558 Курево от ПБПЛ Сванетия 9 октября 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

558 «Курево» от ПБПЛ «Сванетия». 9 октября 1973 года.

Сводка погоды: Вторник 9 октября 1973 года. Атлантический океан. Северо-Восточная Атлантика. Северное море. Норвежская метеостанция «Листа флйпласс» (город Вестбюгда, Южная Норвегия), географические координаты: 58.100,6.633, первое наблюдение: 01.01.1973 г., последнее наблюдение: 10.08.2007 г. дала следующие данные по погоде в морском районе на границе Северного моря и пролива Скагеррак: максимальная температура воздуха +7.0°C, минимальная +6.0°C, средняя температура воздуха +6.2°C. Без осадков. Скорость ветра слабая - 3 м/с (2 балла по шкале Бофорта). Короткие волны максимальной высотой до 0,3 м, гребни не опрокидываются и выглядят стекловидными. Из-за понижения температуры воздуха ветерок ощущается лицом, обдувает лицо и холодит щёки. Эффективная температура воздуха в данном районе Северного моря + 3.4°C.

- Сегодня уже 9 октября (1973 г.), - писал я в письме моим родителям. - Сегодня, наконец-то, в 3 часа ночи подошли к мысу Скаген. Здесь нас уже ждало судно. Только что закончился приём продовольствия. Оно как раз кстати. У нас его оставалось дней на несколько.
- Дождь моросящий. Ветер с океана и зыбь. Вот погодные условия. Однако поработали на славу. По КГС услышал голос командира корабля капитана 3 ранга Е.П. Назарова: «Всем свободным от вахт на помощь в погрузке продовольствия!». Бросил всё и пошёл.
- Редко на корабле можно поработать физически. Этот недостаток устраняем вот так – при погрузке чего-то на корабль, а в иное время гантелями, резиной и гирей.

Судно, с которым мы встретились у мыса Скаген, было необычным; это была плавучая база подводных лодок – ПБПЛ «Сванетия» Краснознамённого Северного флота. «Сванетия» была очень странным по внешнему виду судном. Внешне оно выглядело «старым», «не модным», «древним», то есть 20-30-х годов постройки, «довоенным». Так выглядели британские эсминцы из АУГ морских учений «Быстрое движение» ВМС США-НАТО, то есть с вертикальным «обрубленным» форштевнем и высокими (почти до клотиков мачт) дымовыми трубами «паровых машин».

Всю вторую половину ночи 9 октября 1973 года, почти до утра, боцмана и свободные от вахт моряки-свиреповцы с азартным упорством обустраивали «канатную грузовую дорогу» между ПБПЛ «Сванетия» и БПК «Свирепый». Потом они «возили» по этим канатам-тросам тяжёлую металлическую решетчатую «корзину», доверху нагруженную ящиками, мешками, коробками, снова ящиками и снова мешками. В ночной темноте, но в ярком свете прожекторов, трудно было разобрать, что же было в этих ящиках, коробках и мешках. Однако каждую «корзину» моряки встречали радостным рёвом и охотно несли сначала в тесный тамбур на баке, затем спускали по невысокому трапу внутрь небольшой площадки перед дверями в ленкаюту и в камеру вентиляторов и пожарных насосов, а затем по трапам и коридору личного состава тащили в кладовые или сразу на камбуз. Все ждали «курева» и жадно принюхивались к каждой коробке, каждому ящику, каждому мешку, хотя в мешках, судя по всему, были овощи, мука и сахарный песок. 

Приёмкой грузов и продовольствия заведовал неугомонный, гибкий и невероятно вездесущий, как Фигаро, помощник командира по снабжению лейтенант Михаил Казаченко. Кстати, одной из его обязанностей был контроль над тем, чтобы ни один мешок, ящик или коробка «не ушли на сторону», «не потерялись», не поломались или не порвались. Дело в том, что о содержимом мешков, ящиков и больших картонных коробок моряки узнавали либо на ощупь, либо по запаху, и каждый раз обнюхивали всё в надежде, что с ПБПЛ «Сванетия» нам передадут коробки с сигаретами. Нам дали только один блок сигарет, но только в  самом конце погрузки. Видимо, моряки с ПБПЛ «Сванетия» тоже бывали на БС (боевой службе) и тоже «плавали» и знали, что «самое вкусное», ценное и дефицитное даётся только по окончании тяжёлых работ, но то, что наградой за наш ночной аврал нам будет только один единственный блок сигарет, - этого никто не ожидал…

