Душа...

Игорь Ивашов
   Данная заметка появилась в результате моей попытки упорядочить собственное мировоззрение, базировавшееся изначально на атеизме и диалектическом (на самом деле – вульгарном) материализме – таковыми были образование и воспитание в советской семье и школе. Однако, вследствие неких переживаний и прозрений, уже в зрелом возрасте, я отрёкся от атеизма и уверовал в Бога. Но как апостолу Фоме, мне почему-то непременно-таки понадобилось «вложить персты в раны», чтобы объяснить самому себе: что же такое человеческая душа? И как она проявляет себя в материальном мире и взаимодействует с ним?..

   Тысячи лет человеческий ум бьётся над загадкой: существует ли, помимо материального, духовный мир?.. Лишь избранным, сугубо на индивидуальном опыте, дано при жизни воочию убедиться в том, что он реален. Для остальных же это – вопрос упования, веры – порою, шаткой, граничащей с суеверием. Поэтому современное научное представление о происхождении, эволюции и строении жизни, основанное на открытиях в разных областях естествознания, не позволяет материалистам признать реальность духовного мира. И к аргументам идеалистов, чьи доказательства сводятся к «чудесам», необъяснимым наукой природным феноменам, свидетельствам непосредственных очевидцев, материалисты относятся весьма скептически. В вопросах сосуществования и взаимодействия духа и материи, наличия у человека бессмертной души между материалистами и идеалистами крайне мало согласия. И даже уровень эрудиции здесь не при чём. Верующим может быть и учёный-физик, а атеистом такой же, как я, поверхностно начитанный человек. Поэтому не удивлюсь, если кому-то из читателей мои рассуждения на эту тему покажутся недалёкими, наивными и весьма спорными...
   Всё, о чём мы можем помыслить, что можем себе вообразить, но не в состоянии увидеть, услышать, пощупать руками, либо ощутить физическими приборами, проверить экспериментально или доказать с помощью математических вычислений, мы относим к области идеального. Так и душа. Представление о ней складывается с тех пор, как появился человек разумный. Но никакие физические приборы, опыты, научные эксперименты человеческую душу в свои сети пока так и не уловили...
   На мой взгляд, каждая человеческая душа уникальна и проживает на Земле одну жизнь. Вероятно, уже с момента зачатия в эмбрионе возникают условия для восприятия из мира духовного частицы Божественного всепроникающего Духа – первоосновы души. И развития её, покуда человек жив, нераздельно, но и неслиянно с телом, как личностной, возвышающей его сути, доступной для нашего постижения лишь чувственно, интуитивно. Свойствами души являются сознание и подсознание, взаимодействующие с мозгом и органами чувств, грубо говоря, в режиме «отражения-отражения», «приёма-передачи». Материальные физико-химические процессы в мозге создают условия для восприятия, воспроизведения и трансляции идеальных образов и мыслей. А сами принципы «фазового перехода» идеального в материальное объясняются наукой пока лишь на уровне гипотез.* Общаясь друг с другом не только через речь, слух, зрение, мимику и жесты, но и посредством чутья, интуиции, мы и формируем свой внутренний идеальный мир, который помогает нам лучше приспосабливаться к миру реальному.
   С некоторой долей уверенности можно отметить, что индивидуальные особенности души, влияющие на формирование личности в течение жизни, задаются изначально генетикой и окружающими материальной и духовной средами. Причём, духовная среда в процессе зарождения жизни и её эволюции, при подходящих материальных условиях, на мой взгляд, всегда играла определяющую роль. Именно благодаря ей – точнее, благодаря творческой воле Бога, и появился человек разумный. Дух Божий, воплощённый в человеческой душе, подсознание и сознание, проявленные в ней, управляют поведением человека, контактируют и взаимодействуют с внешней материальной средой. Подсознание – это приёмник-накопитель потока информации. Через своего рода «шлюзы» этот неупорядоченный поток проходит тонкую настройку, превращаясь в сознание – определяющее условие для правильного функционирования души и тела в окружающей среде. Существует и обратная связь сознания с подсознанием, собственной душой, невидимым духовным миром и, так называемым, «миром идей». Это