Аспекты спектра радуги 6

Олег Ока
  16.

- "В 4366 часов (орбитальное земное время) на подходе к колонии Мимаса погиб транспорт ZENO1563. Пострадало 16 человек. По не уточнённым данным причиной послужила расфокусировка молекулярной структуры субволнового двигателя." - Дрок прочитал сообщение и задумался. Сообщение было ему отправлено генералом Виктором, и, похоже, оно было изолировано от общего пользования контролем службы безопасности, что Дрок одобрил.
- Кажется, началось. Явно, первая ласточка.
 Он быстро набрал ответ:
- Постарайтесь выяснить, что спровоцировало аварию, - конечно, это было лишним, Виктор прекрасно знал своё дело, и подобрал себе аппарат интеллектуалов, но Дроку хотелось участвовать, хотелось действий, кажется, он засиделся на Земле, начал обрастать мхом, а это требовало профилактики. Но что там с людьми? "Пострадало" это слишком расплывчатая формулировка. Потребовалась пересадка мозга, или только пережили стресс?
- "Детализируйте инцидент, что с людьми?"

 ***

 Как всегда и обычно, Эльс отсутствовал тогда, когда он был нужен, Дрок давно смирился с этой его особенностью, нервничать не стал, а только методично обыскал дом и участок. Дотошность часто выручала его в минуты, когда нужно было продумать и анализировать проблему. Постучав и заглянув в пустую спальную, Дрок понял, что голубки улетели из золотой клетки, вероятно, по миссионерским делам Клары. Побродив по городку с пол-часа, он в самом деле обнаружил их около храма Будды, в среде людей, одетых более чем странно. Люди, кажется, медитировали, во всяком случае их нелепые позы и сосредоточенное молчание свидетельствовало о непосредственном общении с кем-то из богов, или астральным миром, или с кем-то из мира тонких материй, или с чортом, заглянувшим на огонёк прямо из преисподней.
  Дрок с удовольствием оглядел Клару, одетую всё в тот же наряд дурака, ухмыльнулся:
- Мода кроманьонцев, привыкаешь? Весьма полезный навык.
- И вам не помешает, скоро все так будут ходить.
- Не подозреваешь, как это возможно. Но, думаю, на наш век хватит запасов тканей со складов. А ты собираешься шить одежду из шкур убитых животных? Ведь синтезаторов вещества не будет. Необходимо организовать школу шитья и убийства.
- Я думаю об этом.
- Увы, тебе придётся делать это без Санча Пансы. Эльс, нам пора в дорогу.
- Далеко? - деловито осведомился оруженосец, охотно выказывая полную готовность подчиниться долгу.
- Не дальше орбиты Нептуна.
- Опять одной, - вздохнула Клара, - а ты прав, Дрок, нам предстоят серьёзные дела, а люди играют в шаманов. Они не готовы расстаться с цивилизацией.
- Ну, у них впереди много времени, - не очень уверенно ответил Дрок. - А обрядовая церемониальность сглаживает трагизм и вселяет надежду в принадлежность к светлому будущему. Отвлекает от мрачных раздумий. Это уже много. Эльс, подбери машину, пойдём практически на ручном управлении. Соображения и догадки выскажешь потом.

 ***

- Мы просто обязаны объяснить людям ситуацию, особенно с проблемами межпланетных коммуникаций. Мы ответственны за безопасность людей, и их гибель будет лежать на нашей совести, - говорил генерал Виктор, обводя взглядом стены, представляющие собой сплошные окна дисплеев, с которых на него смотрели сотрудники Мирового Совета. - Изолировать колонии мы не имеем права, но людям будет предоставлен выбор, их собственный выбор.
- Ситуакция не так драматична, она не соответствует твоему восприятию. Естественно, необходимо приложить все усилия для нормализации обстановки. Но заявлять обществу об угрозе, которую мы не в состоянии прогнозировать и даже охарактеризовать, это безответственно, учитывая возможные последствия, - заметила Анастасия Лемеш, курирующая вопросы общей культуры.
- Любые последствия будут носить временный характер, а смерть людей необратима.
- Но ты сам заявлял, что не понимаешь мотиваций происходящих воздействий, ничего не знаешь о способах этих воздействий и взаимодействий с цивилизацией. Что мы можем конкретно сказать обществу?
- Есть человек, философист, он сейчас работает над похожей темой. Мы можем рекомендовать ему составить такое обращение, опирающееся на общую логику и восприятие. Люди должны знать, что происходит, и чем это может обернуться в перспективе.
- Что-ж, ты можешь поговорить с этим человеком, о результатах этой работы Совет должен быть уведомлен.