В эту ночь 9 октября 1973 года мы получили с ПБПЛ «Сванетия» десятки мешков с картофелем, луком, морковью, капустой и свеклой. Мы перетаскали десятки ящиков с мясными, овощными и фруктовыми консервами в жестяных и стеклянных банках, десятки картонных коробок с сухофруктами и изюмом для компотов и несколько больших картонных коробок с чёрным байховым чаем; что-то ещё в ящиках, коробках и больших бумажных пакетах. Поэтому этот единственный блок сигарет нам, естественно, показался не подарком, не призом, не наградой, а некоторой издёвкой, насмешкой, обманом…

Что это было? Отсутствие сигарет у самих матросов и командиров ПБПЛ «Сванетия»? Сбережение сигарет для экипажей «своих» подводных лодок? Непонимание сути братской военно-морской помощи и поддержки? Не знаю. Не знал тогда, не знаю и сейчас. Этот случай с единственным блоком сигарет на весь экипаж боевого корабля остался непонятным недоразумением, так как также по непонятным причинам моряки ПБПЛ «Сванетия» с нами почти не общались, не разговаривали и ограничивались только командными и служебными словами, естественными, для перемещения грузов между кораблями по канатной дороге.

Этот драгоценный и вдруг, ставший для всех неприятным сюрпризом, блок сигарет лейтенант Михаил Казаченко доставил командиру корабля капитану 3 ранга Евгению Петровичу Назарову. Он удивился, что блок сигарет только один, сначала не поверил, засомневался, а потом, когда узнал от многих участников и свидетелей этого случая  правду, посуровел и приказал раздать все сигареты тем офицерам, мичманам, старшинам и матросам, которые особо страдали от отсутствия «курева». Я знаю, что некоторые «страстные курцы» отказывались от этих сигарет.

Я не рассказывал бы в этой книге об этом блоке сигарет с ПБПЛ «Сванетия», потому что не хочу бросать тень сомнения на моряков этого корабля. Повторяю, я не знаю истинной причины, почему нам в самом конце ночного аврала подарили не ящик, не сотню, не десяток, а только один блок сигарет. У всего есть свои причины, субъективные или объективные, но для моряков-свиреповцев такой поступок был несколько обидным и несправедливым, но мы восприняли этот случай как ещё одно испытание нашей силы воли и, если хотите, мужества.
 
Ещё ночью, помогая замученным боцманам таскать и принимать в носовом тамбуре мешки и ящики, я вдруг осознал, что такое количество продовольствия годится ещё для одного месяца БС (боевой службы). Своими подозрениями я ни с кем не поделился. Думаю, что и другие матросы и старшины, участники этого ночного аврала, понимали или предчувствовали что-то подобное.

Места для расположения такого количества ящиков и мешков на нашем корабле в процессе приёма продуктов с ПБПЛ «Сванетия» не хватало. Моряки-свиреповцы, добровольные помощники боцманов и хозяйственной команды, один за другим начали потихоньку «смываться» по пути мимо кубриков и боевых постов. Вскоре все свободные площади по пути следования «продовольственной команды» были заставлены коробками, ящиками и завалены мешками. В носовом тамбуре прямо перед дверью в ленкаюту тоже стопкой уложили мешки с сахарным песком.

Убедившись, что в крайней «корзине» канатной дороги между БПК «Свирепый» и ПБПЛ «Сванетия» нет мешков с почтой, я тоже тихонько «свалил налево», воспользовался паузой в приёме тяжёлых ящиков с консервами и незаметно скрылся за дверью в ленкаюту. Здесь я просто рухнул в чём был (в рабочей матроской робе и ботинках-прогарах) на свою постель между библиотечными стеллажами и мгновенно уснул, как вырубился.

Утром 10 октября 1973 года, как только забрезжил солнечный свет, я выскочил на сигнальный мостик, чтобы лучше рассмотреть странное судно – ПБПЛ «Сванетия». Точно посередине этого судна «торчала» большая дымовая труба с кольцом-венчиком на вершине, на которой были прикреплены большие металлические серп и молот. Вероятно, эта дымовая труба была центральной грот-мачтой, потому что строго по бокам вершины трубы «торчали» два рея, к которым были прикреплены сигнальные фалы. Справа рядом с вертикальной дымовой трубой опять же «торчала» мачта навигационной РЛС, а с левой стороны – стойка с шарообразной рамкой радиопеленгатора. На мачте РЛС (вокруг передающей антенны) вырисовывалась решетчатая конструкция «вороньего гнезда» (площадки обслуживания).

