Мишель Монтень

Леся Каплун
В моих руках маленькая по формату книжица с пожелтевшими листочками: Мишель Монтень "Об искусстве жить достойно".

И сразу в глазах лето, Пятигорск и мы с мужем. Отпуск. Мы "дикари', то-есть без путёвки, без ночёвки, без еды и без графика - свободны, как птицы. В нашем распоряжении целых 18 дней - годовой отпуск медицинских работников.
Из объязательного - 10 сеансов народных ванн для моих ног -трудяг. Они у участкового врача устают не меньше, чем голова. А в остальном - гуляй и читай. Привычка читать вслух, из необходимости в годы учёбы в институте, превратилась в наслаждение. Прежде писала конспекты и читала я, а он слушал и запоминал. А теперь мы поменялись - я слушаю и вяжу, а муж читает вслух, артистично подражая героям.

На сей раз предметом является эта маленькая книжица. Об авторе я не слыхала. Он жил в 16 столетии возле города Бордо, в родительском дворянском поместье,
(!533 -1592 год), получил юридическое образование, дважды был избираем в мэры города, рано ушёл в отставку и посвятил жизнь наблюдениям и размышлениям над жизнью во всех её проявлениях. Результатом явился труд из трёх философских книг, названных просто - "ОПЫТЫ".

Монтень, как философ, необычен и по образу жизни и по стилю труда. Он просто жил и наблюдал, очень подробно , уделяя внимание и бытовым мелочам. Поэтому когда его читаешь, всё ясно и просто. а говорит он обо всём - о законах, о религии, о морали, о воспитании детей, о вкусах, о добре и зле,войнах и революциях, о смерти
об этике.. Стиль письма -свободный, мысли раскованные. Это повествование.
Но им зачитывались Герцен и Вольтер, Пушкин и Лев Толстой - глубокие умы и
выдающиеся люди всех времён.
Как человек он сам обладал выдающимся умом, тактом и обаянием.

Монтень жил в эпоху заката Средневековья и начала эпохи Возрождения. Одна славилась владычеством церкви и инквизиции, смутами, борьбой между разными церковными течениями. Со второй начался расцвет всех наук, культуры, свободы личности. Это не имело чётких границ и потому было сложным временем перемен.
Монтень не был религиозным, но не выступал против церкви. Он во всём был умеренным. Такова была его философия - ясная, светлая. человечная.- результат свободного размышления о жизни. "Мир наш- только школа, где мы учимся познавать."  Он за критическую самооценку ума, за терпимость к иному мнению

Монтень отстаивает свободное, гармоничное развитие личности. Человеческая жизнь, построенная разумно,  есть гарантия благополучия и процветания общества. А говорить что надо всё для общества и ничего для себя, хоть и кажется благородным, на самом деле таким не является. То общество счастливо в котором счастлив каждый человек. Интересы гражданина и общества должны совпадать.

Интересны его рассуждения о смерти. Он считает что смерти нет. Есть переход одного в другое. И таково его отношение к естественной смерти. Он в этом призывает слушать Природу, у которой нет трепета перед смертью. Он учит и жить, и умирать достойно и уделяет этому немало внимания.

Монтень призывает прислушиваться к Природе, она мудра и человеку есть чему у неё учиться.. По поводу успехов цивилизации, он не испытывает особого восторга поскольку наблюдает нанесение ущерба Природе.
"Мы настолько загрузили  красоту и богатство её творений своими выдумками, что можно сказать, едва не задушили еe ."  Что бы он сказал сегодня? Эта тема не популярна сегодня, вернее, спорная.
Я на стороне Монтеня. Этот разговор серъёзный и обойтись фразами в нём нельзя.
 
В отношении революций у Монтеня такое мнение, что ни одна из них не стоит пролитой за неё крови. Более того, победители просто меняются местами с побеждёнными и раньше или позже становятся такими, какими были их противники. Разве не так? А потери и страдания выпадают на долю народов. И самое дикое, безобразное и кровавое - есть гражданская война.
(Даже на протяжении одного поколения мы можем сами убедиться в этом. Вот и Монтень говорит - надо уметь находить выход с помощью разума и воли.)

"Оберегать свободу нашей души"
По мнению Вольтера, Монтень тончайший психолог и вдумчивый аналитик человеческой души. Он исследует себя в первую очередь. Он сторонится суеты, славы, лёгкой наживы, искушения властью. Ему претит жизнь в толкучке, приноравливаться к вкусам и модам двора. САМАЯ ВЕЛИКАЯ ВЕЩЬ НА СВЕТЕ - ВЛАДЕТЬ СОБОЙ, По словам современников Монтень гостеприимен, вежлив  и весел. Он оптимист и при сомнении скорее истолковывает в позитивную сторону. Он дорожит  мнением общественным и окружающих, искусно ведёт беседу, дает наставления юношам. В нём нет гордыни, Он заботится о гармонии своей души.
Он говорит: "Моё истинное призвание - общаться с людьми и созидать. Весь я обращён к внешнему миру, веcь на виду и рождён для общества, для дружбы.."

Жизнь сложна и многообразна, Нелепо думать что есть ответы на все вопросы и ситуации. Монтень говорит, что каждому приходится находить их своим умом.
С его точки зрения, умение построить свою жизнь свободно и достойно в гармонии с Природой- трудное и увлекательное искусство. Сомнение, терпимость и здравый смысл, разумное чувство меры - защищают гармонию его личности, как стены родового замка. Мой дом - моя крепость. Он об этом говорит как проповедует. Вся его жизнь  есть летопись самоусовершенствования и духовной жизни. Его опыты ещё при жизни выдержали несколько изданий и завоевали большую популярность.
 
Острый интерес к Монтеню сохранился до нашего времени. О его "Опытах" написано больше трёх тысяч работ- целая библиотека.. Но и в нём самом есть противоречия. Например,  его отношения с церковью - не религиозен, но в хороших отношениях. Или в законе: свобода личности и строгое исполнение законов. Они не всегда совпадают.
Но главное в нём - страстный поборник мудрости, знания, просветитель и педагог, создавший программу развития гармонической свободной личности.
Не все можно переводить в наше время и в наш мир, но главное, в них призыв и побуждение к диалогу. Мысли живут в сознании людей, они не готовые советы, а мысли мудреца  и они призывают каждого не к следованию за ними, а к поиску своего собственного пути - искать и находить его.

Мне не хочется утяжелять свою заметку цитатами из произведения. Я надеюсь, что из неё можно понять в чём значение Мишеля Монтеня и его труда.
Мы приобрели три книги "Опыты", но скажу что для общего образования и практического значения можно ограничиться книжкой "Об искусстве жить достойно'.
Читать её легко и приятно. Я заинтересовалась тем, насколько она помогает  в вопросах  самовоспитания и нахожу положительный ответ. Я сравнивала свой образ мышления, своё отношение к жизни и находила много совпадений во взглядах. Мы не различаем что нас воспитывает, некогда и не до того, но когда приходит время и появляется возможность - хочется узнать самому себя, хотя, конечно, чем раньше- тем лучше.
Тем же, кто обратит внимание на мою информацию, я выражаю сердечную благодарность и желаю успехов в познании себя и мира.

Леся Каплун
 год 2020