Трудные места Библии проклятие Елисея

Виктор Тарасенко
    Библия является самой издаваемой и читаемой книгой на сегодняшний день, а если говорить о комментариях, переводах, и исследований, связанных с ней, то, пожалуй, как писал апостол Иоанн, говоря только о деяниях Господа Иисуса Христа: «…если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг…» - Иоан.21:25. Что уж говорить по отношению ко всей истории человечества?
   Тем не менее при всей многогранности методов исследований, комментариев и толкований Библии можно отметить ряд трудных мест, о которых она повествует, и которые вызывают у нас изумлённые вопросы: как это вообще возможно? Это так называемые «трудные места». Они, как правило, не избираются как темы для проповедей, потому что порой и мы в полной растерянности: почему Бог оставил нам эти упоминания? Ведь они не укладываются в наше современное понимание Бога и Его любви к человеку!
    Одним из таких мест, которое я хочу рассмотреть сегодня с вами, является так называемое «проклятие Елисея».
    В четвертой книге Царств повествуется о смене эпох в служении пророков – вместо грозного Илии, взятого на небо огненной небесной колесницей, на земле для продолжения служения Богу и Израилю остается его верный ученик Елисей.
    И всё бы хорошо: он желает и получает в двойне духовные силы своего учителя, помните его желание: «И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне» - (4 Цар.2:9), что и исполнилось, когда он увидел, как его учитель покидает эту землю, и взяв упавшую милоть своего учителя (верхнюю одежду) совершает свое первое чудо, аналогичное тому, что творил Илия: «и взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии, — Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей. И увидели его сыны пророков, которые в Иерихоне, издали, и сказали: опочил дух Илии на Елисее. И пошли навстречу ему, и поклонились ему до земли,» - 2 Цар.2:14-15
    Но то, что происходит немного позже ввергает многих людей верующих и неверующих в некий культурный шок. Это так называемое «трудное место» и я, с вашего позволения, назову его «проклятие Елисея»
   «И пошел он оттуда в Вефиль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка.» (4-Царств 2:23-24).
Совсем недавно один верующий человек задал мне некоторые вопросы, связанные с этой историей: Как, мог Елисей проклясть детей? И как Бог мог допустить медведицам растерзать ребятишек?  Согласитесь, что вопросы актуальны и искренни.
   Я и сам думаю, что было бы проще не упоминать о таком трагичном эпизоде в служении столь славного пророка, но Богу было угодно поместить описание этого события в Священном Писании, и нам нужно найти верное истолкование столь тяжелой истории.
    И первое, что я хочу сказать всем читателям, это то, что сегодня мы смотрим на мир совсем не так, как смотрели на него древние люди! Что я имею в виду?
    С приходом Христа на землю, с Его служением милосердия людям и Его непревзойдённом учением нравственности и любви, добровольным распятием за грехи всего человечества и Его чудесным воскресением для оправдания верующих в Него учеников, вся философия мироощущения всего человечества претерпела колоссальное преобразование!
    Раньше, до Христа, при проведении военных действий вражеская армия, идущая войной и осаждающая какой-либо город предлагала жителям добровольно открыть ворота города, и если это происходило, то захватчики, поступая по своему произволу, отбирали имущество, женщин, скот и ценности, все же оставляли многих жителей в живых, уводя их в рабство в свои царства, или оставляя их на родине, но облагая при этом их налогом, который следовало добровольно платить.
    Если же, защитники города вступали с врагами в битву, то при их поражении их всех: богатых и бедных, молодых или старых, знатных или простых ждало лишь одно – смерть всем без исключения, и это было, в те времена обычным делом, и никто особо не обсуждал жестокость врагов.
    Вопрос был прост: или ты сдаешься на милость врагу, и возможно он оставит тебе жизнь, уведя тебя в рабство, или ты вступаешь с ним в битву, исходом которой может быть победа, а может быть и смерть, и не только тебе, но и твоей семье - жене, детям, родителям и всем оставшимся в живых от битвы.
    Сегодня желаем мы этого или нет, но всегда в своих нравственных оценках мы исходим из высоких и не превзойдённых нравственных христианских постулатах о добре и зле, о любви и ненависти, о правде и лжи, и т.д., забывая, что битва духовная за души каждого из нас продолжается.
    Мы знаем учение Христа, даже если и не верим в Него. Весь мир сегодня пропитан пониманием христианской любви и Божьей любви к человечеству в целом и к каждому индивидууму в частности.
