Сказка 4 про Олимпиады и Олимпийцев

Александр Крапивин Эльф
 
   От  Геракла до Карелина.
Пройдёт немного времени, и в Сочи начнутся очередные зимние Олимпийские игры современности. В преддверии самого главного спортивного праздника планеты давайте освежим память и вспомним, как начиналось Олимпийское движение в древности, и как оно возродилось в нашу эпоху.
По дошедшим до нас хроникам и мифологическим преданиям, Олимпийские игры в античности самые знаменитые из всех спортивных состязаний и ристалищ из известных в древнем мире. Они собирались в честь Зевса Олимпийского через каждые четыре года, летом в Элиде, на северо-западе Пелопонесса, в священном городе Олимпии у подножия горы Олимп и холма Кроноса – Крониона.
            
                Древняя Олимпийская деревня
Олимпийским играм предшествовали погребальные игры в честь героя Пелопса, впоследствии возобновлённые Гераклом. Пелопс и Геракл считались учредителями первых видов состязаний: скачек на колесницах, бега и борьбы. В 4 веке до н. э. на основании реконструкции списков победителей была условно определена дата первых Игр – 776 год до н. э. установление порядка их проведения приписывалось в древности царю Элиды Ифиту, спартанскому законодателю Ликургу и ахейцу из Писы Клеосфену, заключившим с одобрения дельфийского оракула священный союз. Текс договора о правилах состязания был записан на бронзовом диске. Об этом диске впервые поведал Аристотель в 4 веке до н. э. хранился он в храме Геры, о чём сообщал ещё во 2 в. до н. э. Павсаний.
В Играх, поначалу имевших местный характер, с 15-й Олимпиады принимают участие жители Пелопонесса, с 30-й всей Греции, начиная с 40-х Игр к участию в состязаниях допускаются малоазийские греки и греки Великой Греции (Южная Италия) и Сицилии. Варвары могли присутствовать на играх только в качестве зрителей. После завоеваний Филиппа Второго Македонского (4 в. до н. э.), в эпоху эллинизма и во время господства Рима (со 2 в. до н. э.) участниками Игр могли стать даже выходцы из самых дальних окраин. Замужним женщинам, за исключением жрицы богини Деметры, запрещалось появляться на празднике под страхом смерти.
Дата проведения Игр, начинавшихся в первое полнолуние после летнего солнцестояния, определялась особой комиссией, о времени их открытия все греческие государства оповещались специальными послами – спондофорами. С этого момента начиналась экехерия – священное перемирие, длившееся два месяца (апполоний и парфений по элейскому календарю), когда прекращались все военные действия, и область Элида становилась «священной зоной мира», в которую никто не имел права вступать с оружием. Случаи нарушения экехерии были крайне редки и наказывались наложением штрафа или запретом принимать участие в Играх.
Агонотесией –  организацией праздника – с 572 года до н. э. ведали граждане Элиды, из числа которых на каждую Олимпиаду выбирали от 1 (в раннее время) до 12 ( в позднейшую эпоху) судей – элланодиков, деятельность которых контролировал олимпийский Совет – буле. Порядок на празднике поддерживали рабдохи-палочники. Для тренировок предназначались палестры, для состязаний стадион, гипподром и гимнасион с помещениями для атлетов, вокруг которого располагались площадки для борьбы. У алтаря Зевса Горкия атлеты приносили клятву в соблюдении правил олимпийских состязаний; статуя державшего в обеих руках молнии Зевса в булевтерионе была призвана внушать страх нарушителям законов Игр. У входа на стадион на каменной террасе были выставлены Заны – медные статуи Зевса, отлитые на деньги, полученные в виде штрафов с атлетов – нарушителей правил состязаний.
Спортсмены вместе с наставниками-тренерами съезжались в Олимпию за месяц до начала Игр для отборочных тренировок. Сами игры в 5 веке до н. э. длились 5 дней. В 1-й день происходили жертвоприношения у алтаря громовержца, где участники приносили клятву в соблюдении всех правил и законов соревнований. Во 2-й день проходили состязания мальчиков, в 3-й состязания мужчин, в 4-й конные ристания, в 5-й день заканчивался жертвоприношениями и был посвящён торжественной церемонии вручения наград.
Первым победителем на Олимпийских играх считался элеец Кореб (776 год до н. э.), который выиграл состязание в коротком беге на 1 стадий (192,27 м).
