Мечты Фирузы далеко за горами 2

Гульзима Хасан
Сабантуй

В деревне все суетились по поводу праздника Сабантуй. Нужно было приготовить подарки для праздника, вычистить дом до блеска . Ну  и купить новые наряды . Мама Фирузы заранее купила отрез ткани , чтобы пошить платья  дочерям. Ткань была одинаковая для всех , так  было дешевле и лишних остатков после пошива  не оставалось, она могла выручить деньги на карманные расходы девочкам в день праздника. Хотя у детей были накопленные деньги между двумя рамами окна в копилке. Копилка такая было очень надежная , поскольку раз толкнув под раму монету, уже до конца мая не достанешь. Эти деньги обычно собирались из разных источников. Часто приезжали родственники и друзья родителей Фирузы, кроме конфет они дарили всегда какую- нибудь денежку. Дома девочки подметая пол, иногда находили монеты, их можно было брать в копилку. Папа Фирузы  специально  разбрасывал  монеты в углы и шутя говорил, чтобы лучше подметали. Часто Фируза ходила с сестрой в магазин за хлебом или зачем то ещё, если сдача была не большая они могли положить в свою копилку. Да и отец тоже давал денег по праздникам. Так собиралась внушительная сумма денег. У каждой  девочки было своё окно с копилкой.  Из за сильных зимних морозов, в деревнях у домов ставили дополнительное окно, так не уходило тепло, не запотевали стекла и  окно совсем не покрывалось инеем. Даже девочки могли посчитать сумму своих денег, если удавалось толкнуть монеты подальше. Этих денег и добавленные мамой вполне хватало чувствовать себя богачом на празднике. На Сабантуй приезжали торговцы со всех  рядом лежащих  деревень. С одной стороны по Осинской дороге находились русские деревни , а с другой стороны раскинулись башкирские  деревни. Так взрослые и дети ходили друг другу в  гости или магазины.  Разные квашения и соления  привозили на праздник из русских деревень. Их места на ярмарке никто не занимал, они  были самыми близкими соседями и приезжали целыми семьями, оставаясь на праздник после продажи товаров. У входа на площадь праздничной долины, за рекой,  сразу рядами стояли на привязи распряженные лошади торговцев и неподалеку уже стояли большие телеги с разными яствами. Там стояли дубовые бочки с  солениями из огурцов , помидоров ,и всевозможного вида заготовки капусты. Так же много было  рыжиков, грузди  были  выложены даже  для пробы. Край, где жила Фируза была богата на лесные  ягоды и грибы. Климат тамошних мест был суров , даже яблони подмерзали в сильные морозы. В садах росли только калина , малина , крыжовник, да ещё  смородина чёрная , красная часто подмерзала.  Это и было все садоводство, если не считать южный склон гор,  где был яблоневый сад колхоза. Иногда дети ходили туда группой , чтобы сорвать яблоки, хотя бы на пробу. Но ловкий охранник сада на лошади, тут же разгонял их и дети врассыпную бежали , кто куда. Постарше мальчиков иногда он наказывал, скрутив им уши и громко говорил вслед, вот запомните у меня. Ну куда отправлялись эти яблоки после созревания, никто не знал. Потому что в магазинах вовсе не продавались никакие фрукты , только изредка привозили яблоки и арбузы. Но этого было так мало, что бы привыкнув к ним , скучать. Дети и не вспоминали о фруктах и даже вовсе не знали о существовании разных их видов. Только в колхозном саду яблоки очень красиво наливаясь краснели и были особенно сооблазнительны для детского взора. Созрев яблоки,сразу исчезали не ведомо куда. И немногим удавалось сорвать там яблоки. Эти яблоки были мелкие, как раз для варенья. Фирузы подруги мама привезла такие яблоки из города и сварила варенье ,они пили чай у них дома. Ей показалось, что вкуснее ничего подобного не пробовала, хотя дома у Фирузы был большой выбор  разного варенья, за исключением яблочного. Фируза  больше любила , как и все дети сладости . На празднике Сабантуй выставлялись всевозможные выпечки ,дети больше всего на свете любили  чак-чак пропитанный медовым сиропом ,он был такой  сладкий , что во рту таял сразу. Фирузе нравились  разного вида мягкие печенья, испечённые с сушеными лесными ягодами в начинке. На столах ярмарки  разнослойные пироги поражали своим разнообразием. Мясные и рыбные пироги покупали взрослые для стола пикника, и они уже заканчивались к одиннадцати часам. Там были знаменитые очпочмаки, вак балеш и пэрэмэчи с мясом и картофелем. На столах повсюду ,  лежали рядами одинаковых размеров петушки , это сосульки, приготовленные