Александре Родинадзе Дети войны

Кахабер Родинадзе Адвокат Батуми
Александре  Родинадзе:  Дети войны



Рассказывает  Александре  Родинадзе:


Каха, раз ты указал дату моего рождения, добавлю. Да, я 41 года рождения. Мы (мои одногодки) «Дети войны». Через 3 месяца после моего рождения началась Великая отечественная война. Отца сразу взяли на фронт. Здесь же скажу, он погиб через год. Остались мы, четверо детей. Младшему (мне) 3 месяца, старшему брату 7 лет. Одна мать, в городе, никаких средств к существованию. Правда, несмотря на то, что мы жили в городе, у нас был приусадебный участок  1200 кв. Метров.

Мать, как «белка в колесе» целый день крутилась, чтобы как-то накормить нас, четверых малолеток.

Но как это сделать?

Сильно помогал приусадебный участок. Мать целый день с рассвета до заката работала на участке. Выращивала овощи, зелень, почти все бахчевые, ведь надо было как-то прокормить нас. Часть урожая продавала на базаре (рынке).

До 1949 года было трудно всем, а нам в особенности. Да, мы «Дети войны», сироты. Росли голодные и холодные, оборванные и ободранные. Я говорю про себя, и мне за это не стыдно.

Очень сильно голодали, голодали и мои добрые и любимые соседи.

Особенно хочу отметить: Это дяди по отцовской линии. Хусеин, Дурсун, Ибрагим. Я и сейчас поддерживаю особенно хорошие, дружеские, родственные отношения с Нугзари - сыном моего дяди Дурсуна,  как и с тобой, Кахабер - внуком  Ибрагима.

Не могу оставить без внимания моих соседей, я их никогда не забуду. Это Широковы, которые жили напротив нас. Дядя Ваня и тётя Шура. У них дети наши ровесники. Старший Владимир, дочь Шура и младший Виктор (Витя). Может быть они помнят меня. Я думаю, помнят. Без преувеличения могу сказать, они кормили и поили нас сирот. Иногда и сами недоедали, но часть обеда обязательно нам.

Да и все соседи помогали, кто как мог. Вот, например Самсоновы. Их сын Владимир, мой самый близкий друг детства. К сожалению, мы не переписывались и так потеряли друг друга. Может быть Владимир  (Вова) Самсонов или его дети, внуки прочтут мою писанину, пусть откликнутся – буду очень рад.

Я хочу отметить моих соседей Виктора Гвазава, Якова Тедорадзе. Они всячески поддерживали нашу семью.

Еще раз отмечу: Мы, «Дети войны», многое пережили. Голод, холод, нищету, но выжили благодаря поддержке вроде бы посторонних лиц.

Не могу не сказать об огромной помощи государства – Советской власти. Она дала мне всё. И пищу, и сочувствия, и радость, и образования. Говор. Твёрдо и уверенно: Не было бы Советской власти, не было бы и меня.

Советская власть очень большое внимание уделяла детям, молодёжи. Особое внимание уделялось детям – сиротам войны.

Вот, например: В городе Батуми функционировал Парк пионеров и школьников, Дворец пионеров, Дворец юных техников. Сейчас остался лишь Дом школьников.

Хочу отметить Парк пионеров и школьников. Я был активистов Парка. В Парке работали почти все кружки – начиная от юных натуралистов и кончая юными моряками. Работал бесплатный зверинец. Надо отметить знаменитый ансамбль танца Грузий, т театр пионерского парка для пионеров и школьников. Редко где наверное работает для детей театр.

Украшение парка озеро «Нурие гель». Тогда об имени этого озера упоминали редко. Называли озеро Пионерского парка. при озере работали разные спортивные кружки, гребля, лодки, каноэ, байдарки – целая флотилия. Флагманом флотилии был теплоход «Пионер». Это было судно, которым полностью управляли дети. Лишь один руководитель кружка был взрослым моряком. Многие из кружка стали настоящими капитанами дальнего плавания. Некоторые военными моряками, например военный моряк Виктор Широков, капитан дальнего плавания Лазо Чиджавадзе.

Я дослужился до капитана теплохода «Пионер». Это были самые счастливые годы моего детства. Для нас, юных моряков, организовали разные экскурсии, как местные по Грузии, так и дальние по союзу. Так мы несколько раз побывали на теплоход «адмирал Нахимов», который ходил по линии Батуми-Одесса. Теплоход заходил во все города советского черноморья. Поти, Сухуми, Туапсе, Сочи, Новороссийск, Феодосия, Ялта, Евпатория, Одесса. В каждом городе судно стояло четыре час. Мы с интересом осматривали достопримечательности всех городов

Вот такое советское детство. Сейчас бы такое нашим детям.



Записал

Кахабер Родинадзе
адвокат
Батуми, Аджария
07.03.2020