Очевидное - невероятное

Александр Косульников
               
      Честно признаюсь, заголовок этого очерка бессовестно содрал с названия популярной в свое время телевизионной передачи, которую вел профессор Сергей Капица. О стольких невероятных историях, расширяя наши познания об окружающем нас мире, рассказал Сергей Петрович, что я никогда бы не отважился на столь наглый плагиат, если бы событие, о котором я хочу сейчас рассказать, не было столь очевидным и столь же невероятным.
       Хочу отметить, что во всех своих опусах я свято соблюдаю принцип: пишу только о том, что происходило со мною, или очевидцем чего я являлся сам. Вот и на этот раз речь пойдет о необычном рикошете охотничьей пули. Расскажи мне кто-нибудь о подобном, ни за что бы не поверил.
       Итак, на стрелковом стенде в городе Орехово-Зуево проходят уже ставшие традиционными соревнования коллективов нашего общества охотников и рыболовов Центрального Административного округа города Москва в упражнении «Бегущий кабан». Прекрасная погода второй половины октября, более 60 участников, отличное настроение. Красота, да и только! Прикрепленная к щиту, установленному на металлической тележке, мишень типа «тяни-толкай», то есть изображение кабаньей головы спереди и сзади, а посредине круги с цифрами, отчаянно визжа несмазанными колесами, передвигается по рельсам влево-вправо в тридцати пяти метрах перед стрелками. Участники посмеиваются, вот бы так пищал кабан, двигаясь в лесу по чащобе перед тем, как появиться на чистом месте, ни один бы не ушел. Сразу за мишенью возвышается четырехметровый земляной вал-пулеулавливатель.
       Мы, двое судей, Ваш покорный слуга и старший судья на огневом рубеже Павел Шульгин, руководим ходом стрельб. Я, как ветеран, сижу на протоколе, а Павел осуществляет все технические действия: дает команду на начало стрельбы и остановку, следит за правильным положением охотника на стрелковом месте, меняет мишени и диктует мне результаты попаданий. Одновременно мы оба тщательно следим за тем, чтобы никто не вздумал применить патроны с круглой пулей, запрещенной к применению из-за частых рикошетов.
        Вообще-то рикошетят все пули, все зависит от условий. Пули с округлой передней частью, такие как «Полева», «Якана» да и «Гуаланди» то же легко рикошетят даже от веток. Пули с плоской головной частью делают это менее охотно, а такие как «Блондо», придуманные французскими партизанами для пробития блоков фашистских автомобилей, и наша пуля «Рубейкина», представляющие собой катушки из латуни, изготовленные на токарном станке с учетом всех допусков, носят уважительное звание «Кусторез», то есть летят через ветки не меняя направления. Конечно, ото льда рикошетят все без исключения. Я не собираюсь здесь рассматривать достоинства и недостатки различных типов пуль, речь идет только о рикошете.
       Посмотрев на коробку патронов, выложенную очередным участником, заметил знакомую надпись: «Техкрим». Попросил посмотреть поближе. Ничего подозрительного. Стальная пуля с абсолютно плоской головой. Вернул, идите, стреляйте. Вы скажете, что это я придрался к патронам такой известной фирмы? А все очень просто. Разговаривая с молодыми охотниками, постоянно твержу: подберите к своему ружью два, максимум три типа подходящих для Ваших стволов пуль, отстреляйте их с упора по неподвижной мишени, убедитесь, что они летят туда, куда Вы целитесь, и стреляйте только ими, кстати для верхнего и нижнего, правого или левого стволов пули могут быть разными. И не гонитесь за разрекламированными импортными «самонаводящимися», способными положить лося за сто пятьдесят метров. Враньё все это. А я однажды, совершенно добровольно, купившись на рекламу, приобрел сразу двадцать штук техкримовских патронов, и, не выстрелив ими ни разу, вышел на старт подобных состязаний. И что Вы думаете, из восьми выстрелов я ни разу не попал даже в щит размером 100 см х 80! Я, конечно, не внук Вильгельма Теля, и даже не правнук Робин Гуда, но на предыдущем выступлении, расстреливая залежавшиеся разномастные пулевые патроны показал результат: 10, 10, 9, 8, 1 и 0! Тридцать восемь очков, не весть какой результат, но на звание «Лучший ветеран» хватило. Это я написал не для того, чтобы раскритиковать именно «Техкрим», А для того, чтобы помнили «Во всем нужна сноровка, закалка и что – тренировка!
       Пока я тут предавался воспоминаниям, парень с «техкримовскими» патронами давно отстрелялся, его место занял другой стрелок, как вдруг от машин участников, находившихся метрах в семидесяти-восьмидесяти от огневого рубежа и, соответственно, более чем в ста метрах от мишени ровно в противоположном направлении пришел с осколком тонированного стекла в руках один из участников и заявил, что пуля разбила стекло его машины. Мы, конечно, дружно его обсмеяли, напомнили физический закон, что угол падения равен углу отражения, но никак не сто восемьдесят градусов, и он, не солоно хлебавши, отправился восвояси. Но каково было наше изумление, когда через несколько минут он вернулся, неся в ладони злополучную «техкримовскую» пулю! На трети передней плоской части стальной пули был ясно виден след от удара о какой-то металлический предмет. Явно это были либо рельс, либо железные части тележки. Из всего этого следовало, что пуля, ударившись о препятствие, отрикошетила «вверх-назад» и, пролетев  над нашими головами, упала, задев стекло автомашины, на землю.
         Вот такой кордебалет. Уже в следующие состязания в «Положение» пришлось вносить изменение, где наряду с запрещением применения круглых пуль, запрещалось и применение стальных.


                Александр Косульников.                г. Москва. 07. 03.2020 г.                18-00.