В 14-ю Олимпиаду (724 год до н. э.) в программу Игр вводится двойной, т. е. на два стадия, бег-диавлос, в 15-ю (720 до н. э.) длинный бег-долихос (от 7 до 24 стадиев), с 18-й (708 до н. э.) – борьба и пятиборье или пентатлон, состоявшее из прыжков, бега, борьбы и метания копья или диска. С 23-й Олимпиады (688 год до н. э.) появляется кулачный бой. В 25-ю – впервые вводится бег колесниц, запряженных четырьмя взрослыми лошадьми, в 33-ю (648 год до н. э.) – верховые скачки на взрослых лошадях и панкратий (борьба без правил и состязание на кулаках). В 65-ю Олимпиаду (520 год до н. э.) в программу включён бег в полном вооружении – гоплитодром. В 70-ю Олимпиаду (500 год до н. э.) появляется бег апены (колесницы запряжённой мулами), в 71-ю (496 год до н. э.) – кальпа (попеременный бег и скачка на колеснице).  В 93-ю (408 год до н. э.) – синорида (бег колесниц запряжённых двумя взрослыми лошадьми), а с 99-й Олимпиады (384 год до н. э.) – бег колесниц запряжённых молодыми лошадьми. В 131-ю Олимпиаду (256 год до н.э.) введены верховые скачки на жеребятах, а в 145-ю (200 год до н. э.) – панкратий для мальчиков.
С 720 года до н.э. атлеты ранее выступавшие в набедренных повязках, стали состязаться обнажёнными. Соревнования проходили по группам, в которые спортсмены попадали в результате жеребьёвки (по 4 человека). Победителю элланодики вручали пальмовую ветвь, с которой он должен был прийти на вручение наград. Имя победителя-олимпионика и имя его отца торжественно объявлялись и высекались на мраморных плитах, выставленных в Олимпии для всеобщего обозрения. Олимпионики были столь знамениты, что год олимпиады зачастую называли по имени победителя. С 7-й Олимпиады (752 год до н.э.) атлеты награждались венками из ветвей «маслины прекрасных венков», по преданию посаженной ещё самим Гераклом. С 60-й – им позволялось поставить в Альтисе свою статую. Во время пира, следовавшего за состязанием, в честь олимпиоников пелись торжественные гимны-эпиники, сочинённые знаменитыми поэтами Пиндаром, Симонидом, Вакхилидом. Древние греки считали победу знаком расположения божества, внимание Зевса к атлету и к городу, откуда он родом. На своей родине Олимпионики освобождались от всех государственных повинностей и пользовались почётными местами в театрах и на всех празднествах, также известны случаи когда они обожествлялись и почитались как местные герои.
Таким образом, Олимпийские игры были объединяющим центром всего эллинского мира, священные послы – теоры – представляли в Олимпии все греческие государства. Особо почитали Олимпийские игры греки из отдалённых мест, которым они помогали поддерживать связь с метрополией. Многие греческие города устраивали у себя игры по подобию Олимпийских или сооружали храмы Зевса Олимпийского (в Афинах, Халкедоне, Акраганте, Сиракузах). В Олимпию съезжались художники и поэты, а с пятидесятой Олимпиады утвердился обычай читать на Олимпийских играх литературные произведения и декламировать стихи. Отец истории Геродот, вернувшись с Востока, читал здесь главы своей «Истории», Сократ вёл здесь свои беседы, приходя из Афин пешком, со своими сочинениями выступали Платон, Софокл, Эмпедокл, Исократ, Демосфен и многие писатели и философы того времени. Греческие государства во время Олимпиад объявляли о заключении важных договоров, скрепляя их клятвами у алтарей богов и уведомляя о том всю Грецию. Имя торжественно объявленное на Олимпийских играх, становилось известно всему грекоязычному миру. На рубеже 4-3 веков до н. э. историк Тимей Сицилийский предложил вести летосчисление по Олимпиадам, четырёхлетним отрезкам от одной Олимпиады до другой.
Но уже ко 2 веку до н. э. Игры теряют своё великолепие, превращаясь в событие местного значения. В 85 году до нашей эры римский полководец Сулла, разрешил своим солдатам опустошить сокровищницы Олимпии, перенёс игры в Рим (175 Олимпиада – 80 год до н. э.), но через 4 года они вновь возобновляются в Греции. С величайшей пышностью и небывалой торжественностью они восстанавливаются императором Августом. Германик получил на играх венок, Тиберий в 4 году до н. э. стал победителем в беге колесниц. Но всех превзошёл император Нерон, в нарушение всех вековых правил, он объявил и созвал игры на 2 года раньше положенного срока. Мало того, он приказал уничтожить статуи всехь прежних олимпиоников и ввёл певческие состязания, в которых и стал первым «победителем». Сразу после его убийства, игры были аннулированы и объявлены недействительными. И наконец в 394 году нашей эры, Олимпийские игры, 293 по счёту, были запрещены как языческое празднество декретом римского императора Феодосия Первого Великого. В апреле 1896 года по инициативе Пьера де Кубертена, в Афинах состоялась Первая Олимпиада современности положившая начало современному олимпийскому движению.
               