 17.

 - Я намерен посетить ряд колоний выборочно, может быть, это позволит выявить какие-то закономерности. Общения через сеть не будет, но думаю, что с Эльсом мы сможем выкрутиться из возможных инцидентов. разговор в совете был?
- Мы поговорили, - неохотно ответил Виктор. - Они мне не поверили.
- Несмотря на статистику?
- Я их понимаю, Дрок. Фантазировать дозволено в вещах не обязательных, или в узком кругу близких людей, но в общении с обществом важны конкретные факты, и никаких догадок и предположений, общество не примет этого всерьёз. Поэтому доктору Трише Дирак поручено составить приёмлемое обращение. Приёмлемое, в данном случае, означает, без панических призывов и оценок. Скорее, это должна быть рекомендация для серьёзного взгляда в будущее.
- С оптимистическим толкованием?
- Достаточно оптимистическим, чтобы люди не начали сооружать убежища.
- Люди не настолько глупы, Виктор, но иногда они склонны к неадекватным поступкам. У тебя есть чего-нибудь нового по делу того сумасшедшего механизма, Марша?
- Люди им занимаются, но обнаружить его не удалось. Откровенно говоря,  приоритеты сместились... Что тебе до этого механизма?
- Это может оказаться тревожным свидетельством неуправляемых процессов не только в сети, но и в культуре общества. Мне так кажется... Желаю удачи, Виктор.
- Подожди, Дрок... Ты можешь сказать мне, во что всё это грозит вылиться?
- Апокалипсис. Не по Библии, конечно. Думаю, это будет деградация.
- Деградация разума?
- Разум не деградирует, деградировавший разум перестаёт быть разумом. Деградируют личности. Снижается планка самокритичности, снижаются потребности, увеличивается разброс критериев. Мотивы упрощаются, допуская и уменьшение вариантов выбора. Разум уже используется не на полную мощность, он засыпает, ограничивая доступ к инвариантности, и побеждает прямолинейная логика. А она, в свою очередь, отрицает важность эмоций, фантазии в мышлении. Мышление приближется к машинному, и человек теряет человечность.  Думаю, деградирует цивилизация. От технологического смысла к смыслу духовному. Впрочем, признаки этого можно было видеть в истории уже тысячу лет назад, с исчезновением научных дисциплин, как антропология, теоретические науки, так и в культуре, театр, балет, опера... Всё это будет разрастаться, как плесень, но не скачкообразно. Общество создавалось десятки тысяч лет, регресс может быть быстрее и болезненнее из-за нашей привязки к технологиям, но это будет достаточно долгий процесс.
- "Болезненнее", надеюсь, обойдётся без массовых смертей?
- Не обойдётся. Нами давно побеждено большинство болезней, иммунитета от них нет. И ещё где-то ждут своего часа вирусы, эти твари обладают гигантским терпением. А вот чего можно не опасаться, это войн. Сообщество стабильно и достаточно защищено этикой, но возможны так называемые истерические конфликты. Обнаружить признаки таковых и есть одна из задач нашего турне.
- Удачи вам. И... Дрок, я знаю, что ты в трудных ситуациях, как рыба в воде, и обычно выкручиваешься, хотя, видит Бог, я иногда никак не соображу, каким образом тебе это удаётся... Будь осмотрительнее.
- Могу открыть секрет. Я умею быстро бегать...

 ***

 Сообщение от колонии Ио:
- "Земле и всем, кто нас слышит. Большая цивилизация заражена нетерпимостью и неприязнью, что ведёт к конфликтным ситуациям и сознательным попыткам верхних кругов общества к насаждению своих приоритетов в жизни малых миров. Общество Ио отвергает такие попытки и прекращает всякие отношения с внешним миром. Мы будем принимать гостей с добрыми намерениями, но на этом всякое общение прекращается. Мы сами отвечаем за своё будущее и за жизни наших детей. С этого момента станции космической связи будут отключены. Никакая помощь нам не нужна, просим оставить попытки воздействий, в противном случае мы оставляем за собой свободу действий. Совет сообщества Ио."
 Это сообщение также было заблокировано и изъято из общего сетевого доступа Службой безопасности.