   Нас это в общем устраивает, и мы находим это вполне справедливым, даже если со своей стороны и не исполняем оставленных нам наставлений. Что же касается наших оценок происходящего в настоящем или произошедшим в прошлом, то мы предъявляем, казалось бы, очень справедливый и требующий ясного ответа строгий спрос: Как вообще это возможно? Как любящий Бог может допускать такое?
Но вернёмся к теме нашего рассмотрения этого несомненно трудного места: как вообще мог Елисей посылать проклятие, тем более в сторону детей?
И подобный этому вопрос: может ли Божий человек проклинать? Что вообще говорит Библия о проклятии? Оно допустимо в глазах Божиих или нет?
     При внимательном изучении Библии, к своему удивлению мы обнаружим достаточно много мест, где упоминается это слово и как оно действует в жизни людей.
     Мы встречаем слово «проклятие» в истории получения благословения Иакова от своего отца Исаака обманным путем с помощью своей матери Ревеки: «Иаков сказал Ревекке, матери своей: Исав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий; может статься, ощупает меня отец мой, и я буду в глазах его обманщиком и наведу на себя проклятие, а не благословение. Мать его сказала ему: на мне пусть будет проклятие твоё, сын мой, только послушайся слов моих и пойди, принеси мне.» Из этих слов нам ясно что и Ревека, и Иаков ясно понимали, что проклятие — это противоположность благословению, и тем не менее они сознательно шли на подлог с так называемыми «благими целями».
      Какие они плохие подумаете вы, но разве мы лучше? Сколько раз, прикрываясь благими целями, мы готовы совершать не вполне благочестивые дела?
Самое удивительное в той древней истории, да, пожалуй, и в наших подобных историях то, что Бог позволяет нам получать просимое, не наказывая нас мгновенно за наше лукавство. Хотя, если мы будем внимательно читать книгу Бытия, то вполне определенным образом увидим последствия этого обмана Иакова. Вспомним как многократно его обманывал его тесть Лаван, и как жестоко его, уже в старости, обманули родные дети (история продажи любимого сына Иакова – Иосифа в рабство).
    Библейский принцип: что посеет человек, то и пожнёт работал в древности, работает он и сейчас. Вопрос только в сроках. Наше понимание воздаяния за совершённые поступки или проступки и Божьи определения этих поступков и их последствий не всегда находятся в одной временной плоскости.
     Возвращаясь к теме «проклятие Елисея» нам кажется, что Бог чрезмерно строго наказал провинившихся детей, да и суд над ними был совершен практически мгновенно, они не успели подрасти, пожить на земле, не создали свои семьи, не оставили своего потомства… Как Бог мог такое допустить?
     На этот сложный вопрос мы попытаемся ответить чуть позже, а пока давайте рассмотрим значение слова «проклятие», попытаемся вникнуть в его суть.
Согласно еврейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона: «Проклятие (;;;;;, ;;;;;, ;;;;; в Талмуде — ;;;;;;). — Проклятие основано на вере в силу слова, которым можно навлечь любое несчастье на человека или вещь. В Библии имеются следы веры в сверхъестественную силу Проклятия (Пс., 109, 17, 18); то же следует сказать и о Талмуде, хотя, в общем, по Библии Проклятие, является не чем иным, как выражением известного пожелания, основанного на убеждении в правоте, почему пожелание и будет исполнено небом. В противном случае Проклятие обращалось на голову того, кто его произносил (Быт., 12, 3; ср. Бен-Сира, 21, 30), или не имело никакого действия (Прит., 26, 2). Господь мог даже обратить его в благословение (Втор., 23, 5—6).»
      А согласно Библейской энциклопедии архимандрита Никифора: «Проклятие (Быт. XXVII, 12) – в библейском употреблении означенное слово противоположно слову благословение. Под проклятием в противность благословению разумеется лишение благословения и осуждение на бедствия. Проклятие произнесено было в первый раз Богом по случаю грехопадения первых человеков (Быт. III, 17). Проклята земля за тебя, сказал Бог в раю согрешившему прародителю. Проклятие изречено Богом Каину (Быт. IV, 11). Проклятию подверглась земля со всеми живущими на ней, осужденными на истребление потопом во дни Ноя (Быт. VI, 7, VII, 21–23). Закон Божий вообще изрекает проклятие на всех нарушителей его: Проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге Закона (Втор. XXVII, 26, Гал. III, 10); но Господь Иисус Христос искупил нас от клятвы Закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано проклят всяк висящий на древе) (Втор. XXI, 23, Гал. III, 13). Проклятие на нарушителей закона торжественно произносилось израильтянами по занятии Земли Обетованной с горы Гевал (Втор. XXVII, 11). Иисус Навин произнес проклятие на восстановителя Иерихона (Нав. VI, 25), Елисей – на детей вефильских (IV Цар. II, 24), ап. Павел на лжеучителей вопреки благовествованию Христову (Гал. I, 7–9).»