Передняя фок-мачта судна имела по бокам две больших (в рост мачты) «выхлопных трубы» с загнутыми концами, а также вертикально примкнутую к мачте грузоподъёмную стрелу. На марсе фок-мачты висели прожектора и светильники, блоки и другие приспособления для транспортировки грузов. Выше, почти у самой вершины, располагался фок-рей. Кормовая или бизань-мачта была выше, чем фок-мачта и «дымовой трубы» (грот-мачты). На её вершине была какая-то странная решетчатая конструкция, «палка» ещё одной навигационной РЛС, опять прожектора, фонари, антенны. Под кормовой бизань-мачтой была одноэтажная надстройка с верхней палубой-крышей, обрамлённой стойками и леерами фальшборта. Перед носовой фок-мачтой в наклонном положении торчала грузовая стрела кран-балки.

На судне ПБПЛ «Сванетия» было несколько грузовых и спасательных катеров и вёсельных шлюпок. Средняя большая надстройка с открытым ходовым мостиком на «крыше» располагалась вокруг «дымовой трубы» (грот-мачты). По бортам судна строго по уровням внутренних палуб имелось много круглых иллюминаторов. Это странное судно с косым, но не «стремительным» форштевнем, больше всего походило на старинный полу-пассажирский, полу-грузовой пароход. На рее «грот-мачты-трубы» трепетал под порывами ветра вялый от моросящего дождя военно-морской флаг ВМФ СССР, а на его полукруглой корме и на вогнутых скулах бортов красовалась надпись «Сванетия»…

- Это «Сванетия», - прозвучал за моей спиной голос нашего командира БЧ-5 капитан-лейтенанта Валерия Николаевича Силкина. Он пришёл на ходовой мостик, чтобы договориться с командиром корабля и вахтенным офицером об аврале по приёму и погрузке продовольствия, запчастей и припасов.
- А почему она какая-то странная? – машинально спросил я нашего уважаемого всеми «Механика».

Валерий Николаевич заметил, что также недоумённо и с любопытством на него смотрят «сигнальцы» БЧ-4, вахтенный офицер и даже командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров делает вид, что «не слушает».

- Она не странная, - с удовольствием и стараясь говорить громче, сказал Валерий Николаевич. Он очень редко перед кем-нибудь «выступал», а тем более ещё реже говорил что-либо командиру корабля…
- «Сванетия» –  это один из семи пароходов, которые строились в ГДР для нас, - сказал В.Н. Силкин. – Проект был наш (проект 233, Ленинградского ЦПКБ-1, СССР), а постройка – немецкая (серия судов пр.233 строилась с 1952 по 1958 годы на верфи «Нептун», г. Росток, ГДР).
- Это пароход и сухогруз для перевозки генеральных грузов, - продолжал на «Механик». - Двухпалубное, трёхостровное судно, со средним расположением машинного отделения и жилой надстройки, с наклонным носом и крейсерской кормой. «Механик» говорил так, как будто читал ТТД этого судна по «бумаге»…

- Водоизмещение этого парохода (GT) стандартное – 3245-3862 т, а полное водоизмещение (DWT) – 4355-4410 т, - продолжал говорить «Механик» и его речь постепенно укрепилась, стала гордой и значительной.
- Его скорость 12,6-13,6 узлов. Длина 102,33 м, ширина 14,44 м, высота борта 7,93 м, осадка 6,65 м. У этого судна один главный паровой котёл «DMT 24 50/90» (ГДР) мощностью 2450 л.с. или 1800 кВт. Экипаж: 36 человек, а ещё оно может комфортно разместить 18 человек прикомандированных, пассажиров, раненых, больных или практикантов.
- Это проект 233 морских сухогрузных транспортов, которые в данный момент переоборудованы в плавучие базы подводных лодок проекта 233К, - сказал «Механик» и обменялся понимающими взглядами с командиром корабля капитаном 3 ранга Е.П. Назаровым.

- «Сванетия» - продолжал В.Н. Силкин, - строилась в Ростоке, ГДР, на верфи «VEB Schiffswerft Neptun». Валерий Николаевич произнёс название судостроительной верфи на чистейшем немецком языке, без акцента.
- Заводской номер был «819», заложено это судно было в 1953 году, а вступило в строй в 1955 году. После модернизации и переоборудования в базу ПЛ, на этот корабль установили три 37-мм спаренных автоматических зенитных установки В-11М, которые могли стрелять осколочно-трассирующими и бронебойными снарядами на высоту поражения до 3000 м и на максимальную дальность – 4000 м. Темп стрельбы – 160-180 выстрелов в минуту со скоростью вылета снаряда весом 1 кг 490 г – 880 м/с. Время перевода этой зенитной установки В-11М из походного положения в боевое – 1 минута.
- А команда этой зенитной установки – 7 человек, - вдруг вклинился в монолог «Механика» наш командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров. Мы, все присутствующие в ходовой рубке, слушали, затаив дыхание.
- Вот почему экипаж «Сванетии», вооружённой этими зенитными установками составляет 43 человека, - заключил и всё-таки сказал «своё последнее слово» Евгений Петрович Назаров.