  18.

 - Иуда - самая трагичная фигура в Евангелии, а может быть и во всей истории, не считая Самого Христа. Какое сребролюбие? Деньги он выбросил. Здесь нет ничего низменного, только предназначение. Как и Христос, он понимал свою роль. И тем трагичнее и величественнее он в исполнении этой роли. В Евангелии от Иуды он разговаривает с Христом, и Тот подчёркивает значение его для людей. Они всё знали и шли на это сознательно. Достоевский эту проблему показывает на примере Великого Инквизитора, тем извращая вопрос. В Инквизиторе нет ничего великого, только буква закона и канцелярщины.
 А эти Двое отдали жизни ради людей.
 Если Бог знает будущее, значит, его поступки уже предопределены этим знанием. А, если так, значит, Он не всемогущ, значит, Он не обладает свободой воли.
 Это софизм такой получился.
- Мрачный софизм. Надеюсь, он не будет проецирован на ожидающее нас в колониях?
- Я не беспокоился бы. - Дрок искоса глянул на Эльса, сидящего перед дисплеем управления. - Рассчитай трассу, пожалуй, начнём с Тритона, из крупных колоний эта самая удалённая от  Земли и самая независимая от внешних источников. Тебе плохо без Клары?
- Пожалуй, не уютно, - пожал плечами Эльс.
- Это всего лишь привычка, от которой больно избавляться, люди дорожат ими, особенно негативными.
- Но от некоторых, особенно позитивных, избавляться и не хочется, они стимулируют положительные эмоции.
- Разлука тоже хорошо, на расстоянии углы сглаживаются, что, в свою очередь, радует новыми открытиями. Меня, например, новая Клара удивила, тридцать лет назад она была более инертна, закрыта.
- Что ты пытаешься, или ожидаешь найти в колониях?
- Может быть, ответы. Меня тревожит состояние информационной сети. Это достаточно сложная структура с системой автокорректировки. Думаю, что в Гринбурге вы видели одну из таких попыток. Говоря эмоциональным языком, система "обиделась" на невостребованность.  И пытается заполнить лакуны файлами, которые находятся в неиспользуемых архивах. Это программы в основном когда-то запрещённые разными конвенциями, потенциально опасные для общества. Это и программы испорченных знаний, какие-то культовые учения, верования, опровергнутые теории, эксперименты с биоматериалами, попытки построения искусственного интеллекта. Понимаешь, в чём дело? Вполне возможно, что и наш дружище механизм Марш из той-же серии работ сети. А колонии малочисленны, сетевые запросы там минимальны, а службы защиты не так бдительны, как на Земле. Мощность сети одинакова по всей планетной системе, и её несанкционированная деятельность в малых мирах должна быть проявлена более полно, чем в крупных сообществах.
- Надеюсь, ты не говоришь о разумности действий сети?
- Конечно. Это просто инстинкт самосохранения, который гласит: - То, что не способствует, то мешает, и должно быть уничтожено. Обычная функция защиты системы.
- И что ты думаешь о происшедшем на Ио? Это как-то укладывается в твою теорию?
- Я не знаю, я там ещё не был. Это похоже на эксперимент.
- Эксперимент?
- Да, тест. Может быть это начало. Никакой механизм не может предпринять действий, представляющих угрозу для человеческой жизни. Но иногда он не может решить эту проблему, потому что не знает результата. Неопределённые действия, они не входят в копилку опыта общества. Тогда предпринимается действие, которое можно немедленно прервать, когда результат определится, как нежелательный. Посмотрим, мне и самому интересно.
- Тритон в зоне прямого воздействия. Где садимся, в порту?

 19.

