SOS - сигнал бедствия. Охота на слова

Александр Ерошкин
SOS (СОС) — международный сигнал бедствия в радиотелеграфной (с использованием азбуки Морзе) связи. Сигнал представляет собой последовательность «три точки — три тире — три точки»... Этот сигнал считается мнемоническим.

Мнемоника с древнегреческого — искусство запоминания. Но тут так подобраны сигналы, что их легко запомнить.

СОС как сигнал бедствия «Спасите наши души» у нас в классе часто упоминала наша учительница географии, и я был уверен, что знаю, что такое СОС.  А потом проспорил своим двоюродным братьям, учившимся в малокомплектной сельской школе. Я –то считал себя городским, всё знающим, а они подошли со стороны алфавита.
- Сколько букв в русском алфавите? – 33.
- А в немецком?
 А мы тогда только начали изучать немецкий и я помнил, что 26 букв. Позднее я узнал, что английском – 28 букв. А в итальянском, к примеру, 21 буква плюс пять греческих.
И мне мои родственники говорят, что любую мысль можно выразить всего двумя знаками. Не буквами, а знаками. Я не смог поверить. Мы поспорили. Я проспорил. Правда, поспорили не на деньги – у меня их никогда не было; не на корову – она принадлежала не мне; не на шелбаны. Не всегда же спорят на что-то материальное. Я проспорил и помню об этом всю жизнь. А это две жизни Пушкина. И даже чуть больше.

От своих двоюродных братьев, которые младше меня, я узнал об азбуке Морзе.  В ней сигналы передаются всего двумя знаками: точкой и тире, а каждая буква имеет своё обозначение. Из немецких источников я узнал о трёх знаках в азбуке Морзе: Punkt, Strich и  Pause, по-русски это точка, тире и пробел.

Впервые азбуку Морзе я переписал из тетради своего двоюродного брата. А потом обнаружил её в серии книг, которые тогда появились.  «Книга юного пионера второй ступени», «Книга пионера», «Книга вожатого», «Пособие для допризывника»…  До 1960 года в СССР была издана серия уникальных книг, которые комплексно развивали у детей умения и навыки.

Как не заблудиться в лесу? Как определить стороны горизонта? Как развести костёр с одной спички? Как заштопать носок? Как вырастить дерево? Как провести сбор пионерского отряда? Как запаять прохудившуюся кастрюлю? Как отремонтировать утюг? Как починить будильник?

Чего-то не знаешь, нашёл по оглавлению и вникай в суть дела. Не знаешь сам – спроси у товарища. Книги те учили коллективизму.

Тысячи подобных вопросов. Масса полезных советов на каждый день. Скопируйте название книги и через поисковик социальных сетей откройте. Само оглавление подскажет много интересного. Я встречал сообщения, что эти книги переиздаются. Некоторые развивающие учебники сталинской эпохи, по которым, к примеру, я сам учился, я приобрёл. Мои учебники были в основном чёрно-белыми, но они развивали мышление. А потом полиграфические возможности выросли, учебники стали красочнее, но тупее.

Я работал в школе, в комсомоле, в газете и нередко обращался к тем книгам, потому что они содержали добрые советы. Мы не сразу заметили, как злые дяди и тёти во власти и в науке подменили знания на незнания, доброе на злое, развитие на торможение.

Система искусственного сдерживания развития людей породила эпоху неумех. Мы оказались в мире одноразовых вещей, кто-то невидимый, но явно недобрый гонит нашу якобы цивилизацию – к самоуничтожению. Появились недоразвитые Греты Тумберг, ставшие кумирами для миллиардЭров типа Дерипаски,  призывающие не учиться, не знать, не уметь, закрыть заводы, уничтожить фермы. Ежеминутные телешоу с коронавирусом, разрыв нарабатываемых веками связей между странами и народами, запреты на туризм и торговлю служат тем же целям.

Пора трубить, кричать, посылать через все доступные средства коммуникации сигналы СОС – SOS.

Повторю.  SOS (СОС) — это  международный сигнал бедствия с использованием азбуки Морзе в радиотелеграфной связи.

 Сегодня есть более эффективные сигналы, но они не действуют, поскольку сильные мира сего создают условия для всеобщей паники и подогревают  негативные события.

По немецким источникам я выяснил, что SOS как сигнал бедствия был впервые разработан в 1912 году, а впервые прозвучал  в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года из радиорубки «Титаника», столкнувшегося с айсбергом. Но те, кто находился вблизи и мог оказать помощь, этот сигнал не услышали.

Моряки разных стран часто расшифровывают аббревиатуру S.O.S. по-разному.
 
«Спасите наши души».
«Спасите От Смерти». 
 Save Our Souls.
Save Our Spirits.
Rettet Unsere Geister
Rettet Unsere Seelen
R;dda V;ra Andar
Red Onze Geesten
На каком бы языке это ни звучало, это не меняет сути самого сигнала: три точки – три тире – три точки. А словесное объяснение - это народное творчество.

И ещё надо помнить, что сигнал СОС – это не означает спасение. Оно, спасение, зависит от каждого, от его желания приложить усилия для спасения. Впрочем, можно  ничего не делать в ожидании помощи со стороны. Но придёт ли она? К «Титанику» не пришла…

В   сети отыскал стихи оптимизма. Их автор Анна Опарина.

Учила бабушка меня:
«Нет, не течёт вода под камень,
А в печке не зажжешь огня,
Коль не заполнена дровами.

А если сладко хочешь спать,
Не уповай на Божью милость,
Соломку надо подстилать,
Да и следить, чтобы не сбилась.

Не смей — чужого не бери!
Своё - храни. Уж, как сумеешь.
А слёзы вытри, не реви,
От жалости к себе — слабеешь.

У Бога много не проси,
Но верь, что край придет — поможет.
Гнев неразумный погаси,
И на судьбу не злись, негоже.

Не  жди, что кто-то принесёт,
Поди, возьми, ведь ноги держат.
А коль беда — то кто спасёт?
Сама хоть что-то сделай прежде.

Пусть боязно, пусть не с руки,
Другие могут — ты пытайся.
Глаза у страха велики —
Но всё получится — старайся.

А за обиды не держись —
Прощай их…  Если бы я знала…»
Учила бабушка, а жизнь
Её науку подтверждала.