Командир корабля и командир БЧ-5 весело и дружески рассмеялись и уже совместно вспомнили, что после модернизации сухогруз «Сванетия», состоящий в составе Краснознамённого Северного Флота, может «ходить» в море на скорости 13 узлов на расстояние 6900 миль». Это уже, «по-океански», это серьёзно. Всё же «последнее слово» осталось за нашим командиром корабля. Евгений Петрович Назаров вполголоса, когда уже всё было обговорено между командованием БПК «Свирепый» и ПБПЛ «Сванетия» о документальном оформлении приёмки и транспортировки грузов по канатной дороге, проговорился «невзначай» о том, что ПБПЛ «Сванетия» переоборудована для обеспечения ПЛ (подводных лодок) проекта 611П – то есть серии советских больших подводных лодок (по классификации НАТО – класс «Zulu»), предназначенных для действий на океанских коммуникациях.

То, что приём продовольствия на БПК «Свирепый» происходил глубокой ночью и в районе якорной стоянки у датского мыса Скаген, свидетельствовало о тайности этой операции. То, что продовольствием с нами делился корабль Краснознамённого Северного флота, предназначенный для снабжения и обслуживания океанских подводных лодок, свидетельствовало об их наличии в этой части Северо-Восточной Атлантики. Кроме этого, вероятно, вместо нас ПБПЛ «Сванетия» должна была сейчас передавать продовольствие БПК «Бойкий» КСФ, который нас сменил для слежения за АУГ ВМС США-НАТО учений «Быстрое движение», но вынужден был после ЧП с торпедными аппаратами или ЗРК вернуться обратно в Североморск.

Я усиленно рисовал контур большого морского сухогрузного транспорта ПБПЛ «Сванетия» у себя в альбоме визуального разведчика и как будто «не слышал» этих слов командира корабля, но потом внимательно стал оглядывать море вокруг БПК «Свирепый» и ПБПЛ «Сванетия» на предмет обнаружения в мокром тумане «поплавка» (рубки) нашей советской подводной лодки. Подводные лодки проекта 611 имели характерные высокие центральные надстройки-рубки и нос с косым форштевнем, как у современных эсминцев. Нет, никаких ПЛ пр.611 или ПЛ иных проектов не было видно, зато рядом с нами стоял на якоре знакомый нам средний морской танкер СМТ «Лена».

Фотоиллюстрация из Интернета: Фото: ПБПЛ «Бахмут», пр.233К, тип «Коломна», БРН-78, ТОФ. Точно такой же корабль мы встретили и точно такой же контурный рисунок ПБПЛ пр.233К «Сванетия» КСФ я сделал 9 октября 1973 года на якорной стоянке у датского мыса Скаген в проливе Скагеррак. Большие морские сухогрузные транспорты проекта 233 модернизировались и вооружались в плавучие базы подводных лодок (ПБПЛ) проекта 233К. Всего в ВМФ СССР было 10 единиц таких ПБПЛ пр.233К. Один из них ПБПЛ «Сванетия»: заводской № №210/819, заложен на верфи «Нептун верфт» (г. Росток, ГДР) 28.10.1953 г., спущен на воду 19.03.1954 г., вступил в строй 29.06.1955 г. До 1964 года судно имело название «Кузнецк», ДВМП. Тактико-технические данные плавучей базы подводных лодок (ПБПЛ) проекта 233К: Водоизмещение, т: стандартное: 3540, полное: 5270 (пр.233 - 6700). Размеры, м: длина: 102,4, ширина: 14,4, осадка: 5,4 (пр.233 - 6,65). Скорость полного хода, уз: 13,6 (пр.233 - 13,3). Дальность плавания: 6900 миль (13 уз). Автономность, сут: (нет). Силовая установка: 1х2450 л.с. паровая машина, 1 ВФШ. Вооружение: 3х2 37 мм В-11М – пр.233К (затем сняты). Экипаж, чел: 43 (54 - ВТР). Модернизация: ПБПЛ «Сванетия» переоборудована для обеспечения ПЛ пр.611П и направлена на Краснознамённый Северный флот. Бортовые номера ПБПЛ «Сванетия»: (нет данных). ПБПЛ «Сванетия» списана на слом 26.10.1999 года.