Начальные классы жизни

Лилия Носко
 
   Я люблю осень. А ту осень я ждала с нетерпением и любопытством. Мне предстояло идти в первый класс. Маме пришлось поделиться своими немногочисленными нарядами: перешить из них для меня платье и пальтишко. Новый портфель и новые ботинки дожидались своего часа в углу на сундуке.
   
   Первая моя школа находилась в двух с половиной километрах от дома, куда я ходила пешком. Здание школы окружали могучие клёны, стояло несколько деревенских домов. Это место называлось почему-то Осиновый Городок, хотя ни одной осины там не было. Здание школы было кирпичным, старым, неуютным. В нашем первом классе было четыре ученицы и один ученик. Мою первую учительницу звали Анна Сергеевна (с отчеством могу ошибиться, а фамилию, к сожалению, уже не помню). Она была молодая и весёлая, и нам сразу очень понравилась. Мы старательно выводили палочки в тетради по чистописанию, делали сложение и вычитание на канцелярских счётах самых простых чисел и много чего, интересного для меня. Мне нравилось в школе всё, но училась я там всего один год: окончила первый класс.
   
   Во второй класс я пошла уже в другую школу. Родители решили строить дом - и мы переехали в другой район. Там купили на хуторе баню, оставшуюся одиноко стоять у ручейка. Невдалеке от бани стоял небольшой сарай. В бане была печь. И в этой бане нам пришлось ещё год прожить, прежде чем разобрать её и увезти в посёлок, где строился дом. Дом соседей стоял где-то в пол километре в одном направлении, а в другом - больше километра (дом других соседей). Ночью даже волки приходили к нам под окна и выли где-то неподалёку. Волчьего воя очень боялся мой брат. Ему тогда было пять лет. С этого хутора я и пошла во второй класс.
   
   В школу я ходила тропинкой через лес, мимо небольшого кладбища, потом по мостику через безымянную речку. Деревня Разлутишки, где находилась школа, была в трёх километрах пути. И этот путь для меня пока ещё был не очень знаком.
   
   В школе было двое учителей: Зоя Максимовна и Степан Фёдорович. Двор школы был обсажен липами; просторный, светлый. Во дворе было очень хорошо играть в разные игры, которые мы тогда придумывали, и которые нам предлагал наш учитель физкультуры. Учителя и сама школа мне понравились сразу. Особенно мягкая и добрая Зоя Максимовна. Она жила в нашем посёлке.
   
   Наступила поздняя осень. Баню уже разобрали на брёвна и увезли в посёлок, где строился дом. Мы перешли жить в сарай. В сарае вместе с нами жила корова Бурёнка, которую потом пришлось продать, чтобы купить брёвна для дома. В сарае жили ещё и куры. Печная труба сиротливо дымила посреди поля: мама нам готовила картошку или кашу. Спали мы все на сеновале. Отец раньше всех уходил на работу. Брат в школу ещё не ходил - и ему можно было спать, сколько захочется, зарывшись в душистое сено. Я слезала с тёплого сеновала, умывалась в ведре с водой, где сверху звенела уже корочка льда, ела тёплую картошку или кашу, запивая молоком, и шла в школу.
   
   А ещё у нас на хуторе была яблоня "антоновка". Яблоки жёлтые, ароматные лежали в деревянном ящике под сеном в сарае. Ели мы их тоже с картошкой. Это было очень вкусно!
   
   Однажды моей подружке Оле из посёлка разрешили родители переночевать у нас в сарае на сене. Ей этого очень уж хотелось! Она до сих пор вспоминает, как это было здорово, и какие были вкусные яблоки "антоновки" с картошкой, хотя дома у неё было и тепло, и еда разнообразнее, но раньше она никогда не пробовала такого вкусного "блюда".
   
   К зиме в нашем доме в посёлке уже была готова для житья одна небольшая комнатка (служившая потом кладовкой). В ней была печка, было тепло. Спали мы в ней на нарах, временно сооружённых отцом, друг над другом.
   
   В школу я уже ходила вместе со своей подружкой, с которой мы дружим до сих пор.
   
   В начальной школе учились в наше время четыре года, а дальше - городской посёлок Воропаево в пяти километрах от дома и пятый класс...
   
   Кстати, автобусы тогда у нас не ходили и мы в школу добирались пешком и в начальную, и потом в среднюю. Путь старались сокращать по лесам и полям. Везде были протоптаны тропинки, через речки положены мостики. Автобус пустили к нам, когда я была может уже в седьмом классе, точно не помню...