Турнир ораторов

Феликс Назаров
          Федор Петрович Посиделкин был человеком смышленым, не лишенным обаяния, но в тоже время не обременённым смелостью. В свои двенадцать лет он был на хорошем счету в школе, редко кто не удивлялся: «Какой мальчик! Что за прелесть!» Открой любую страницу дневника и увидишь только «5» да «Молодец!».
          Однажды после урока литературы учительница подозвала к себе Федора и, перебирая бумаги, сказала:
— Федя, у меня к тебе важное дело. Как ты знаешь, Олег Скрипальцев заболел и не сможет пойти на турнир ораторов на следующей неделе. Ты хочешь заменить его на состязании?
— Галина Сергеевна, ну я даже не знаю, я же не оратор, я этому не учился.
— Ничего страшного, научишься.
 — Нет, ну я … У меня же нет никакой практики. Дорофеева Катя лучше выступит! Помните, как я стихи вам рассказывал? Тихий ужас!
— Я тебе помогу с подготовкой, до четверга управимся.
— Турнир в четверг?
— Да. А что? У тебя какие-то дела?
           Еще какие дела были у Федора! Родители обещали сводить его в любимое кафе. А если турнир выиграть, можно у них чего-нибудь эдакого выпросить.
— Нет-нет, - пролепетал Федор, - все нормально. Я согласен и готов работать!
          Подготовка к турниру началась. Теория Федора не очень увлекала, но он учил все, что задавала учительница. Практика была поинтересней. Каждый вечер дома, стоя перед зеркалом, Федор сначала выполнял несколько упражнений для артикуляционного аппарата, а потом читал стихи великих поэтов, как положено, повышая или понижая интонацию, выделяя кульминационные моменты  жестикуляцией. Учительница помогла Федору написать речь для выступления и отрепетировать ее. Все уже было готово, оставалось только выступить и победить.
          И вот этот день настал. Федор приехал с сопровождающим его библиотекарем в какую-то школу, зарегистрировался, зашел в шумный актовый зал, уселся на ближайшее свободное место и нервно стал перечитывать цитаты древнегреческих философов. Шла минута за минутой, а Федя повторял изученный материал и в страхе посматривал на часы, предвкушая скорый риторический бой.
          Внезапно заиграли музыканты и нервы у Посиделкина. На сцену вышла женщина и своими словами "Здравствуйте, ребята!" оглушила половину зала, видимо, кто-то из ответственных по организации турнира недосмотрел за громкостью микрофона. "Господи! Зачем же так пугать-то? Мне страшно и без ваших страшилок," — подумал про себя Федор. Всё, о чем говорила женщина, не отложилось в его памяти, пока не начался «призыв». С каждым порядковым числительным, оглашаемым завучем, Федя волновался все больше. Четвертый класс. Ребята дружно встали и отправились в указанный кабинет. Пятый класс… Шестой класс. "Настал мой час," — нехотя признался самому себе Посиделкин. Делать нечего, пошел наш Федор с другими шестиклассниками в добрый, так сказать, путь до кабинета №312, где ему предстояло продемонстрировать свои ораторские навыки на деле.
          Прошла жеребьевка, в которой Федор вытянул третий номер, и состязание началось. Участники выступали с заранее подготовленной речью на тему «Роль театра в жизни школьника».
         Первой к доске вышла симпатичная девочка с русыми волосами, заплетёнными в косичку, держащая в руках листок с текстом.  Федору не запомнилось ее имя, так как она очень тихо и быстро его произнесла, потом так же быстро прочитала что-то с листка и села на место.
         Вторым выступал Герман. Этот персонаж произвел  на Федора гораздо большее впечатление. Одетый во всё чёрное, высокий и стройный, с многочисленными блестящими перстнями и взглядом, проникающим прямо в душу, Герман резко контрастировал со всеми присутствовавшими в  аудитории. Читал он без листочка, а его низкий голос пробирал до мозга костей.
            Перед тем, как описать выступление Посиделкина, сначала стоит взглянуть, что творилось в его сознании, когда Герман закончил свое выступление. « Ну всё мне конец. Я боюсь, мне страшно,» -- думал про себя Федор. Его мысли перепутались и сбились в комок,  уверенность куда-то улетучилась, а руки опустились ниже колен.
           В таком состоянии пошел наш Федя к доске  и, окинув взглядом ребят, хотел уже вернуться на место, но нельзя. Колени его дрожали от страха, язык пересох, взгляд метался из стороны в сторону, хорошо, хоть в обморок не упал.  Шутки шутками, но главный оратор этого турнира все-таки стоял у доски и готовился поразить всех присутствовавших своей гениальной речью. Давай, Фёдор, начинай! И он начал.
— Всем привет, меня зовут Федор Посиделкин, я из школы №4, я в шестом классе. Тема моего выступления – «Роль школьника в театре». Ну…
— Федор, повтори тему, пожалуйста, -  выкрикнул кто-то из детей .
— Хорошо, «Роль театра в жизни школьника». Так вот, что я хотел сказать… Ах да, как сказал татарский поэт Габдулла Тукай, «Театр  - и зрелище и школа для народа», это значит…
            Посиделкин сделал попытку подсмотреть трактовку этой цитаты  в своем листке, но оказалось, что он забыл очки на парте, ничего страшного, Федор решил выступать по памяти.
— Это значит, что театр является зрелищем и в то же время школой для народа. Ну, а что касается насчет ролей школьника в театре, то школьники могут играть разные роли -  если это взрослый театр, то школьники могут играть, то есть чаще всего играют роли детей, а в детском театре школьники могут играть роли любых персонажей. В заключение хотелось бы сказать, что театр очень важен, он развивает в детях такие чувства как… чувственность и прочие… Спасибо за внимательность, то есть за внимание.
            Жалкое зрелище, и Федор это понимал. Совершенно опустошенный, он сел на место, надел очки и, заглянув в свой листок, понял, что написано там было совсем другое. Как же все это могло так просто вылететь из его головы в самый ответственный момент?
             По окончанию турнира в актовом зале огласили результаты. Среди шестиклассников третье место досталось Солончакову Глебу, второе место -  Писаренко Анастасии, а первое место заслуженно получил Шляхтер Герман. «Ребята, если вы не услышали свою фамилию, то можете подойти к стенду в фойе и посмотреть результаты,» - сказала завуч и попрощалась.
            Федор спустился вниз, подошёл к стенду и выяснил, что его место двадцать третье, самое последнее. Посиделкин немного расстроился, но быстро успокоился, ведь турнир уже закончен, а до следующего целый год впереди.
             В приподнятом настроении Федор вышел из школы, его ждала вкусная пицца в любимом кафе.