Эффект колеи

Виктор Ефременко
         
                ПОЧЕМУ ОТБОР  ПРИМЕНИМ  К  КУЛЬТУРЕ.

    В 1859 году Ч. Дарвин опубликовал труд «Происхождение видов путём естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь».   
               Ч. Дарвин открыл   ту  творческую  силу, которая движет и направляет эволюционный процесс  в  природе - естественный отбор.   Он подчеркивал, что естественный отбор должен действовать с гораздо большей эффективностью, чем искусственный, поскольку:

 во-первых, природа располагает неизмеримо большим временем, чем человек;
 
 во-вторых, человек, ведущий искусственный отбор, обращает внимание      главным          образом на внешние признаки животных и растений, тогда как для естественного отбора важна любая особенность организмов;

 в-третьих, искусственный отбор ведется для нужд человека, а естественный отбирает признаки, важные для самого организма;
 
 в-четвертых, естественный отбор действует гораздо более жестко, так как человек обычно не истребляет всех менее пригодных домашних животных, сохраняя их для различных нужд.

                По Дарвину, естественный отбор представляет собой важнейшую творческую силу, которая направляет эволюционный процесс.   Идея  естественного отбора состоит в том, что в природе  происходит отбор наиболее «удачных», «лучших» организмов,  в роли «оценщика» выступает   среда обитания. 
                В  биологической  эволюции  отбор  действует  на  все  признаки  многоклеточного организма.  На  морфологию,  на  физиологию,  на  поведение.   На  поведение  организма  отбор  может  действовать  изменяя  архитектуру  мозга  и  его  фрагментов - нейронные  сети,  так  как  именно  они  дают  сигналы  для  приведения  в  действие  опорно  двигательного  аппарата,  они  формируют  поведение.  Фрагменты  нейронных  сетей,  которые  формулируют  потребности  человека  мы  назвали  МЭМами.  При  изменении  внешних обстоятельств,  адаптируются  потребности,  приспосабливаясь  к  ним,  так  что  отбор  действует  на  МЭМы,  вызывая  изменение  поведения.
 
                Пусть    МЭМ  существует  в  двух  вариантах (существуют  два аллеля  МЭМа).  Тогда  эволюцию  поведения  можно  представить  как  изменение  процентного  соотношения  этих  двух  аллелей  в  мозгу   двух  последовательных  поколений.  МЭМов  же  существует  множество  со  своими  аллелями  или  без.  Социальный  отбор  происходит  среди  всех  элементов  этого  множества  в  каждой  из  существующих  социальных  групп.  По  некоторым  параметрам  отбор  происходит  одновременно  в  большом  количестве  групп (популяций),  по  другим  параметрам  в  меньшем  количестве  групп.  Кроме  движущего (дарвиновского)  отбора  существует  стабилизирующий  отбор  и  разрывающий  (дизруптивный)  отбор.

Изменение соотношения   (в  результате  отбора)  аллелей  в процентном  отношении   в  двух  последовательных  поколениях  есть  эволюция функционального состояния  мозга  в  выбранной  социальной  группе.  Меняется  ментальность  некоторой  группы.
 
                Эволюционное  изменение  нейронных  сетей,  это  уже  есть  формально  элемент  культурной  эволюции,  действующий  на  поведение.  Но  по  настоящему  культурная  эволюция  обнаруживает  себя,  когда    изменение  состояния    нейронных  сетей  достигает  некоторого  критического  значения.  Это  случилось  с  нашим  видом  когда  возникла  положительная  обратная  связь (ПОС) между  изменениями  в  мозге  и  результатами,  получаемыми  видом  Homo Sapiens   в  виде  достижения  лучшего  качества  изготавливаемых  предметов  труда.    Нескольким  видам  человекообразных  приматов  удалось  этого  достичь.  Однако  до  наших  дней   дожил   в  результате  отбора  только    вид   Homo Sapiens. 
 
                Мы  ранее  рассматривали  две  эволюции -  биологическую  и  культурную,  считая,  что  культурная  происходит  с  помощью  других  репликаторов.  Это  верно,  но  сами  эти  новые  репликаторы  МЭМы  появились   как  результат  традиционной  генетической  эволюции.  Условным  моментом  начала  культурной  эволюции  следует  считать  момент,  когда  у  нескольких  человекообразных  приматов  начинают  активно, ввиду  установления  ПОС, действовать  эти  новые  репликаторы, изменяя  поведение.               
                Такой  взгляд  на  вещи  делает  совершенно  естественным  то  обстоятельство,  что  к  культурной (социальной)  эволюции человека можно  применять  понятия  отбора,  изменчивости  и  наследования,  хотя  в  несколько  изменённом  виде. Ведь  отбор  осуществляется  среди  людей  с  соответствующей  культурой,  а  не  среди  самих  проявлений  культуры.
 
