Сибирский священник черновик

Александра Абабкина
От автора
Уважаемые читатели! Вы держите в руках художественную книгу, в которой рассказывается об одном из мученических подвигов времен гражданской войны в России. Думаю будет лишним повторять долгие речи о том страшном времени, столетие которого отмечалось в две тысячи семнадцатом году. Вам самим будет гораздо интереснее прочитать на страницах этой книги о жизни и подвиге простого русского священника. И понять его нелегкий и трудный выбор, который он сделал защищая свою веру. 
В наше современное время его поступок может показаться странным и даже нелепым. Однако если поглубже вдуматься в его смысл, порассуждать с точки зрения верующего человека, то конечно все сразу станет на свои места. Простой сельский священник проявил настоящее мужество и непоколебимую твердость в борьбе за свою веру, за свою душу. Постараемся же и мы в нашей повседневной жизни выбирать не угождение миру, а исполнение божьей воли о всех нас.





Глава 1. Беженцы

Длинной вереницей тянулись по проселочным дорогам женщины, дети и старики. Кое-где шли молодые мужчины. Но их было очень мало. Каждый взрослый нес на себе узел с домашним скарбом. Тяжелую поклажу везли на телегах с лошадьми. Однако их было немного. Линия фронта хоть и осталась позади, однако давала о себе знать раскатами пушечных выстрелов. Люди бежали от войны. Все они были голодные, кое-как одетые, с глубокой тоской и болью в душе.
Десятки тысяч жителей массово покидали насиженные места. На поездах они добирались до европейской части России, а иные доезжали до сибирских губерний. Среди беженцев, оказавшихся в Сибири, находился  диакон Дмитрий Неровецкий со своей семьей. Несмотря на бедственное положение, отец диакон твердо верил, что бог его не оставит и обязательно поможет. Поэтому он всячески утешал жену и детей.
— Ничего, ничего, — с улыбкой говорил диакон Дмитрий. — Скоро на новом месте устроимся.
Правда сам диакон понятия не имел каким образом ему придется устраиваться. Но он не терял надежды. Ведь он был молод и полон сил. К тому же впереди его ждала совсем другая, новая жизнь. И он очень надеялся, что эта жизнь будет лучше прежней.




Глава 2. Сибирь
Колеса перестали скрипеть. Это означало, что диакон Дмитрий добрался наконец до Архиерейского дома. Совсем замерзнув, он с трудом вылез из экипажа, расплатился с извозчиком он направился на аудиенцию к епископу Енисейскому и Красноярскому. Диакон Дмитрий вошел внутрь большого Архиерейского дома. Его сразу же окутало теплом от жарко натопленных печей. Он неуверенно прошел по большому коридору и осторожно открыл дверь в приемную. За столом, возле аккуратно сложенных бумаг сидел архиерейский секретарь. Когда диакон показался в дверях, секретарь тут же поднял голову и вопросительно посмотрел на отца Дмитрия. — У меня аудиенция, — как можно спокойнее и тверже произнес диакон. Но внутри его сердце трепыхалось и готово было вот-вот выскочить из груди. Секретарь вошел в кабинет владыки. Затем через несколько секунд вышел  и пригласил зайти отца Дмитрия. 
— Благословите владыко, — первым поздоровался диакон.
— Во имя отца и сына и святого духа, — негромко ответил епископ Никон, благословляя диакона. — Приветствую вас на сибирской земле.
Епископ Никон был очень незаурядным человеком. В разное годы он занимал должность ректора двух духовных академий. Затем был епископом Балтским, а потом Кременецким в Волынской губернии. За свое активное участие в общественной жизни Волыни он был избран в состав Государственной думы Волынской губернии. Епископ Никон принимал самое деятельное участие в борьбе за предоставление украинскому языку право официально преподаваться в школах. Однако такая позиция противоречила мнению властей. Возможно это и послужило причиной для отправки епископа на Енисейскую кафедру. Кроме того статус управляющего епархией исключал возможность нахождения в Государственной думе. Таким образом, епископ Никон в 1913 году был поставлен на Енисейскую кафедру. И вот теперь перед ним стоит его земляк диакон Дмитрий Неровеций и ждет своего назначения в новый приход.
— Ну что ж, — неспешно подытожил епископ, после короткого разговора. — Даю тебе время осмотреться, привыкнуть к новой жизни. А там и на новое место службы отправиться. Только уже в качестве священника. Нам пастырей сильно не хватает.
— Как скажите владыко, — сказал диакон Дмитрий.
После этого они попрощались и отец диакон поехал извещать семью о решении владыки.


Глава 3.  Тайга
В апреле месяце теперь уже иерей Дмитрий отправился на место новой службы. Село, которое определили за отцом Дмитрием, находилось в непроходимых лесах и было довольно большим и развитым. Часть жителей состояла из коренных сибиряков, часть из ссыльных, но в большинстве своем из переселенцев. Отцу Дмитрию предстояло духовно окормлять не только село Апаны, место своего непосредственного служения, но и другие приписанные к приходу деревни. Кроме своего священнического ремесла отец Дмитрий занимался преподаванием Закона Божия в двух одноклассных министерских училищах. Он был преподавателем от бога. Дети в нем души не чаяли. И батюшка был счастлив. Да счастлив несмотря на суровый климат и бедное житье. Дом священника оставлял желать лучшего. Доходы церкви были невелики. Но отец Дмитрий нашел здесь покой. И главное — он нашел место своего пастырского служения богу. Того служения, которым он очень дорожил.