из  жжённого  сахара. Почти каждый ребёнок держал в руке такого петушка , раз  за разом облизывая, пока не останется только тоненькая палочка. По другую сторону торговых рядов стояли автолавки с лимонадом, где продавали лимонад грушевый, яблочный и лимонный. Лимонную и грушевую газированную воду раскупали сразу. Поэтому Фируза  с сестрой сразу шли за газировкой и тут же, после покупки им открывали стеклянные бутылки. Лимонад был настолько  вкусный, что испытанное удовольствие запоминалось надолго. И не секрет почему лимонад  быстро заканчивался , его раскупали мгновенно. Недалеко  стояли телеги с квасом и вишневкой. Там обычно толпились мужчины , оживленно разговаривая и приветствуя проходящих знакомых ,пока не дойдёт очередь за покупкой. Вообще можно было приходить на праздник  со своими продуктами и едой , но многие хотели дать заработать людям, которые могли продать остатки солений или просто кто -то собирался выручить деньги на семью. И незачем было возиться  с  едой , когда целый год ожидаешь праздника.  Ведь праздник бывает только один раз в год. И каждый человек надев самые лучшие наряды будет поздравлять друзей, односельчан и просто знакомых.  Как говорили в народе, идут, чтобы показать себя и на других посмотреть. На праздник  в деревню съезжаются  гости ото всюду. Обычно на  праздник приезжали  две сестры мамы Фирузы.  Одна из которых жила в районном центре , другая из соседней деревни. Фируза  называла ту,  которая из райцентра далекая бабушка. Фактически  они  не были бабушкой и дедушкой , но мама Фирузы  была самым младшим ребёнком из восьми  детей  её бабушки. Дедушка  Фирузы,  умер прежде , чем  родилась её мама. Это был 1937 год.  Ее бабушка во время войны, потеряла одного ребёнка, но смогла сохранить остальных семерых  детей. Голод и недоедание  сказалось на ее здоровье, бабушка умерла рано. Сестры и братья  относились к маме Фирузы, как к дочери и очень любили ее.  Сестра из соседней деревни была самой старшей , поэтому девочки ее величали старшая бабушка. 
Праздник Сабантуй это праздник  встреч разных людей и поколений. Никто не помнит , когда зародился  холодный родник у подножия гор деревни, так же  люди не знали, когда  же  появился  праздник  Сабантуй. Только было известно  то , что праздник был посвящён посевной .Само слово Сабан  означает тяжелый плуг для 8 волов.  В свою очередь слово Туй означает свадьба. Вот и получается свадьба плуга .Как только хлеборобы засеют поля и завершат посевные работы,  на первый же выходной день июня назначается праздник . Сабантуй  уже существовал  как праздник ,  до принятия  Ислама  народами  башкир  и  татар . Вероятно  даже праздник  Сабантуй относится к языческим праздникам , люди отдавали должное  земле, отметив большим праздником  ради  будущего урожая. Возможно только потому и праздник сохранил своё существование,что не имел религиозного назначения. Так бы праздник в Советское время был бы уничтожен на корню, как мечети.  У народов башкир и татар этот праздник  является  и поныне древнейшим национальным праздником. Целый год все  взрослые и дети с нетерпением ждут  Сабантуй. В первую очередь на праздник готовили  лучших лошадей  для скачек. Скачки организовывались людьми серьезными ,  на уровне председателей  колхозов. Победители в скачках получали возможность  учавствовать в  более престижных соревнованиях , брали хорошие призы  и славу.   Чтобы увидеть скачки, нужно было вставать очень рано, так как они проходили  впервую очередь. Семья Фирузы была большая, им приходилось  уже  видеть, только возвращающихся  победителей  и  расстроенных всадников, было хорошо  видно по лицам ,где есть кто. После скачек, главное слово было за председателем  колхоза, за ним выступали  и другие видные  деятели деревни.  Они после приветственных речей  поздравляли особо отличившихся хлеборобов , механизаторов,  доярок  и других работников  кормилицы земли. Потом  сразу начинались  концерты художественной самодеятельности из разных деревень. После  концерта  разгоряченная  публика  начинает  собираться  на главной площади  праздничного пространства. Самые смелые парни и мужчины заявляют о своём желании бороться за титул победителя  национальной борьбы  на поясах  Коряш. Ожесточенная   борьба  за победу  в  соревновании  была не на шутку, мужчины, молодые парни и юноши готовились серьезно в течении года. Стать победителем было очень почетно , прежде всего участники боя хотели себе доказать, что они могут победить.  