Сотворение Мира. Рассуждения

Михаил Акиньшин 2
     Как это произошло? На этот вопрос есть две основные версии ответа: религиозный и научный. Существует множество версий, особенно среди религиозных. Здесь, в основном, будет рассмотрена «библейская», как наиболее известная в православном мире России.
     Религиозная изложена в Библии и ее суть заключается в осуществлении Богом его намерений через «слово» в течение шести дней.  Творец  вечен, вездесущ, всемогущ и творит  мир как бы из  «ничего». Человека он создает по своему подобию в последний шестой день творения - примерно за 4000 лет до нашей эры, а за день до этого, завершает творение мира. Предполагается, что сотворенное имеет начало и будет иметь конец, когда все погибнут, но души достойных воскреснут в вечном царстве небесном, а грешники исчезнут после мучений в аду. Человек в этой версии имеет тройную эпостась: тленное тело, вечную душу и наполняющий их дух Божий.
    Наиболее известная научная версия заключается в следующем. Мир возник одномоментно в результате Большого взрыва примерно 14 миллиардов лет назад, планета Земля – примерно 4,5 миллиарда лет назад, жизнь по одним данным – 3,5 миллиарда лет назад, по другим – одновременно с самой планетой, то есть то же 4,5 миллиарда лет назад. Возникло все это тоже из «ничего», и после прекращения  расширения - «схлопнется», то есть  погибнет, из чего следует что Вселенная имеет начало и конец. Философы называют все, что возникло после взрыва – Бытием, а не существующее «ничто» до взрыва – Небытием. Такое «научное» объяснение  не согласуется с законом сохранения массы и энергии, согласно которому возникшему Бытию должно соответствовать адекватное по мощности то, из чего оно возникло. Ученые объясняют это не соответствие сингулярным состоянием мира до взрыва, то есть, простым языком - отсутствием  действующих ныне законов физики, или иначе: возможно, законы были, но их природа ученым не известна. Что касается всего живого - растений, животных и человека, то они тленны, но их «программное обеспечение» в виде генома – вечно, и при благоприятных условиях  из него могут быть воссозданы их погибшие носители. Что будет после гибели вселенной – объяснений нет. Очевидно, то же, что и при ее возникновении, то есть она вернется в прежнее сингулярное состояние, то есть, выражаясь опять простым языком,  в нечто неизвестное.
    Теперь после этого чрезвычайно упрощенного объяснения названных версий происхождения  мира, произведем их сравнение. Для начала отметим, что подлинными научными доказательствами, аргументы ученых  считать нельзя, так как они являются  не результатом действительных наблюдений, а умозрительными философскими рассуждениями, как и сама религия, а точнее - атеистической интерпретацией религиозной версии. Самое большое отличие заключается в том, что в религиозной версии до возникновения Бытия существовал творец - вечный Бог, а не « ничто», как в научной версии, что делает религиозную версию, несмотря на всю ее абсолютную мифичность и не доказанность, более убедительной с точки зрения действия закона сохранения энергии. Здесь Бытие возникло не из «ничего», а из вечно существующего самого Бога, то есть Мир – это материализованная эпостась Бога и все погибающее не исчезает, а возвращается в первоначальную добытийную Божью эпостась, называемую царствием Божьим. Что касается генома, то это та же интерпретация вечной души человека и ее модификаций в растениях и у животных.
    Теперь, кажется, следует привести некоторые сведения об истории возникновения теорий творения мира, дабы предметнее понять путь формирования самой идеи мироустройства. Откуда Моисей получил сведения о сотворении мира? Из его бесед с Богом, приведенных в Библии, не явствует, что он получил эти сведения от Бога. Темы этих бесед не касались интересующего нас вопроса. Очевидно, эти сведения были общеизвестными в то время и автор священного писания начал с них, дабы в соответствии с распространенными представлениями о литературном творчестве придать  произведению необходимую полноту и стройность изложения наподобие сообщений о Рюрике и Бояне в исторических произведениях наших славянских предков. Бог и через своего сына Иисуса ничего не сообщает своим ученикам о творении мира, хотя времени для освещения этого основополагающего вопроса творения всего "сущего" было более чем достаточно. В более древних источниках народов востока излагаются очень похожие версии о происхождении вселенной. Так в древней месопотамской цивилизации у шумеров и  древнего Вавилона просматривается та же «трехчастная» схема творения: бог-слово-вселенная, где синонимом «слова» выступает «мировой океан», и где вселенная имеет гелиоцентрическое строение. За тысячи лет до Моисея  в зороастризме были известны понятия о бесконечности времени и пространства и шарообразность земли и вселенной. В древнеегипетской религии Бог из себя с помощью все того же первозданного океана создает мир.
    Надо отметить, что религиозные представления о мироустройстве в древности не отделялись от протофилософских. Примером того могут служить «герметические» представления древнеегипетского мудреца Гермеса Трисмегиста, использованные позднее Платоном, Конфуцием, Буддой и др. философами древности. Так у Платона мир создан Творцом из идей, претворенных в предметный мир через мировую душу. Здесь наблюдается та же трехчастная схема мироустройства, душа человека бессмертна и после смерти человека направляется на небо – направо для безгрешных, налево – под землю для грешников. У Аристотеля мир также создан творцом, душа человека – божественна.
    История сотворения очень загадочна и маловероятно, что она возникла в воображении древних людей. В основе всякой даже самой фантастической легенды должно быть реальное событие. В нашем случае это исключается, человек не мог быть свидетелем произошедшего, так как он был сотворен после создания вселенной. Возможным объяснением возникновения знания о сотворении могло быть сообщение самого Бога Адаму, с которым Бог непосредственно общался в раю, или Адам узнал об этом, съев запретный плод с древа познания. Передаваемые поколениями друг от друга эти знания распространились по земле и дошли до Моисея вероятно в достаточно измененном виде в результате тысячелетних пересказов, что подтверждается отличиями версий у разных народов.
    Из приведенного здесь анализа, несмотря на расхождения в сроках и последовательности  возникновения отдельных элементов вселенной, обнаруживается значительное сходство основных принципиальных научных и религиозных положений о мироустройстве. Отличительные особенности одних версий как бы заполняют пробелы, имеющиеся  в других. Также следует отметить, что самые последние теории современных философов мало что добавили к древним представлениям. На сегодняшний день приоритет за религиозной версией, и вряд ли в ближайшее время научные исследования в области космологии и фундаментальной физике смогут опровергнуть существование Бога. И все же остается надежда, что в отдаленном будущем будет сформирована более убедительная ЕДИНАЯ теория происхождения и устройства мира.
   Сложилось представление, что «атеистическая» версия сотворения вселенной, является научной. Это не совсем так. Наука занимается изучением реальной действительности, т.е. уже сотворенной вселенной, а рассуждения атеистов и верующих о сотворении являются лишь умозрительными философскими рассуждениями. Вот что сказал по этому поводу Кант:
   …есть то, о чём мы не можем ничего знать. Хотите верить? Пожалуйста, сколько угодно. Однако не забывайте, что вы, рассказывая о своей вере, всего лишь выражаете свою мысль, а не описываете действительность, а это очень разные вещи.
     Состояние наших знаний по интересующему вопросу таково, что позволяет процитировать еще одного философа: "Я знаю, что ничего не знаю".
     7 марта 2020 г.