      Исследовав таким образом значение и применение этого страшного слова «проклятие» мы должны быть подготовленными к столь суровым последствиям «проклятия Елисея», потому что видим из истории развития человечества, что однажды, в следствии Божьего проклятия весь род человеческий был истреблен (за исключением праведного семейства Ноя) и масштабы того бедствия были глобальны: от перемены климата и вымирания динозавров, до значительного сокращения земной жизни человека.
      Конечно сегодня все мы, как уже отмечалось выше смотрим на наш мир с христианской точки зрения, потому что наш Господь – Иисус Христос взял на себя все наши проклятия и осуждения и был за это распят на кресте Голгофы строго исполняя закон Божий: «Если в ком найдется преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлен, и ты повесишь его на дереве, то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день, ибо проклят пред Богом всякий повешенный на дереве, и не оскверняй земли твоей, которую Господь, Бог твой, даёт тебе в удел.» -Втор.21:22-23
     Мы понимаем, что вместо нас Он умер, взяв вину всех наших грехов и прегрешений, и воскрес для всех тех, кто верой принимает эту исключительную жертву.
     Возвращаясь к пророку Елисею и его «проклятию» нам следует понять всю ту обстановку, в которой это событие произошло. Это было крайне сложное время для Израиля в духовном отношении. Шла духовная война, где противники истребляли друг друга в том числе и физически (им еще не была открыта любовь Бога во Христе)!
     Вспомните отчаяние его учителя Илии: «И вошёл он там в пещеру и ночевал в ней. И вот, было к нему слово Господне, и сказал ему Господь: что ты здесь, Илия? Он сказал: возревновал я о Господе, Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять её.» - 3 Цар.19:9-10.
    Нечестивый царь Ахав и его жена Иезавель не гнушались убийством Божьих пророков и пытались окончательно расправиться со всеми верными Господу пророками, что, впрочем, неоднократно затем повторялось в истории развития церкви Христовой.
   Город Вефиль где произошли, описываемые трагические события, был центром идолопоклонства Израиля на то время. Там стояли идолы, в том числе золотой телец, поставленный еще царем Иеровоамом (3 Цар.12: 25-32) к которым евреи приходили на поклонение, и это было крайне омерзительно и противно Богу. Этим нечестивым поклонением были заражены практически все жители – от мала до велика, и несмотря над тем, что сила и дух Илии несомненно почил на Елисее (достаточно вспомнить о разделении Иордана, что несомненно стало известно и жителям Вефиля). Несмотря на то, что ему поклонились ему до земли сынов пророческие, жители Вефиля продолжали стоять в своем неверии и упорстве отступничества от истинного Бога Израиля, поклоняясь твари, вместо Творца. Надсмехаясь над пророком Божиим, дети надсмехались над самим Богом и Бог, заметьте не Елисей, принял и исполнил столь страшное наказание за их богохульство!
     А разве сегодня положение наших городов лучше? Как много народа идет в выходной день на поклонение истинному Богу? И как много людей идет на поклонение «зелёному змию»? Что избирали и чему учили своих детей жители Вефиля, и к чему это привело? Что избираем и чему учим своих детей мы?
Конечно, сегодня эта трагическая история гибели сорока двух детей, описанная в Библии, вызывает у нас глубокое сожаление. Но если подумать взвешено, то возможно выразить надежду, что эти растерзанные медведицами дети в вечности будут с Богом, т.к. Бог по-особому относится ко всем детям. И их смерть в том конкретном случае, на мой взгляд, была справедливым наказанием их родителей, которые оставались черствыми в своем неверии. Конечно, я не желаю не в коей мере никому пережить нечто такое, о чем мы с вами прочитали в этом «трудном месте».
    Как я уже упоминал, по-человечески для меня, было бы проще, если бы об этом не упоминалось. Но в том, что Бог поместил эту историю в Своё слово, говорит только об одном – Бог свят и справедлив, Его пути не наши пути, Его решения неизменны, Его наказания неотвратимы, Его истина непреложна, Его святость неописуема, Его милость неизменна, а Его любовь чрезмерна!
     Слава Богу, что сегодня мы, живущие совсем не лучше жителей и детей Вефиля, благодаря жертве нашего Господа Иисуса Христа можем благословенно жить здесь и сейчас на земле и иметь вернейшую надежду быть принятыми Богом в царствие Его в небесах!

ТВГ, г. Барнаул, март 2020 г.