Нарабатывали свою мужскую волю,  тем самым оттачивали свой характер. В этой борьбе  главный приз  это титул  победителя до следующего праздника Сабантуй  и  как символ мужества , отваги и силы - живой баран,  его ставят на широкие плечи победителя  , так  заканчивается  главное событие  праздника . Потом ещё долго будут мужчины обсуждать эти бои и спорить ,почему так и эдак ,  пока титул  сохранится за победителем. На других площадках проходят  соревнования  хождение по бревну  ,которое   имеет наклон  угла в 35 градусов  или ещё называют, как  качающееся  бревно , где многие доходят до конца бревна , но  падают  с высоты на мягкие опилки , не доходя обратно. Более  серьёзно другой  вид бревна,  выглядит оно  столбом вкопанным в землю перпендикулярно  и совершенно гладкое, и  довольно высокое. Здесь только, самые смелые  могли без единой страховки поднятся  до конца  столба . В конце столба нужно было достать приз. Фируза  всегда думала , что за приз может быть там, на такой высоте. Ей только пару раз удалось увидеть , как достали этот , неизвестный ей приз, прикреплённый на самой мокушке  столба. Самым смешным  зрелищем  праздника, является  битье  подушками на горизонтальном бревне , как говорится ,кто кого собьёт с бревна, на котором сидят два игрока.  Даже  можно было наблюдать некоторых женщин  на этом бревне. Большинство женщин  больше  принимали участие  в беге  с яйцами, для этого нужно  было зажать  ложку  в зубах, положить в ложку яйцо и бежать без помощи рук ,в обе стороны не раняя  яйцо.  Где -то  недалеко ещё  состязались в беге в мешках , там стоял  свист  , смех , и  шум - гам , особенно  когда  участники  перекатывались падая в мешках в разные стороны . Кто испытал  неудачу в предыдущей игре, переходили и на другие виды игр , в предвкушении выиграть во чтобы то ни стало . И ждала  их  не менее  интересная игра ,  проверить себя на меткость попадания длинным шестом в горшок , чтобы забрать спрятанный  подарок  под горшком. Дело было весьма нехитрое, всего лишь берёшь длинную палку и бьешь себе  по горшку, но  оказалось с завязанными глазами . Часто били по пустому полю , иногда попадали прямо в горшок.  В каждом соревновании выигравшим давали хорошие подарки. Но суть был вовсе не в этом , здесь горел азарт. Каждый хотел показать свою сноровку и ловкость. Обычно дети тоже  учавствовали в разнообразных  детских играх . Фируза с сёстрами была не исключением , они начинали со сцены . После большого концерта приглашались люди  на сцену , выступить, если они имели такое  желание . Фируза  с сёстрами  всегда  возвращалась   домой  с множеством подарков. Подарки для праздника собирались  с каждого двора села . Это особенная традиция , которая начинается за неделю до Сабантуя, называется  Сорян  Сугу . В группе собирателей  подарков три- четыре человека, есть гармонист с гармошкой с колокольчиками , мужчина с длинным шестом , к которому впоследствии привязываются подарки , ещё собиратель яиц с ведром .  Так  они прямо с утра начинают ходить  по домам,  стучатся в каждый дом , читают частушки специальные , чтобы вызвать хозяев во двор с подарком  для праздника , тут же начинается  пляска под гармошку со свистом, весело и  привязывается подарок  к шесту , дети приносят яйца и кладут  в  колоритно разрисованное ведро . Если в семье появилась молодая невестка , то она выполняет отдельный танец и  дарит вышитое собственноручно полотенце.  Хозяева выносят угощения , в виде  сладостей  и напитков,  даже более крепкие , если это уже вечер. Звуки переливов гармошки  с колокольчиками  и  игра гармониста ,  исполняющего блестяще плясовые  и частушки , ещё с начала улицы можно  было  услышать. Так ещё радостнее  чувствовался приближающийся  праздник. Бывало, что хозяева вовсе не открывали  двери , то ли от бедности, то ли от жадности . Но таких обычно было  мало , кому захочется услышать пересуды  во время праздника . Ведь в деревне все доходит быстро , и твои хорошие и твои не очень приятные поступки. Все будет слышно спустя пару часов . Там в деревне репутацией называют, только настоящую . Деревня, где жила Фируза, относилась к  колхозу, который носил имя вождя пролетариата. Там же был сельский совет , включающий  в один  три- четыре деревени. В начале деревни , у большой Осинской дороги  была  огромная  вывеска  с  колосками пшеницы  и  надписью  Колхоз  им. В.