некий волевой акт «сверхсознания» – сознания иного уровня, в результате которого в явном сознании проявляется информация в виде «озарения». И это свойство сознания называется интуицией, чутьём. Человеческое сознание проявило себя в материальном мире, когда для этого возникли материальные условия в виде сложноорганизованного головного мозга. И в отличие от инстинктивного, стереотипного сознания животных, связанных с материальным миром непосредственно, обрело способность к отвлечению – взгляду на себя и мир как бы со стороны. Этот взгляд, являясь, по сути, уже взглядом из мира идеального, духовного, позволяет нам познавать и творчески преображать мир материальный. И «мостик» между этими двумя мирами – наша интуиция.
   Эта же интуиция подсказывает мне, например, что духовный мир существует не параллельно материальному, а пронизывает и объемлет его. И человеку дано лишь «изнутри», исходя из своих возможностей, исследовать его. Всё – у Бога, всё – от Бога, всё возвращается к Богу... И там, в духовном мире, где Бог является первопричиной всему, а следствием Его творческой Воли стала, в том числе, и наша Вселенная, информация о прошлом, настоящем и будущем представлена во всей полноте.
   Отсюда, например, и возникает эффект «де жа вю», когда кому-то кажется, что он уже жил раньше. Именно таким эффектом оправдывают свои убеждения сторонники идеи реинкарнации души. На самом же деле «де жа вю», на мой взгляд, является следствием информации о прошлом, избирательно почерпнутым в духовном мире подсознанием и проявленном затем в сознании в виде «воспоминаний» человека, либо  живущего, чаще всего, в соответствующей общественной среде, где исповедуют «закон кармы», либо под гипнозом, когда человеку предлагают, подчиняясь чужой – не Божественной  и не своей воле – «вспомнить всё» о «прошлой» жизни. Надо заметить, что Православие идею реинкарнации отвергает, поскольку она не соответствует представлениям христианства об уникальности каждой человеческой жизни – соединённым с телом души.
   Пока душа пребывает в материальном теле, она обладает способностью непосредственно на материальный мир и свою судьбу в этом мире влиять. То есть, развиваться как личность. И память об этом – земном опыте души и определяет условия её посмертного существования, когда в прошлой жизни уже ничего нельзя исправить.
   И здесь – главный вопрос: насколько сама душа соответствует устремлениям Божественного, животворящего и возвышающего её Духа, чтобы противостоять низменным страстям и заблуждениям, искушающим её в материальном мире и в мире несовершенных (падших) духовных сущностей? И насколько человек в течение жизни проявляет волю и рационально корректирует своё поведение так, чтобы посмертно душа не оказалась в вечном плену заблуждений и низменных страстей...
____________
   *Увы, материалистической науке достоверно пока ничего неизвестно о судьбе сознания после биологической смерти... Можно лишь предположить, что сознание – по отношению к материальной составляющей головного мозга – находится в «суперпозиции». И покуда мозг жив и функционирует, сознание присутствует в двух «измерениях» – материальном (в мозге) и в душе, существующей одновременно в теле и в необъятном духовном мире. Это предположение косвенно подтверждается свидетельствами переживших клиническую смерть, когда тело переставало обеспечивать жизнедеятельность мозга, но душа, сознание существовали и вне тела. Здоровый мозг в состоянии бодрствования, через органы чувств, избирательно, в гораздо большей степени передаёт сознанию информацию об окружающем материальном мире. В состоянии же сна сознание, образно говоря, плывёт по воле волн подсознания. И тогда «расслабленное» сознание стихийно формирует образы, и человек видит сны. «Вещие» же сны – это признак того, что некие сущности из духовного мира пытаются таким образом воздействовать на сознание спящего. А при поиске неизвестных ранее путей решения проблемы, при сосредоточении на молитве, медитации, сознанию, посредством интуиции, более доступна информация из мира духовного. В случае же интоксикации или патологии мозга, информация из материального и духовного миров в сознании либо блокируется, либо искажается, поскольку невозможна её адекватная настройка посредством мозга. 

8.03.2020 г.