготения между частицами, имеющих массу, собирают межзвездные пыль и газы в огромные сгустки материи и, сжимая с нарастающей силой, запускают термоядерные реакции, зажигают звезды. Таким путем 4,5 миллиарда лет назад родилось наше Солнце и, вместе с нею Земля и жизнь на ней.  Однако те же силы гравитации, продолжая сжимать нашу звезду, за примерно тот же срок доведут ее до состояния красного гиганта, внутри которого окажется наша планета. В результате не будет ни прежнего Солнца, ни пригодного к жизни Земли.
    Ту же роль, но куда раньше, для человеческого общества, сыграет алчность.  Избыточный продукт породил человека, он же и убьет. Безудержный экономический рост уже подвел человечество и всю жизнь на Земле к краю пропасти. И действительность наших дней подтверждают гениальные догадки Ламарка и Моргана. Кроме отмеченной уже опасности ядерной войны или экологической катастрофы, возник еще и демографический коллапс экономически  развитых стран – рождаемость в них намного меньше, чем необходимо хотя бы для простого воспроизводства биологической основы людей. Происходит самоликвидация! К тому же становится обычным делом замена человеческих органов протезами, имплантатами. Создаются условия для постепенного превращения биологического организма, содержащего механические и электронные компоненты, в машинно-биологический гибрид. В конце концов от биологической основы человека может ничего не остаться. Успехи в робототехнике и создании искусственного разума уже привели к появления женщины-робота Софи,  получившей гражданство Саудовской Аравии.
    Согласно Стандартной модели элементарных частиц эволюция окружающего нас мира началось с физической сингулярности, то есть того момента на оси времени, где еще не начали действовать известные нам законы физики.Как только поочередно начали проявляться физические фундаментальные взаимодействия, - слабое и сильное ядерные взаимодействия,гравитационное  и электромагнитное,- пошел процесс эволюции всей Вселенной, отдельных звезд и планет.    Понадобилось 9,7 миллиарда лет физической эволюции, чтобы сформировалась Земля и на ней появилась и расцвела в своем ошеломительном   разнообразии живая природа. Понадобились еще долгие 4 миллиарда лет биологической эволюции, чтобы на нашей планете всего лишь 10 тысяч лет назад появился человек [6,10]. Но и этого мизерного (в масштабах глобальной эволюции) срока оказалось достаточным, чтобы и себя, и жизнь на планете своим страстью к наживе он подвел к гибельному состоянию. В 2008 Грэм Тёрнер (Австралия) опубликовал статью, в которой сравнил выводы «Пределов роста» с данными за 30 лет, прошедшими после публикации. К нашему ужасу, текущие параметры роста индустриального   производства и загрязнение среды повторяют значения, предсказанным в модели 1972 г.[8]. Всемирно известные специалисты, умами и руками которых (в отличие от кабинетных, оторванных от реальной жизни ученых) на деле происходит развитие современной науки и техники, в один голос прогнозируют, что всего лишь через 30-40 лет на земле  наступит другая сингулярность - технологическая, когда перестанут действовать уже привычные нам законы жизни человеческого общества и наступит постчеловеческое будущее. Исходя из этого можно утверждать, что появление человека явилось смертельной ошибкой, тупиковой ветвью на древе эволюции живой природы.
    Каждый из нас без ложной скромности причисляет себя к вершине эволюции окружающего мира. Как ни как, Гомо сапиенс – человек разумный и считается, что «братьям нашим меньшим» в этом отношении до нас далеко (хотя совсем напротив – научно доказано, что и разум, и мораль, и даже зачатки религии  есть и у них, но, к счастью этих братьев, природа не довела их до наших «высот» - алчность им не присуща!). К сожалению, поддержку своему самодовольству люди находят и у подлинных мастеров пера и слова. Вот и в пьесе «На дне» Максим Горький вкладывает в уста Сатина торжественные: «Чело-век! Это – великолепно! Это звучит … гордо! Че-ло-век!». Он не одинок, - Уильям Шекспир в «Гамлете, принце датском» еще более восхищенно: «Краса Вселенной! Венец всего живущего!» Хотя тут же уточняет – «Из людей меня не радует ни один; нет, также и ни одна … ».  А ведь не спроста он поспешил с такой поправкой. Стало крылатым и совсем другая, убийственная характеристика людей и их взаимоотношений, данная еще древнеримским комедиографом Плавтом -  «человек человеку волк». Много воды утекло с тех пор, но крайний эгоизм,  подлость поступков, предательство, присущие многим представителям  «красы Вселенной», никуда не исчезли и отпечаталось в другом, ставшем уже крылатым выражении сегодняшних дней: «Чем больше узнаю людей, тем больше я люблю собак!»