 На Тритоне было жарко, несмотря на практическое отсутствие Солнца, Нептун излучал достаточно тепла, чтобы отогнать холод дальнего космоса. Космопорт поражал пустотой залов, только уборщики ползали вдоль стен, и за стеклянными перегородками были видны скучающие фигуры служащих.
- Показательно, не правда ли? - спросил Дрок. - Или уже и Тритон объявил импичмент? Надо зайти в службу связи, посмотреть последние сообщения.
- С Земли? - хмуро спросил дежурный инженер связи. - Что за чорт у вас там творится?
- Всё, как должно быть, - пожал плечами Дрок. - И никаких чертей. Мне нужна связь.
- Дисплей справа, - кивнул связист. - Помощь нужна?
- Спасибо, сами справимся. - Дрок быстро настроился на блокированные сообщения центра, пробежал их, присвистнул, - В самом деле, чорт! Эльс, посмотри. Вот это и это.
 Он отошёл к связисту:
- Здесь у вас спокойно? Ничего неординарного не было?
- Не считая перебоев со связью? И климатизаторы барахлят, особенно в последнее время, синоптики совсем от рук отбились, на программы жалуются, а что - программы? Им уже по восемьсот лет, давно обновления требуют, а сеть не даёт...
 Озабоченный погодой связист ещё долго жаловался бы, но Дрока интересовало другое:
- Люди - как? Не было осложнений со здоровьем, обеспечением, транспортом?
- Всем не угодишь, всё, как обычно. Люди! Вот штука, в мои времена люди были совсем другими, более любопытными  что-ли, их интересовало всё вокруг, видели порт? Где толпы туристов? Или взять мою сестру...
- А что твоя сестра?
- Ей, видите ли скучно! Посети Египет, Луксор, Баальбек, вот где история! Она историк, изучает последнее тысячелетие. - Там, говорит, пыль веков, а у меня аллергия. Да и бессмысленно это, давно ушедшие времена, люди, проблемы, что мы можем взять у них, чему научиться? А просто посмотреть, так в сети всё есть, и материализоваться прямо сейчас может на заднем дворе. - Это что! Ладно, сестра, под сорок ей, мозгов не так много, и ухажёр её, я, говорит, мыслитель, осмысливаю действительность через призму преломления учений мнемовосприятия сорок шестого века! Мне древности только путают картину, призму искажают в другое измерение. Что он там напреломлял в своих изысканиях, не знаю, но пироги он преломляет будь здоров. И это люди в возрасте, интеллектуалы! Так, недавно, группа школьников отказалась лететь на экскурсию в пояс астероидов. Не интересует это нас! Что их может интересовать в этом возрасте? Нас многое интересовало, и мы не были такими занудами, в пятнадцать лет они уже всё познали! Вы вот похожи на серьёзных людей, можете объяснить, что всё это значит? На днях слушал по сети лекцию женщины одной... Клары... Нов-в-в, не помню... Люди устали, говорит, искания уже не в моде, они не дают новых знаний, и, значит, надо вернуться в самое начало! Это как? Отказаться от всего?
- Поехали отсюда, - сказал Дрок Эльсу, - всё у них пучком и морды в сметане. Погода у них плохая!
- Куда теперь?
- Сообщения видел? К Плутону давай.
 Возникло молчание осмысления новых впечатлений.
- А может быть этот инженер с Титана прав, и люди начали меняться? - прервал его Эльс.
- Люди всегда меняются, природа их такова, перерабатывать новый опыт и принимать его, или не принимать, а это означает изменение.
- Но при этом сохраняется индивидуальность. Не могут десятки людей изменяться по эталону, всегда существует разброс мнений.
- Если эти мнения не насаждаются, об этом ты говоришь? Такие работы велись, и были объявлены вредными и запрещёнными. Где-то в сети есть подробности. И сами разработки.
- Дрок, всё у нас как-то так получается, что сеть выступает в роли такого заговорщика, злодея, врага человечества. Не слишком это надумано?
- Нет, если это часть общего процесса, и не слишком значительная часть. Но в том беда, что этот процесс может быть естественным, самопроизвольным. Потому что так должно быть. И искать причины в этом случае бессмысленно. Ты помнишь значение слова "диагностика"?
- В случае сбоя мыслящих систем проверка для выяснения причин неполадок.
 Дрок поморщился, как от головной боли или неправильно приготовленной  пищи:
- Формально, правильно. Но если уйти от современной канцелярщины, более полно, это проверка ЛЮБЫХ систем. Биологических, социальных, природных. В том числе, живых организмов. В давние времена это и подразумевалось, если человек начинал плохо себя чувствовать, определялись причины заболевания и способы их лечения. В нашем случае плохо чувствует себя общество. И для нас главное правильно провести диагностику. Иначе ошибки могут быть фатальными. А кто, если не мы? Конечно, это в функциях службы космической безопасности, но она давно стала чистым формализмом...