И. Ленина и там же название деревни менее крупными буквами. Видимо деревня годовой  план по пшенице перевыполняла, за что и была удостоена колосков на вывеске. И потом имея такое громкое название колхоза, просто нельзя было не дотянуть до плана. Само название обязывало держать марку. Колхоз  считался довольно богатым. Село  тоже было одно из самых больших  в районе , где  была  начальная и средняя школы , так же был  интернат состоящий  из трех двухэтажных деревянных домов, где жили  дети из соседних деревень. Учащихся в выходные дни и каникулы  развозили  по домам  на грузовиках, иногда в снежные зимы или  в осеннюю грязь  , даже приходилось на гусеничном тракторе, так как  дороги были грунтовые, ещё больше непогода превращало их в  месиво состоящее из глины . А зимой часто так заметало снегом , что увидеть дорогу не было возможности. Именно поэтому иногда приходилось пользоваться таким видом транспорта. В  деревне была не большая , но все же своя  больница , где работали замечательные люди. Здание больницы занимало , два одноэтажных деревянных дома, в одной из них и родились Фируза и ее сестры. Был ещё двухэтажный деревянный дом , здание ветеринарного участка  , где работала мама Фирузы. В низине за рекой  раскинулись большие  животноводческие  и молочные фермы с коровами и телятами , которые занимали внушительные  четыре длинных  здания, окрашенных известью в белый цвет .  Ещё  была  большая  свиноферма , которая находилась далеко от деревни , то ли так было удобно  расположить ,  то ли из- за запаха , который  ароматом приятном нельзя было назвать , если наиболее близко подойдёшь. А так никто и не замечал эту ферму  кроме  тех , кто там работал .  Была  в деревне небольшая   мельница , которая выполняла одну функцию , работая на энергии воды и ветра. Судя по тому , какая  наблюдалась очередь из повозок с пшеницей и рожью, запряженных лошадьми, мельница работала на всю мощь.  Она  стояла  на  неглубокой части реки  Амзя , но поток воды быстро здесь набирал обороты и уходил на восток . Как раз по этому месту люди вброд  переходили  реку, чтобы попасть на  другой берег реки для участия  на празднике Сабантуй. Папа Фирузы был для неё  самым красивым , самым сильным мужчиной своего времени. Он легко  переносил  на руках  её и сестёр через реку во время праздника . Надо сказать и мама оказывалась таким же способом на другом  берегу.  Потом  папа часто шутил  , что он ей даже не позволял  промочить   ноги,  и носил только на руках.  Надо было видеть картину , каким способом  люди попадали на праздник,  сколько смеха и шуток было , кто- то падал или даже кого- то бросали в середине реки.  Особенно комедия набирала обороты  по пути  возвращения домой  через реку. Когда люди ели- пили целый день между играми и  мероприятиями. Был настоящий пикник , кроме всего , нужно сказать не только пили чай и лимонад , в особенности мужчины , которые к вечеру уже были не настолько крепкие в своих силах. Ведь праздник такой бывает , только раз в год. Из года в год , на легкую руку сделанный  деревянный мост , всегда  с наступлением весны  уносило  в полноводье и к празднику уже от моста не было даже  никаких признаков напоминания.
Совершенно новый элеватор и склад  для зерновых  и гороха, осенью  были битком забиты урожаем . И довольно таки не мало людей там орудовали деревянными лопатами. Мальчишки и девчонки  наведывались туда , посмотреть , как все там работает. Работники часто угощали  их горохом ,  дети  только успевали подносить свои карманы . Обычно  этого гороха маме Фирузы  хватало , на  большую кастрюлю супа. Гороховый суп лучше неё не готовил никто, в этом она была уверена точно. Склады  можно было увидеть из  дома Фирузы , если посмотреть через окна выходящие прямо на запад.  Фируза с сёстрами часто наблюдала за закатом,  сначала это алеющий горизонт, потом  переходящий  почти в багрово- красный цвет до момента ,пока солнце  не ужалось наполовину  и совсем не затерялось  за горизонтом . Как правило по наблюдениям Фирузы,  после такого заката бывало обязательно прекрасный солнечный день.  Неподалёку от   дома  Фирузы был  горячо ею любимый конный двор, где содержались  в зимнее время все  лошади колхоза , так  же особо  держали племенного жеребеца. Он был уж очень  агрессивный  и необузданный , все грозился  ускакать куда глаза глядят . Надо сказать , что жеребец был настоящим красавцем  темной масти. Один стук  его железных  копыт , что стоило , а устрашающее ржание на весь конный  двор, вызывали вовсе  неизгладимый ужас  у Фирузы.  