                Парадокс Ферми

    Не стоит надеяться, что свою смертельную ошибку природа своевременно исправит. Кроме всего прочего, повод для такого пессимизма дает нам и известный парадокс. Еще в 1950 году американский физик-теоретик итальянского происхождения Энрико Ферми поставил перед учеными вопрос: по каким-то причинам инопланетяне, если они вообще есть, почему-то не спешат контактировать с нами. Хотя на сегодня известно, что большинство землеподобных экзопланет во Вселенной образовалось на пару миллиардов лет раньше нашей.  За эти миллиарды лет на них закономерно должны были возникнуть цивилизации и достичь таких высот в своем развитии, что добраться до нашей планеты им бы не составило особого труда. Если учитывать возможных пришельцев только с нашей галактики, то они, как технологически более продвинутые, тысячи раз могли колонизировать нас, и более миллиона раз, если в расчет брать также и цивилизации из других галактик. Но никаких следов деятельности колонизаторов мы не видим, равно как и их космических зондов. 60 лет наблюдений по проектам поиска внеземных цивилизаций SETI в надежде  зафиксировать чужие  радиосигналы также не дало положительных и достоверных результатов.
    Предложено множество вариантов объяснения неудач в решении парадокса Ферми, но все они носят лишь характер сомнительных догадок.  Предложенная математическая модель человека и в особенности формула (3) дает теоретическую, а опыт развития земной цивилизации дает и практическое подтверждение нашего ответа на парадокс Ферми. Как это не прискорбно, но так называемые экономически развитые цивилизации грубо нарушают фундаментальное условие стабильности поистине разумной жизни в рамках соблюдения баланса энергий по условию (2)! Несмотря на случающиеся  катаклизмы  в виде падений огромных астероидов, мощных извержений вулканов, изменений климата, дикая природа приходила в себя и продолжала существовать, эволюционировать на Земле  на протяжении миллиардов лет, в том числе и человекообразные обезьяны – миллионов лет. И только эволюция  человеческих обществ  сама себе ограничила свой срок всего лишь десятью тысячами лет, что по меркам эволюции Вселенной – исчезающе малое мгновение. Хотя человек самодовольно обозвал себя Гомо сапиенс, разум-то и сыграл с ним же  злую шутку, позволив перешагнут рамки стабильной, дозволенной жизни - условие (2)! Формулы человечности (1) – (3) действуют не только на нашей планете, но и в любой точке необъятной Вселенной. Любая жизнь, достигнув уровня «разумной» по условию (3), подписывает себе же смертный приговор и исчезает. Потому-то и молчит Вселенная, не отвечая на наши запросы.

 Литература:

1. Ламарк Ж. Аналитическая система положительных знаний человека // Избранные произведения. М., 1959. - Т. 2. 
2. Морган Льюис Г. Древнее общество. – Ленинград.: Изд-во Института  народов севера. ЦИК СССР, 1935.
3. Медоуз Д.Х., Медоуз Д., Рэндерс Й., Беренс III B. Пределы роста / Пер. с англ.; Предисл. Г.Д. Ягодина. – М.: Изд-во МГУ. – 1991.
4. Нагуманов К.С. Фундаментальные движущие силы эволюции природы и общества // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 11. Часть 1. – М.: ИНИОН РАН, 2016. – с. 56-58.
5. Нагуманов К.С. Критерии жизни и человека и единая теория эволюции природы и общества. Эволюция: срезы, правила, прогнозы / Отв. Ред. Л.Е. Гринин, А.В. Коротаев, М.: ЛКИ, 2016. - С.  221 – 228.
6. Нагуманов К.С. У эволюции человека есть начало, но может наступить и конец! Эволюция: паттерны эволюции/ Отв. Ред. Л. Е. Гринин, А. В. Коротаев. – Волгоград: Учитель, 2018. – С. 219 – 230.
7. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и        государства. // Маркс К., Энгельс Ф., Соч. 2-е изд. Т. 21. - М.: Гос. Изд-во полит. лит-ры.
8. Е.М. Кляус. Джеймс Клерк Максвелл. В кн.  Дж. К. Максвелл. Статьи и речи. Изд. Наука, М., 1968.
9. “Prophesy of economic collapse comina true”, by Jeff  Hecht, NewScientist, 17 November 2008.
10. Нагуманов К.С. О начале зарождения ноосферы. Учение В.И. Вернадского и современная экологическая ситуация (к 130-летию со дня рождения). Материалы международной научной конференции, с. 66-68. Акмола-Боровое, 1990.