                В развитом социальном  обществе  в  отличие  от  популяций  животных  давление  отбора  может  быть  обусловлено  не  необходимостью  выживания,   а  другими  мотивами  при  условии,  что  выживание  уже  обеспечивается  автоматически.   С этого времени жизненные стратегии больше не основываются на предпосылке, что выживание находится под угрозой.
                Их место занимают такие стратегии, где выживание рассматривается как должное, и потому главным в этих стратегиях становится широкий круг других человеческих устремлений,  таких  как  стремление  к  доминированию  в  окружении,  к  известности,  как  некоторому  варианту  доминирования.
                С  другой  стороны,    индивид  может  и  не  жить  в  богатом  обществе, но  находиться  в  группе,  в  которой  материальный  достаток  уже  обеспечен.  Это  в  частности  происходит  в   группе  элиты,  которая  управляет  государством.  При  этом  стремления  элитной  группы  не  будут  совпадать  со  стремлениями  граждан,  из  которых  одни  борются  за  жизнь  на  грани  выживания,  другие  за  достойное  существование.  Получается,  что  усилия  людей  для  обеспечения  новых  устремлений,  открытых  вследствие  технического  прогресса,  оказываются  направленными  в  разные  стороны,  как  в  басне  Крылова   про  лебедя,  рака  и  щуку.

  Так  наша элита    озабочена:
1.  Сохранением  своего привилегированного  положения   в  обществе.
2.  Престижем  «своего»  государства,  на  которое  она  смотрит  как  на  вотчину,  среди  множества  окружающих.  Им  хочется  былого  величия   вотчины,  но  средств  хватает  только  на  обеспечения  личного  величия.
 
                Ввиду  того,  что  государство  в  результате  рискованных  действий  элиты  может  «накрыться  медным  тазом»,  элита,   чувствуя это,  предпочитает  сохранять  свои  активы  подальше  от  места  своих  экспериментов,  т.е.  за  границами  России.

                Вместо  развития  общества,  возможного  при  совпадении  стремлений  элиты  и  народа,  происходит  застой  и  стагнация  и  никакие  общенациональные  проекты  не  могут  эту  ситуацию  изменить.   Государство (элита)  вынуждено  укреплять  вертикаль  власти  всеми  доступными  способами,  оно  начинает  проявлять  агрессивность  на  международной  арене,  чтобы с  одной  стороны  повысить  рейтинг   для  части  своих  граждан  считающих, что  по  прежнему  живут  в  сверхдержаве,  с другой,    стагнацию экономики объяснять гражданам   враждебным  окружением,  санкциями.  Но  своими  действиями  элита  добивается  противоположного. Вертикаль  власти создаёт  для  элиты  вместо движущего стабилизирующий  отбор,  порождающий  застой  развития.
                Отдельные  представители  элит,  которые  начинают  осознавать  положение,  сами  ничего  сделать  не  в  состоянии.  Все  попытки  перемен   наталкиваются на сопротивление социального  наследия. Социальное  наследие  закреплено в  традициях  поступать  в  определённых  обстоятельствах  определённым  образом,  думать  определённым  образом,  верить   в   определённые  идеалы. 
                Или   можно  сказать,  что  ментальность людей,   поддерживающие  её   институты, являются  причиной  возникновения  социальной  колеи. Колея  возникает  после  многократного  прохода  по  территории,  но  многократный  проход  одним  путем,  создаёт  традицию  следовать  именно  этим  путем,  заставляет  и  дальше  придерживаться  данного безопасного направления.
            Часто  люди  на  различных форумах,  обмениваясь  мнениями,   выдвигают  проекты  как   то  или  иное  неблагоприятное  обстоятельство  можно  исправить.  Но  если,  улучшение  требует  выхода   из  проложенной  колеи,   которая  устраивает  определённые  властные  структуры,  то  для  такого  выхода  требуется   достаточное давление движущего отбора  в  элите.  Если  его  нет,  то  элита  будет  гнать  страну  по  этой  колее  до самого  тупика.   Это  относится  ко  всем  социокультурным  явлениям,  включая  экономику, поскольку все социокультурные   факторы  подвержены «эффекту колеи».