Конный двор в  длинные летние дни обычно пустовал и для детворы это было любимое место для игры в прятки. Обычно сестра Фирузы Сара отвечала за неё полностью , поэтому куда бы не пошла, сестра брала её с собой на разные игры. Но детям постарше не очень нравилось возиться с маленькой девочкой.  Начиная  игру ей доверили ответственный момент после подсчета. Считалки были всевозможные у детей. На этот раз был такой: , раз два три четыре пять , кук-  мак ,ми - ми  си-ки , Азия - Китай а ну вылетай. И все хором засмеялись , когда счёт закончился на Фирузе. И поставив её в угол, все разбежались чтобы спрятаться. Она досчитала до десяти и тонким голосом сказала я иду искать. Везде была такая тишина , был слышен только ветер подвывающий из- за открытых дверей конюшни. Все дети  были на три , а то и  на пять лет старше её. Дети попрятались в такие места, что Фируза при всем желании не могла найти их. И вот она осторожно подошла к месту , где было написано  Йолдыз ( Звезда), так назвали жеребца из за его белой звезды на лбу и за его красоту. И тут раздалось оглушительное ржание и топот копыт, Фируза изо всех сил закричала от страха, потом заплакала навзрыд  и позвала на помощь Сару . Но никто и не думал к ней выходить , игра есть игра. Долго не думая с криком и рыданием она побежала домой. Затем все годы  мальчики  дразнили её  за трусость, в этот день. Она  же не могла знать, что    старшие мальчики разыграли её. Так она навсегда запомнила этот день. В то же время даже  ужас, который она испытала во время игры в прятки,  не мог помешать ей отказаться от мысли , чтобы  подойти  к загону табуна лошадей. Фируза обожала  приходить сюда и часто наблюдала  за красивой грацией лошадей разных цветов и мастей, видела как прижимаются к маме недавно родившиеся, но уже уверенно стоящие на своих тоненьких ножках жеребята . Нередко можно было увидеть, как лошади ласкались на солнце и игрались друг с другом, но маленькой Фирузе казалось, что они танцуют особенный, только им известный танец. Табун лошадей  находился в загоне, огороженный  забором из осиновых тонких брёвен.
С наступлением весны, как только начинало согревать  солнце, тут же  быстро  зелень травы захватывала нижние луга, после того как сойдёт с треском  лёд  с рек  и вода  уходила  с лугов.  Мальчишки любители лошадей,  помогали в конном дворе.  У каждого мальчика была своя любимая лошадь. Они  лихо  скакали  по улице  верхом на лошадях,  оставляя за  собой  столбы пыли в жаркое время  и  сходу попадали в  самую гущу реки , чтобы искупать своих любимцев. Напоив лошадей и искупавшись, они отпускали  табун  на луга  за большой дорогой до утра . И не было у них ни стремени, ни седла, было удивительно ,как они умудрялись держаться на летящем коне. Фируза всегда смотрела на них с большой завистью и жалела, что не родилась мальчиком,  но  и  восхищалась их смелостью . Она с сёстрами, вечерами  спускалась на реку, что- нибудь  да  постирать или  же начистить  до  блеска песком  большие чугуны  разной утвари  и посуду .  Девочек не подпускали  к лошадям,  им оставалось  только  наблюдать , как мальчишки  игрались и плескались  на воде , даже  не слезая с  лошадей.  Это было красивое зрелище. Как только  мальчики наиграются , тут же  намывали на совесть своих  любимцев  для  следующего трудового дня.
Фируза часто наблюдала ранним утром ,как колхозники  передвигались на запряженных лошадьми телегах мимо её дома.  Кто-то уезжал на сенокос на дальние луга за лесом , кто-то на работы в поля, где рос лён. Фируза помнила , как в середине лета покрывались  удивительным  синим облаком  поля от  бурного цветения льна. Это было не так далеко от нижнего кладбища, она часто с девочками собирала там васильки. Эти поля часто доходили до родника, у подножья горы, которую  называли ,Кунелле,’ что означало Веселая гора. Фируза с подругами  бежали  до родника на перегонки, через  огромное поле  синего облака  и прямо выходили к роднику. Обязательным ритуалом было напиться с родника. Фируза никогда не могла напиться этой студёной водой, настолько была эта вода вкусная. Родник завораживал своим звонким течением из глубин гор  и удивительно чистой прозрачностью воды. Фируза со всей своей тонкой душой  тянулась к красоте родных гор, лесов и рек, так ею любимого края.


Продолжение следует...

Моя деревня , фото Лили Хасан.