                Пьер де Кубертен (1863-1937)
Вдохновителем и основателем возрождённых Олимпиад современности, был замечательный человек во всех отношениях, барон Пьер де Кубертен. В 1896-1916 годах, и в 1919-1925 годах президент, в 1925-1937 годах почётный президент Международного олимпийского комитета. Являясь французским общественным деятелем историком и педагогом, барон кроме всех прочих достоинств был ещё и литератором и очень добрым человеком. Проведя детство в имении матери – старинном замке Мервиль близ Гавра, он неожиданно для родных окончив колледж и вместо того чтобы стать военным, поступил на философский факультет Сорбонны (1880). Увлёкшись изучением истории, он не забывал и про спорт, активно занимаясь фехтованием и боксом, верховой ездой и греблей. Попутно изучая жизнь и культуру Древней Греции, он пришёл к выводу, что спорт необходимо вернуть в систему воспитания. Ведь именно спорт делал греков физически совершенными, выносливыми, здоровыми и прекрасными. Много путешествуя, Кубертен посетил в Греции знаменитую долину Алфея в 300км от Афин, где проходили древние Олимпиады. Став в 1887 году инициатором создания Союза французских обществ бега, он изложил свои реформаторские взгляды на систему образования в двух книгах, вышедших в конце 1880-х годах. «Воспитание в Англии» и «Английское воспитание во Франции».
Благодаря организаторскому таланту и блестящему знанию предмета, владению ораторским искусством и умению доказать свою правоту, он сумел зажечь идеей возрождения олимпийских игр многих своих современников, как политиков так и общественных деятелей и приобрёл своих сторонников во многих странах мира.
С 16 по 23 июня 1894 года в Сорбонне прошёл международный атлетический конгресс, на котором было принято историческое решение о возрождении олимпийских игр и проведении Первой Олимпиады в 1896 году в Афинах. Был избран Международный Олимпийский комитет (МОК), генеральным секретарём которого стал Кубертен. Конгресс утвердил разработанную им Олимпийскую хартию – свод основных правил и положений МОК. Впоследствии стал автором олимпийской эмблемы, ряда олимпийских ритуалов, текста Олимпийской клятвы.
               
В 1896 году после отставки первого президента МОК грека Деметриуса Викеласа (1835-1908), был избран президентом. В 1906 году по инициативе Кубертена МОК принял решение устраивать на олимпийских играх конкурсы искусств с целью восстановления связей искусства со спортом, что было характерно во времена проведения античных игр. В 1912 году в конкурсе искусств по разделу литературы был удостоен золотой медали за «Оду спорту», в которой выразил своё понимание спорта: «О спорт! Ты  - мир, прогресс, радость, справедливость, вызов, благородство, наслаждение, зодчий, плодотворность».
С 1918 года переехал в Лозанну, где была штаб-квартира МОК (с 1915 г.) В 1925 году ушёл в отставку с поста президента; почётный президент с 1925 по 1937 гг.
Кубертен был человеком многосторонних увлечений, о чём свидетельствуют написанные им в первой четверти 20 века книги: «Французская хроника», «Утилитарная гимнастика», «Всеобщая история» в 4 томах, «Основы города Будущего», «Олимпийские мемуары». Постоянно размышляя над будущим олимпийского движения, он старался усовершенствовать отдельные положения Олимпийской хартии. И всю свою жизнь он посвятил светлой олимпийской идее, и, завещая похоронить своё сердце в Олимпии, он был истинным фанатом (как сейчас принято говорить) Олимпийских игр!
Желаю Вам!
Олимпийское пожелание.

Желаю Вам – завоевать всё золото!
Желаю Вам – отдать все силы дорого!
Желаю Вам – завоевать всё серебро!
Желаю Вам – отдать своё добро!

Добро любви и радости,
Добро Победы сладости,
Добро красивой гордости,
Добро и счастье молодости.

Желаю Вам – побить рекорды все!
Желаю Вам – блистать везде!
Желаю Вам – себе быть верными!
Желаю Вам  - всегда быть первыми!

Быть первыми на стадионах,
Быть первыми на велодромах.
Быть первыми в батальных сценах,
Быть первыми на всех аренах!

Желаю Вам – всегда быть честными.
Желаю Вам – там быть успешными.
Желаю Вам – всегда быть смелыми,
Желаю Вам – там быть умелыми!

Быть честными, в любой борьбе.
Быть смелыми и на любой стезе.
Быть нежными и очень милыми,
Любить всегда и быть любимыми.