Математика и жизнь

Халикова Гузель Ара
Я немного, чуть-чуть абсолютизирую математику. Я перечислю примеры своих рассуждений о математике и жизни — и станет понятно, что я имею в виду.

ПРИМЕР НОМЕР 1.

Иногда я слышу от кого-либо стенания такого рода: "И зачем я родился таким умным?! Это так тяжело, быть умным!" Я в таких случаях всегда думаю одно и то же: "Попытайся доказать большую теорему Ферма. Прочувствуй, какой ты идиот, отдохни от тяжкого груза".

КОНЕЦ ПРИМЕРА НОМЕР 1.

ПРИМЕР НОМЕР 2.

Я, как и все учившиеся в советской школе, читала роман в стихах Пушкина про Онегина и роман Лермонтова про Печорина. Ну и я знаю про скучающего героя, описанного Байроном. Скучали все три героя, описанные этими тремя авторами. Скучали, скучали и скучали. Прям, бедолаги, не знали, что делать со своей скукой. И каждый раз, когда я думаю об этих героях, я думаю: "Ну правильно же! Ведь они жили ДО 1850-го года, а всё самое интересное было придумано ПОСЛЕ 1850-го года. Всё самое интересное — это:

1) неевклидовы геометрии (то есть геометрия Лобачевского была уже придумана до 1850-го года, но без её моделей она ещё не была признана и поэтому ещё не была популяризована, а модели геометрии Лобачевского были придуманы ПОСЛЕ 1850-го года);

2) парадоксы теории множеств;

3) специальная теория относительности и общая теория относительности;

4) квантовая физика;

5) фракталы (а значит, с ними
а) дробные размерности,
б) непрерывные кривые, имеющие излом в каждой своей точке,
в) непрерывные кривые, заполняющие собой квадрат,
г) фигуры, части которых подобны самим же целым фигурам) ;

6) обобщённые функции;

7) иерархия бесконечностей;

8) всевозможные "монстры" типа функции Дирихле (часть их могла появиться до 1850-го года, но, наверное, широкую известность они получили ПОСЛЕ);

9) теория групп (точнее, теория групп уже была придумана до 1850-го года, но до 1850-го года она, наверное, ещё не была популяризована) ;

10) круги Форда.

Хорошо нам, у которых всё это есть. Поэтому-то в наше время уже нет скучающих литературных героев. А Онегину-то, Печорину и герою Байрона без этих прелестей можно было и заскучать.

Да чего там, до 1850-го года даже топология и проективная геометрия были ещё в колыбельках и в пелёночках. До 1850-го года даже трансцендентность числа Пи ещё не была доказана, а значит, и неразрешимость квадратуры круга ещё не была доказана. Да доказательства неразрешимости задачи удвоения куба и задачи трисекции угла были впервые опубликованы только в год смерти Пушкина. Да задача построения правильных многоугольников с помощью циркуля и линейки была полностью решена только в этот же год. Как же жить в этих условиях несчастным Онегину и герою Байрона? Да и Печорину, если он не знал достижений Пьера Лорана Ванцеля вследствие того, что их в силу каких-либо обстоятельств не успел узнать Лермонтов до начала работы или во время работы над «Героем нашего времени»..."

(Пьер Лоран Ванцель — это тот математик, который доказал неразрешимость классических задач удвоения куба и трисекции угла и который, опираясь на работу Гаусса, окончательно решил задачу о построении правильных многоугольников с помощью циркуля и линейки).

КОНЕЦ ПРИМЕРА НОМЕР 2.

ПРИМЕР НОМЕР 3.

Читаю я сейчас про "лишних людей" из российской литературы 19-го века. Такие они были способные, эти люди, но лишние. ПАтАмуШтА в России 19-го века талантливому человеку не к чему было приложить свои великие таланты. И я опять думаю что? Я думаю:

"Даааа... Эйлеру и Ломоносову даже в 18-м веке в России было работы завались, Эйлер открытие за открытием делал, только успевал записывать, а в более продвинутом и просвещённом 19-м веке, конечно, какую работу в России можно было сделать... Никакую, конечно...

А может, всё проще и у этих талантливых лишних людей просто талантов не было?"

КОНЕЦ ПРИМЕРА НОМЕР 3.

А всё, кажется: все самые яркие и показательные примеры я привела. Но на самом деле такой взгляд, взгляд на все явления жизни через одно окошечко, не так уж и плох, когда окошечко такое важное, как математика и родственные ей вещи. Тем более, что чуть-чуть, самую малость, но в других окошках я тоже что-то вижу.

В тысяча девятьсот девяносто, например, шестом году я больше абсолютизировала математику. Я тогда думала, что комплекс хорошее знание математики плюс глубокое её понимание плюс умение решать её задачи, как типовые, так и требующие большой смекалки, большой догадки — я думала, что такой комплекс черт гарантирует нравственность человека. То есть я думала, что, например, профессиональный математик гарантированно является высоконравственным человеком. Математика как гарантия нравственности ввиду того, что это в неё изначально заложено. Ввиду того, что комплекс черт, описанный мной выше, может быть присущ только умному человеку, а ум — гарантия нравственности.

Сейчас я так не думаю.